Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

50 оттенков зеленого: театральный марафон перешел за Уральский хребет

Организаторов торжества в Екатеринбурге вдохновила «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Всероссийский театральный марафон дошел до столицы Урала — Екатеринбурга. Еще до торжественной церемонии состоялось открытие филиала Малого театра в Когалыме. А сам праздник в Екатеринбурге стал официальным началом «забега» и гордостью города, занимающего третье место в стране по количеству театров после Москвы и Санкт-Петербурга.

Кроме того, по словам министра культуры Владимира Мединского, открытие года театра в Екатеринбурге — повод оценить ход реализации в регионе масштабных культурных проектов.

— Мы по мере сил проводим небольшую ревизию нашего театрального хозяйства, чтобы посмотреть, где, как и в чем Министерство культуры совместно с региональными властями может помочь в развитии театрального дела в стране, — поделился глава ведомства с «Известиями».

Разбор хозяйства начался в бывшем особняке купцов-меценатов Тупиковых (ныне Дом актера), где представители регионального Союза театральных деятелей встречались с московским руководством. Традиционно на таких собраниях творческие люди жалуются на произвол местных чиновников и ищут защиты. На этот раз не случилось ни жалоб, ни кворума. Малочисленность и мирный настрой собрания зампредседателя СТД России Дмитрий Мозговой объяснил плодотворными контактами творцов и власти.

— Есть проблемные регионы, где с этим плохо, и есть благополучные. Екатеринбург — из последних, здесь налажена нормальная коммуникация и творческие люди решают свои проблемы в рабочем порядке, — сообщил «Известиям» столичный гость.

Менее благостно началась встреча Владимира Мединского с культурным руководством городов Урала. Министр с ходу заявил, что доля вложений области в культуру по сравнению с 20152016 годами снизилась. Выслушать объяснения чиновников «Известиям» не удалось — прессу попросили удалиться. Странный ход, учитывая, что речь идет не о частных инвестициях, хранить которые в тайне — право инвестора, а о деньгах налогоплательщиков.

Другой хедлайнер марафона ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе, напротив, демонстрировал предельную открытость. На встрече с учащимися хореографического колледжа он потроллил детишек рассказами о собственной исключительности («я везде и всегда был лучше всех») и дал несколько профессиональных советов («не бойтесь подражать: всё равно так не получится, а свой путь найти можете»).

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский, проведший творческую встречу со студентами Екатеринбургского театрального института, по его словам, приехал в столицу Урала поучиться.

— Впервые набираем в ГИТИСе магистратуру по специальности «драматургия», а здесь режиссер Николай Коляда уже много лет учит драматургов, — рассказал «Известиям» ректор.

Из нетеатральных событий внимание общественности привлек визит Мединского на строящуюся площадку фондохранилища культурно-просветительского комплекса «Эрмитаж-Урал». Объект должен быть введен в действие в 2020 году. «Известия» поинтересовались, зачем городу это дорогостоящее сооружение, да и вообще — не полезнее ли насладиться сокровищами Эрмитажа непосредственно там, замминистра культуры области Сергей Радченко ответил, что это даже не обсуждалось. В годы войны Эрмитаж был в эвакуации в Свердловске, так что сам бог велел сохранять историческую память, заметил он.

Катарсисные ощущения

Сочиняя церемонию открытия уральского марафона, режиссер Алексей Франдетти вдохновлялся сказами Павла Бажова. Малиновый с золотом интерьер Свердловского театра музкомедии прорезали ярко-зеленые ковровые дорожки, на лестницах появились экраны, имитирующие малахитовые шкатулки. Гостей встречали хозяйки Медной горы в кокошниках цвета изумруда и волонтеры в майках того же оттенка. Музыканты играли попурри из плясовых мелодий, видеопроекторы рассказывали о славном культурном пути уральского региона. В колорите видеосюжетов преобладал тот же малахитовый бажовский тон.

На вопрос «Известий», не боязно ли обращаться к хорошо знакомой теме, где вряд ли можно обнаружить нечто новое, Алексей Франдетти ответил, что на самом деле никто из его современных коллег наследия Бажова не касался.

— Когда я начал отбирать номера к концерту, выяснилось, что в местных театрах нет спектаклей по мотивам его книг, — резюмировал режиссер.

Действительно, дайджест лучших екатеринбургских постановок обошелся без уральской темы. Коллектив с труднопроизносимым названием «Театр Урал Опера Балет» приветствовал гостей неаполитанской песней, муниципальный театр балета «Щелкунчик» — фрагментом из «Снежной королевы», ТЮЗ — пластическим этюдом из спектакля «Щелкунчик». Умиление зрителей вызвал огромный Росинант, плетущийся в сопровождении крошечного Дон Кихота (Театр кукол) и песенка о погоде Максима Дунаевского из старой доброй «Мэри Поппинс».

Завершил парад композиций, подобранных по принципу «музыкально, пластично, афористично», хоровой фрагмент из спектакля «Холодное сердце». Хозяин площадки — Театр музыкальной комедии — вывел на сцену ледяную красавицу, множество детишек в белом и устроил пиротехническое шоу с клубами снежного дыма. Зал зачихал и почти отвлекся от главного события вечера. Возникшие в дымовой завесе министр Мединский и заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков вернули любителей театра к реальности.

В Европу с облегчением

Мединский назвал Россию великой театральной державой. Креков пожелал зрителям «приятных катарсисных ощущений». Вручение ему переходящего символа Года театра (металлический веер из 85 частей по числу регионов-участников) увенчалось звонкими фанфарами. Вспыхнул экран, закрутился земной шар — и пошла анимация с пляшущими макетами российских театральных зданий. Имперский масштаб поддержал спектакль «Екатерина Великая», данный после церемонии. Театральный марафон на Урале стартовал.

Директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова с облегчением восприняла приближение марафона к европейской части России.

— Сейчас нам будет значительно проще контролировать события, — призналась она «Известиям». — Меньше расстояния, близкие часовые пояса. Да и театры вошли во вкус. Если в январе мы только раскачивали эту тему, то теперь процесс пошел.

От уральского региона в марафоне участвуют 13 театров во главе с коллективами из Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска. А в столице Урала сейчас принимают Омский театр драмы.

Прямой эфир

Загрузка...