Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о неспособности помощи США Киеву повлиять на ситуацию на фронте
Мир
Посольство РФ заявило об отсутствии данных о задержании россиян в Германии
Общество
Песков назвал Путина требовательным к представителям власти
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Происшествия
ВСУ снова атаковали тренажерный центр Запорожской АЭС
Мир
Захарова заявила об отсутствии реакции ВОЗ на удары ВСУ по врачам и больницам РФ
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
МИД РФ указал на безразличие Запада к планам Киева атаковать Крымский мост
Мир
Захарова заявила об уничтожении прав украинцев новым законом о мобилизации
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Он родился 6 марта 1934 года в Одессе, в семье врачей — и ничто, казалось, не предвещало юному Мише той поистине всенародной славы, которая оказалась ему суждена. «Известия» попытались разобраться в ее истоках — и поздравить Михаила Маньевича Жванецкого с юбилеем.

Смеяться можно

Свободу изображали по-разному: в виде величественной девы во фригийском колпаке, в виде парящих орлов и прочей гордой живности. У нашей свободы, еще до официального ее прихода в 1991-м, еще даже до всякой «перестройки» и «нового мышления» было добродушное круглое лицо с вздернутыми будто в вечном изумлении бровями под блестящей лысиной — лицо Жванецкого. Путь от причала (в буквальном смысле) в каждую гостиную одной шестой части суши был, однако, долгим и извилистым.

Счастливое детство Мишки-одессита было, как и у всех детей его поколения, войной. Отец, Мане Моисеевич, был призван в армию — служил военврачом во фронтовом госпитале, был награжден орденом Красной Звезды. Семью успели эвакуировать, но Жванецкие вернулись в родной город сразу после освобождения, в 1944-м. Закончив школу, Михаил поступил учиться в серьезный вуз и на серьезный факультет — Одесский институт инженеров морского флота по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов». Выпустившись, работал в порту механиком кранов — вместе с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, такими же, как и он, весельчаками-непрофессионалами, участниками самодеятельности в студенческом театре.

Тут надо вспомнить, что официальные сатира и юмор в те (да и в более поздние и менее кровожадные) времена в СССР представляли собой зрелище довольно плачевное: знаменитое «за гуманизм и дело мира бесстрашно борется сатира» из «Покровских ворот» — это не столько пародия, сколько довольно точное изложение того, что реально звучало с эстрады.

Отдушиной служили именно студенческая сцена (и ее «прирученная», но всё равно чрезмерно смелая для эпохи форма — «Клуб веселых и находчивых» на ТВ), да неформальные капустники в «настоящих» театрах. И, конечно, возвышавшаяся на отечественной эстраде исполинская фигура Аркадия Райкина.

Именно Аркадий Исаакович заметил молодого одессита и сперва взял в репертуар несколько его миниатюр, а затем и его самого — завлитом в свой театр. «Литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности — всё это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером», — писал Райкин в своих воспоминаниях.

Михаил Жванецкий

Сатирик Михаил Жванецкий во время выступления перед полярниками научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный Полюс – 28», 1987 год

Фото: ТАСС/Подэрни Роман

Администратором Жванецкий, впрочем, оказался никудышным: по словам Райкина, «ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости». Но именно эти качества, пожалуй, и стали основой успеха Жванецкого и как автора, и как исполнителя собственных миниатюр. Говоря проще, ему не хватало умения идти на компромиссы и понимать то, что в советское время обычно так и называлось «ну вы же понимаете...» В стране, где под запретом было едва ли не всё, Жванецкий был одним из немногих, а после смерти Райкина едва ли и не единственным, кто не боялся практически ничего — ни отлучения от телеэкрана, ни отмены концертов, ни цензуры.

Таким он остается и сегодня — когда «на место цепей крепостных люди придумали много иных», теперь уже по большей части не политического, а коммерческого свойства. Впрочем, вмешивается и политика — даже международная. Этой весной украинские националисты-радикалы грозятся сорвать концерты сатирика в его родной Одессе. При этом Жванецкий, даже будучи кавалером российского ордена «За заслуги перед Отечеством» двух степеней, никогда не был замечен в ура-патриотическом настрое — он не стесняется критиковать любую власть.

Жванецкий, как когда-то в советские годы, так и сейчас вообще ни за какую власть — он на стороне людей. Это проходит красной нитью и в его творчестве, и в самой его жизни — список тех, за кого заступался Михаил Маньевич, займет изрядное количество строк.

Ни горе, ни беда

Самым, наверно, удивительным — учитывая избранный писателем жанр сатирической миниатюры — свойством Жванецкого было и остается полное отсутствие пошлости в его грустно-смешной эстрадной работе. И вечная его молодость — в мире преждевременно состарившихся «джентльменов», «пельменей» и прочих телекомедиантов Жванецкий остается, несмотря на груз лет, едва ли не самым свежим представителем сатирического цеха. Именно поэтому к нему тянется интеллигентная публика — за словом, за жестом, за сардоническим взглядом из-под очков.

Собственно, феномен популярности Жванецкого как автора-исполнителя сродни, пожалуй, любви той же аудитории к бардовской песне: недостаток исполнительского профессионализма с лихвой компенсировался искренностью подачи и талантливостью текстов. И, конечно, тонкой игрой на нюансах, на интонации, на гротеске, не переходящем к уровню фарса. Впрочем, выступления Жванецкого, никогда не бывшего профессиональным актером, очень быстро превратились в настоящие моноспектакли — природный артистизм истинного одессита взял свое.

Михаил Жванецкий
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

И, при всей своей интеллигентности, Жванецкий «повинен» и в обогащении народного, низового языка: все эти «скока-скока?», «маленькие, но по три» давно вошли в фольклор; эти обороты используют, даже не вспоминая об авторстве.

«Сатира процветает при тоталитарном режиме. Вот тогда у нее расцвет. Там и юмор, там и сатира, там и самое главное — умная очень ирония», — сказал в прошлом году в интервью «Известиям» Жванецкий. В этом парадоксальном, казалось бы, высказывании — весь Жванецкий, любитель ставить загадки и чуть-чуть недоговаривать. Ведь страх смеха — отличительная черта любого тоталитаризма, хоть установленного на государственном уровне, как когда-то в СССР, хоть идущего из темной хтони озлобленной люмпенской массы, как на нынешней Украине.

Но сам Жванецкий никогда не боялся никого — ни всесильного КГБ, ни бандитов в лихие 1990-е, ни даже тяжелых на руку одесских биндюжников времен его юности. Не испугается и кучки фашиствующих негодяев, пытающихся не дать ему навестить родной город, родную публику. Не такой он человек.

Прямой эфир