Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Кремле указали на большой интерес к пресс-конференции Путина
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
Московских водителей в 2025 году оштрафовали на 10 млн руб. за помехи трамваям
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
В Кремле сообщили о продолжении контактов Москвы и Вашингтона
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Путин предложил направить средства от штрафов на общественный транспорт
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Мир
На северо-востоке Японии зафиксировано цунами высотой 40 см
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Мир
Шойгу прибыл во Вьетнам для переговоров с военно-политическим руководством
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Общество
В России планируют возвести свыше 100 млн кв. м жилья до конца года
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Общество
ВККС не продлила полномочия Петру Серкову
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на Киевском шоссе в ТиНАО

«Эту страшную махину Жванецкий со товарищи превратили в смешную»

Актер Алексей Агранович — о советском юморе, стендапе Евгения Гришковца и героях застойного времени
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российском прокате — «Юморист» Михаила Идова, история вымышленного писателя-сатирика времен застоя. Главную роль в картине играет Алексей Агранович, известный прежде всего как церемониймейстер главных культурных событий вроде «Кинотавра» и Петербургского форума, а в последние годы активно развивающий актерскую карьеру. «Известия» поговорили с артистом о том, как юмор и кино застоя резонируют с сегодняшним днем.

— Я видел в новостях, что Михаил Жванецкий был на премьере. Он не говорил о своих впечатлениях?

— Мне передали поздравления и добрые слова от него. Надеюсь, еще получится с ним подробнее поговорить. Вообще до премьеры мы уже показали фильм очень многим артистам — Ефиму Смолину, Кларе Новиковой, Геннадию Хазанову, Юрию Стоянову, Аркадию Инину. Реакция совершенно неожиданная. Например, я был уверен, что сцена разговора с космонавтом у нас нереалистична, слишком похожа на сон (героя фильма вызывают в засекреченный бункер прочитать в микрофон монолог космонавту. — «Известия»). А Ефим Смолин рассказал, что ровно такая же история однажды произошла с ним лично.

— А до съемок вы с кем-то из артистов эстрады общались, чтобы подготовиться?

Не было надобности. Я очень хорошо помню это время — в начале 1980-х мне было 13–14 лет. Кого-то из юмористов я знал лично. У меня дедушка литератор, и у него на квартире часто собирались гости. Многих седовласых мэтров я помню совсем молодыми.

И передачу «Вокруг смеха» я, конечно, смотрел. Тогда мало что интересного показывали по телевизору, а я вообще жил в магнитофонном мире — слушал записи Высоцкого, Галича, который дружил с дедом (во время войны они вместе служили во фронтовой студии). Оба они бывали у нас дома… Но «Вокруг смеха» было исключением из правил. Мы знали, что в конце программы выйдет Жванецкий или Хазанов и что-то такое смешное, острое на грани дозволенного нам расскажет. Это ожидание настоящего, подлинного посреди общего официоза я помню отлично.

Помимо прочего, одна из функций юмора — купировать страх. На титрах в «Юмористе» звучит песня Фейса (популярный рэпер. — «Известия»), он там зачитывает: «Шутники и юмористы развалили нам страну». И здесь, если подумать, есть некоторая правда. Всю эту страшную махину Жванецкий со товарищи превратили в смешную. В итоге она потеряла свою силу и развалилась.

— При этом вашего героя сложно назвать борцом с режимом.

Потому что он и не борец. Строго говоря, и юморист не очень — читает не смешно, удачно шутит, скажем мягко, через раз. В ключевом эпизоде, где он играется в стендап, западную комедию оскорблений, он в общем-то ведет себя по-хамски. Да, в ответ на чужое хамство. Да, рискуя всем — это поступок смелый, но не очень достойный. Это не тот масштаб, который мы ждем от настоящего героя.

По мне так Аркадьев похож на персонажей «Утиной охоты» и «Полетов во сне и наяву» — тип, который был так любим советской интеллигенцией времен застоя. Такие странные, но обаятельные люди, непонятно, чем занимаются (явно не работой), находятся в сомнительных отношениях с женщинами, зациклены на себе и на своем «я».

— А почему этот тип был так любим, как считаете?

Потому что в советское время коллектив был канонизирован, а индивидуальность находилась под подозрением. Человек фрондирующий, конфликтующий со средой, тот, кто мог послать всех к черту, вызывал симпатию. Сегодня же, когда целое поколение выросло на ценностях индивидуализма (и послать к черту — уже не великая доблесть), стали важны нюансы. И оказалось, что герой тех лет в общем-то пошляк и хам. И к Аркадьеву это тоже относится в полной мере.

Но это я сейчас так рассуждаю. Тогда, конечно, лет в 14 — как раз когда разворачивается действие «Юмориста» — персонажи Даля и Янковского меня привлекали. Можно сказать, из-за них я и захотел стать актером.

— Удивительно, что именно эти фильмы — «Утиная охота», «Полеты во сне и наяву» — в качестве важнейших впечатлений детства называют многие артисты-режиссеры среднего поколения. Еще часто вспоминают «Неоконченную пьесу для механического пианино»…

Тоже прекрасный фильм. Это вряд ли кто-то замечает, но у моего персонажа в спектакле «Маленькие трагедии»  есть отсылка к сцене, где герой Калягина бегает по полю и напевает арию Доницетти (смеется).

Меня эти сходства не удивляют. А что вы хотите — это же кино, на котором мы выросли. Наш тип героя — тот, который вдохновлял нас в детстве. Почему время застоя сейчас настолько популярно? Ключевые позиции во всех сферах занимают люди нашего поколения, чьи детство и юность пришлись на Брежнева. Чем старше ты становишься, тем больше тебя тащит туда. И чем больше у тебя возможностей, тем активнее ты выстраиваешь знакомую среду вокруг себя.

— Если вернуться к эстраде, получается, примат коллектива как раз делал невозможным появление у нас настоящего стендапа. Очень немногие — тот же Жванецкий — говорили как бы от своего имени, не прячась за маски.

— Советские юмористы делились на авторов, исполняющих свои тексты, и артистов, использующий чужой материал. У всех артистов всегда была маска, у кого-то, например, Райкина — невероятное количество масок. Писатель же, за редким исключением, выступал как бы от своего лица, но степень откровенности была умеренной.

Как мне кажется, настоящий стендап — человек выходит и говорит с залом от себя — появился у нас, когда пришел Евгений Гришковец. «Как я съел собаку» хотя и называется спектаклем, но это первый настоящий российский стендап. Он бывает и таким, замешанным на драматическом материале.

— Совершено согласен. Например, в одном интервью Гришковец признавался, что часто импровизировал и менял текст «Как я съел собаку» под зрителя — например, если видел, что публика в основном молодая, опускал историю про кукольные мультфильмы, которая никак с их опытом не резонирует.

Импровизация — это вообще отдельный талант. Мне интересно, много ли у нас артистов, которые могли бы выйти на сцену без ничего и держать зал? Я думаю, Ваня Ургант может. Ну, может, еще несколько человек.

Больше десяти лет мы с «Квартетом И» играли спектакль, который сначала назывался «Актерские игры», а потом переименовался в «Клуб комедии». Это была чисто импровизационная комедия. Формат чем-то напоминал «Слава богу, ты пришел», хотя передачи еще не было и в помине: зритель придумывал конфликтную ситуацию, а артисты должны были войти в образ и выстроить диалог так, чтобы каждая новая фраза начиналась со следующей буквы алфавита (он висит тут же на сцене).

Были задания и посложнее. Я был ведущим и в любой момент мог переключить жанр, допустим, с триллера на кукольный театр, и участники должны были в срочном порядке адаптироваться. Позднее мы стали приглашать звезд — Миша Ефремов блестяще импровизировал, Саша Цекало… Но справлялись не все. Шоу обычно длилось почти три часа, и там не было ни одного написанного слова.

— В фильме вы примерили образ советского юмориста. Нет желания попробовать силы в стендапе?

— У меня был подобный опыт лет двадцать назад. Одна компания на свой день рождения организовала серию концертов — пригласила человек восемь известных артистов, отправила нас в разные города и объединила все выступления телемостом. Меня отрядили в Сызрань. Что-то пошло не по плану, и я полчаса стоял на сцене и общался с людьми без подготовки, при том, что они понятия не имели, кто я такой.

Потом телемост наконец начался, но без звука, и я комментировал происходящее, рассказывал про моих коллег: Игоря Верника, Лешу Кортнева, Юлю Бордовских. Это было абсолютно one man show с немой картинкой и несколькими музыкальными номерами народного творчества.

— Вы уже не раз рассказывали, что с актерством завязали еще в 1990-е. А теперь — две номинации на «Золотую маску», отличная роль в сериале «Частица Вселенной» (которую обсуждали едва ли не больше самого сериала), и вот «Юморист». Что дальше?

— Я давно перестал думать, что актерская профессия вернется в мою жизнь. То, что я снова стал играть, — это стечение обстоятельств, и я могу только сказать спасибо судьбе и людям, которые мне подарили такую возможность. Однако нет такого, чтобы меня уже завалили предложениями, и я сидел, выбирал.

Сейчас я снялся в двух картинах — «Звезд неверный свет» Нигины Сайфуллаевой и «Выше неба» Оксаны Карас (там мы с Викой Толстогановой играем мужа и жену). Думаю, к лету они выйдут. Есть еще проект Алены Званцовой (режиссер «Частицы Вселенной». — «Известия»), судьба которого должна решиться на днях.

Справка «Известий»

Алексей Агранович родился в 1970 году. Учился на актерском курсе Альберта Филозова и Армена Джигарханяна во ВГИКе. Многолетний постановщик церемоний открытия и закрытия Московского международного кинофестиваля (2000–2010), «Кинотавра» (с 2003-го), вручения премии «Золотой орел» (2003–2010) и др. Генеральный продюсер кинофестиваля «Край Света. Восток» в Южно-Сахалинске. Играет в кино и театре. Дважды номинант премии «Золотая маска», лауреат фестиваля «Движение» за роль в фильме «Юморист».

 

 

Читайте также
Прямой эфир