Шпион на колесах: автомобиль с встроенными интернет-сервисами выходит на дорогу
Понятие подключенного автомобиля в мировом автопроме появилось довольно давно. Россия же долгое время стояла в стороне от этого тренда, но с недавних пор отечественный IT-гигант «Яндекс» начал поставлять свое программное обеспечение для подключенных автомобилей. С одной стороны, такие машины помогают водителю с навигацией, интеграцией смартфона, выбором любимой музыки и голосовым поиском в интернете. А с другой стороны, они могут стать тихими шпионами, и их планируется первыми использовать для российского дата-центра по сбору информации о водителях. Стоит ли покупать подобные автомобили, «Известия» выясняли на примере Renault Kaptur Play.
Звонок в службу спасения
Итак, почему Renault Kaptur Play? Всё просто — это самый первый автомобиль, с которым «Яндекс» — читай, Россия — шагнул в эру мультимедийных систем с встроенными интернет-сервисами. Отечественный «АвтоВАЗ» тоже готовит свой ответ — Lada Connect, хотя степень участия российских инженеров в этом проекте остается под вопросом.
По прогнозам глобальной консалтингово-исследовательской компании Gartner, к 2020 году количество таких машин по всему миру достигнет 250 млн. Кроссовер Kaptur — это еще и своеобразная нулевая ступенька, с которой было проще двинуть отечественную систему инфотейнмента в массы. Пока что на российском рынке в сегменте среднеценовых автомобилей это место не занято иностранными автопроизводителями, а в премиуме каждый автомобиль фактически имеет сложные мультимедиа с подключением.
В мировом автопроме это движение началось еще в 1996 году, когда концерн General Motors выпустил на рынок автомобили Cadillac DeVille, Seville и Eldorado с коммуникационной системой OnStar. Тогда задача была довольно простая, но вместе с тем чрезвычайно важная — оперативно информировать службу 911 о дорожном происшествии. С тех пор функционал подключенных автомобилей увеличивался синхронно с развитием телекоммуникационных услуг.
Как это работает
Внутри подключенный Kaptur встречает знакомой бюджетной отделкой, которую слегка оживили детали для версии Play, окрашенные в ярко-красный цвет. Все детали интерьера сразу можно пропустить, поскольку нас сейчас интересует только 8-дюймовый экран с системой «Яндекс.Авто». Поскольку поисковик поставляет «Яндекс.Карты» с маршрутами объезда пробок, первый и несомненный плюс в том, что в мультимедийке эта опция уже есть. Не нужно городить сложные конструкции из собственного смартфона, трясущегося на держателе с присоской под лобовым стеклом, — всё решается простым вводом нужного адреса. Функционал у навигатора ровно такой же, как у аналогичного приложения в смартфоне: доступны точки POI, АЗС, гостиницы и прочее.
Далее включаем музыку. Точнее целый блок, в котором можно выбрать FM и УКВ радио, подключить аудиотеку смартфона через Bluetooth или выбрать интернет-радио, работающее благодаря технологии 4G/LTE. Последнее, пожалуй, — самый интересный вариант, поскольку это еще одно веяние времени, хорошо развитое на Западе и доселе незнакомое российскому слушателю.
В Kaptur Play пока предлагается воспользоваться соответствующим онлайн-радио от «Яндекса», которое в зависимости от выбора музыкального направления выдает довольно неплохой набор исполнителей. Хотя для искушенного слушателя все-таки потребуются более точные настройки.
Сторонних приложений радиостанций в «Яндекс.Авто» пока нет, но, надо полагать, со временем они появятся. Собственно, мультимедийки, подключенные к интернету, и породили мировой бум онлайн-радио, так что в некоторых странах оно серьезно потеснило привычное частотное. В США, к примеру, пользователи чаще делают выбор в пользу интернет-радиостанций. Причем охват аудитории онлайн-радиостанций может исчисляться от 5 тыс. человек (в случае маленького городка) до нескольких миллионов человек.
Какая же мультимедийка без возможности интегрироваться с телефоном? Правда, интерфейс виртуального телефона не блещет графической изысканностью, зато все функции исполняются без нареканий. И «Яндекс» не был бы сам собою, если бы не добавил туда свой поисковик. И лучше бы он этого не делал. Что-то найти посредством этого поисковика, безусловно, можно, но при одном условии — вы готовы мириться со скоростью загрузки времен dial-up с «хрустящими» модемами. Подключение к скоростному мобильному интернету на поверку не такое уж и расторопное.
Слушаем 24 часа в стуки
Можно сказать, что, собственно, на этом функционал «Яндекс.Авто» в Kaptur Play практически закончен. Хотя нет, есть еще одна важная вещь, о которой просто нельзя не упомянуть. В мультимедийку встроен голосовой помощник «Алиса», вернее какая-то ее первая, адаптированная под автомобиль итерация. Функция очень удобная, особенно если у вас периодически возникает желание с кем-нибудь поговорить. Или уточнить, не отрывая рук от руля, скажем, погоду или дату начала Французской буржуазной революции.
Но есть еще один жирный минус в подобном помощнике. Если во многих смартфонах голосовому помощнику можно запретить подслушивать хозяина гаджета, то автомобильная «Алиса» активирована 24 часа в сутки, и с этим, увы, ничего не сделать. В век охоты за персональной информацией нужно учитывать, что фактически вы покупаете вместе с машиной и, скажем, так легального шпиона в вашем автомобиле.
К слову, в российском правительстве уже придумали, как будут использовать информацию от подключенных автомобилей. В течение ближайших двух-трех лет появится единый дата-центр, который будет продавать информацию о географии передвижения автомобилистов, техническом состоянии их авто и манере вождения сторонним компаниям. Чиновники уточняют, что от передачи персональной информации можно будет отказаться, хотя в интересах безопасности и экологии данные всё же будут изымать без разрешения водителя.