Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин в поздравлении Боярскому отметил его многогранный талант и темперамент
Общество
Глава МЧС исключил проблемы с курортным сезоном на Кубани из-за разлива мазута
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
Умер экс-премьер Индии Манмохан Сингх
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Мир
Нетаньяху заявил о решимости Израиля бороться с «рукой Ирана» в Йемене
Мир
Путин заявил, что РФ должна быть сильной перед попытками Запада расшатать ситуацию у границ
Мир
Лукашенко призвал ФРГ восстановить отношения с РФ для спасения своей экономики
Общество
Режим ЧС федерального уровня ввели в Краснодарском крае после крушения танкеров
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Политика
Путин рассказал о предложении Байдена в 2021 году отложить принятие Украины в НАТО
Общество
В Сызрани задержали запустившего фейерверк в отделении банка мужчину
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Происшествия
В Белгородской области в результате атаки беспилотника пострадали мама с ребенком
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Экономика
Патрушев заявил о сохранении в 2025 году объемов льготного кредитования аграриев
Общество
Судовладелец «Волгонефть-212» оштрафован за нарушения трудового законодательства
Мир
Израильская авиакомпания El Al решила приостановить полеты в Москву

Покорение Сибири Тангейзером: Вадим Репин сделал ставку на эксперимент

На Транссибирском арт-фестивале переосмыслили шедевры классики и представили музыку современных авторов
0
Фото: Александр Иванов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В самом разгаре — VI Транссибирский арт-фестиваль. Форум, объединивший концерты, театральные проекты, мастер-классы и выставки, вновь стал площадкой для экспериментов. Молодые артисты выступают здесь вместе со звездами, а известные шедевры соседствуют с мировыми премьерами.

Большинство мероприятий проходят в Новосибирске, но уже в ближайшие дни худрук фестиваля известный скрипач Вадим Репин и его коллеги-музыканты посетят Норильск, Искитим и другие города российской глубинки.

— Чтобы искусство развивалось, его нужно поддерживать. Мы хотим не только сохранить классическое наследие, но и помочь сегодняшним музыкантам — исполнителям и композиторам, — рассказал «Известиям» Вадим Репин. — Опусы, созданные для форума, вызывают интерес; после его окончания они зазвучат в новых городах и интерпретациях, обретая собственную жизнь.

Начали смотр с классики: на открытии, прошедшем в Новосибирской филармонии, артисты удивили ее неожиданным прочтением. Лауреат международных конкурсов Сергей Тарасов придал Второму концерту Рахманинова облик импровизации. Пианист самозабвенно купался в деталях и демонстрировал фирменное rubato (спонтанное ускорение и замедление). Кульминацией исполнительской свободы стало адажио, наполненное экзальтированными сжатиями и внезапными замираниями. Оркестр, поддавшись харизме солиста, последовал было за ним. Однако руководивший коллективом Томас Зандерлинг не дал подопечным такой возможности, сдерживая их порывы вплоть до финала.

Вадим Репин, напротив, избрал вдумчиво-интеллигентную манеру игры. В интродукции и рондо-капричиозо Камиля Сен-Санса скрипач предпочел аффектированной чувственности умеренный психологизм. Однако главным открытием стала оркестровая часть вечера, представленная «Арлезианкой» Жоржа Бизе. Очистив сюиту от фольклорного налета, коллектив исполнил ее с истовым драматизмом. Трагедия, заложенная пьесой Альфонса Доде, ощущалась в экспрессивных вспышках сфорцандо (менуэт), тревожных зовах валторн (пастораль), суровых речитативах струнных (интермеццо). А мерная пульсация тамбурина в Фарандоле знаменовала неумолимую поступь судьбы, настигшей героев.

Новую музыку на форуме репрезентировала поэма Бориса Лисицына «Музыка моря». Мировую премьеру Новосибирский симфонический оркестр сыграл под управлением главного дирижера ГАБТа Тугана Сохиева.

— Мое море — это холодный Тихий океан в районах Владивостока или Северной Калифорнии. Я стремился изобразить цикличность развития от безмятежного штиля к буре и возвращением к первоначальному спокойствию, — пояснил свой замысел композитор.

Опус воспринимается как исключительно пейзажный. Оркестровая звукопись, складывающаяся из кластеров, рождает объемные слуховые картины. За невесомыми переливами скрипок (дуновение зефира) следуют грозовые раскаты труб. За игривыми руладами рояля (плеск волны) — сокрушительные удары колокола. Кульминационное тутти, штормом обрушившееся на зрителя, стихает лишь в медитативной коде.

Не было забыто организаторами фестиваля и музыкально-сценическое искусство. В рамках Года театра на форуме состоялось концертное исполнение вагнеровского «Тангейзера» в редакции Дмитрия Юровского. Пропустившего премьеру маэстро в последний момент заменил дирижер Государственной симфонической капеллы России Дмитрий Крюков.

— Объединив Дрезденскую и Парижскую версии, иначе скомбинировав музыкальные сцены оперы, Юровский получил цельную партитуру, адаптированную для исполнения в концертном зале. Для меня большая честь представить «Тангейзера» на фестивале вместо него, — поделился с «Известиями» дирижер.

Новый двухактный вариант оперы вышел на редкость удачным. Деликатные купюры добавили «Тангейзеру» компактности, а грамотные перестановки — стилистического единства. От полноценного театрального действа его отличали разместившиеся на переднем плане солисты (основное пространство сцены занял оркестр студентов Новосибирской консерватории) и помещенная на задник инсталляция, заменившая декорации. В остальном авторы создали яркий спектакль с продуманной драматургией и рельефными персонажами.

Для Юровского и его команды они изначально обречены. Страдает и мрачный, словно демон, Тангейзер (Александр Шульц). И трепетная ангелоподобная Елизавета (Ирина Новикова). И скорбящий о ней Вольфрам (Юлиан Юрлисхаузен). Плачущие водопады в гроте Венеры и безликие гости на состязании певцов в Вартбурге (видеохудожник Мария Кононова) усиливают атмосферу зловещей предопределенности. Крайней точки она достигает в финале, где уставший герой прощается с жизнью. И даже расцветающий в глубине сцены священный посох не приносит ему желанного покоя.

Читайте также
Прямой эфир