Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Страны Балтии выразили намерение продолжать санкционное давление на РФ
Мир
РФ передала Никарагуа около 350 т муки по программе ООН
Мир
В МИД РФ сообщили о планах США потратить более $11 млрд на кибератаки
Мир
Премьер Греции пообещал ЕС помочь стать независимым от газа из России
Мир
США перестали отговаривать Украину от нанесения ударов по РФ
Мир
Politico узнала об отсутствии решения у США о передаче Украине БПЛА
Мир
В МИД РФ заявили о попытках спровоцировать конфликт Тбилиси и Москвы
Мир
Столтенберг не исключил начала войны между Россией и НАТО из-за Киева
Происшествия
Подростки осквернили Вечный огонь в Горно-Алтайске
Армия
Российских мотострелков ЮВО наградили за мужество и героизм в зоне СВО
Мир
Американский журналист Грант Уол умер во время освещения ЧМ-2022
Мир
Скончался известный американский авиатор Джозеф Киттингер
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первый день проходящего в Бангалоре авиасалона Aero India 2019 крупнейший военный концерн мира Lockheed Martin неожиданно презентовал новый истребитель — F-21. Однако несмотря на то, что это практически не упоминалось в рекламных материалах, новинка «слегка напоминала» заслуженный F-16. «Известия» разобрались, откуда взялся новый старый истребитель и что можно от него ждать.

Истребитель F-16 — самый массовый боевой самолет современности. Созданный под впечатлением от Вьетнамской войны как легкий истребитель для маневренного воздушного боя, с годами он стал многоцелевой машиной, составляющей основу военно-воздушных сил США и еще трех десятков стран.

С 1975 года было выпущено более 4600 самолетов, причем чуть более половины — на экспорт (примечательно, что изначально ВВС США планировали купить только 650 F-16, а закончили в 2005 году на 2231-й машине). Непрерывный выпуск в течение более сорока лет был остановлен только в 2017 году — причем не окончательно, а для переезда сборочной линии на завод в другой штат, дабы полностью сосредоточить комплекс в Форт-Уорте на сборке F-35. Примечательно, что последние сошедшие с техасского конвейера самолеты предназначались для Ирака, который американские истребители этой же модели не один год бомбили.

На новом месте планируется возобновить производство — уже получены заказы от Бахрейна и Словакии, ожидается в ближайшее время контракт на поставку этих истребителей для ВВС Болгарии.

Однако эти соглашения довольно мелкие. По-настоящему эффектной лебединой песней для наиболее успешного в экспорте истребителя четвертого поколения, по мнению его производителей, должна стать победа в «последнем великом тендере» этого этапа развития боевой авиации — индийском конкурсе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft).

Гадюки, брильянты и танцы под балалайку

«Известия» уже рассказывали об индийских мучениях с попытками выбора нового среднего истребителя, который должен был дополнить тяжелые Су-30МКИ. Дабы не повторяться, кратко отметим, что еще на рубеже веков, впечатленные удачным опытом применения французского истребителя «Мираж 2000», индийские ВВС запланировали закупку сотни с лишним таких машин. Причины были очевидны — самолеты времен холодной войны, составлявшие основу ВВС Индии, стремительно старели физически и морально. Тяжелый Су-30МКИ не мог заменить вообще всех (дорого в эксплуатации и зачастую избыточно), а разработка собственного легкого истребителя «Теджас» («Бриллиант») просто пожирала ресурсы и не давала никаких результатов. При этом была поставлена амбициозная цель не только сохранить, но и увеличить численность ВВС — так, предполагалось, что эскадрилий истребителей потребуется по меньшей мере 42.

Российский тяжелый истребитель поколения 4+ Су-30МКИ ВВС Индии на выставке Aero India в Бангалоре

Российский тяжелый истребитель поколения 4+ Су-30МКИ ВВС Индии на выставке Aero India в Бангалоре

Фото: РИА Новости/Дмитрий Струговец

Однако вмешались политические соображения и мода на борьбу с коррупцией (которая — борьба в смысле — в Индии весьма специфична), и простая закупка отработанного в серии и относительно недорого самолета превратилась в пятнадцатилетний тендер, который привел к серьезным тратам и практически провалился. В итоге конкурса MMRCA вместо закупки 126 подогнанных под индийские требования машин с опционом еще на 74, с лицензионной сборкой и передачей технологий закупили 36 французских же истребителей «Рафаль», причем готовыми и с меньшей подгонкой под себя.

Понятно, что проблему качественного и количественного состава ВВС это не решило — более того, за прошедшие годы она только усугубилась. Количество истребительных эскадрилий упало до 33, а если не предпринять срочные меры, то в ближайшие годы будет сложно сохранить и 30. При этом значительная их часть вооружена морально устаревшими МиГ-21бис — в ВВС Индии до сих пор состоит на вооружении более сотни «балалаек». Несмотря на прошедшую модернизацию, они уступают не только китайским, но и многим пакистанским истребителям и совершенно исчерпают ресурс в начале следующего десятилетия. Та же участь ждет и истребители-бомбардировщики МиГ-27.

Ситуация с собственным «Теджасом» при этом совершенно чудовищная. На прошедшей выставке объявили его достигшим полной оперативной готовности, но это, мягко говоря, попытка сделать хорошую мину при плохой игре — в этом году еще только обещают сдать последние четыре одноместные машины по первому контракту 2006 года. Выполнить этот контракт при выдаче планировалось еще в 2011 году, причем в него входили в том числе и двухместные версии самолета, которые еще даже не начали производить. При этом много лет говорилось, что облик машин первого контракта ВВС в принципе не устраивает.

Легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения «Теджас» ВВС Индии во время посадки

Легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения «Теджас» ВВС Индии во время посадки

Фото: commons.wikimedia.org/Venkat Mangudi

На этом фоне неудивительно, что конкурс MMRCA практически сразу был перезапущен. F-16, разумеется, также участвовал в первом конкурсе MMRCA, но тогда американские участники не прошли даже в финал. Сказались неготовность делиться технологиями в большом объеме и, если верить злым языкам, коррупционная составляющая и изначальные планы (совпадение ли, что купили, как и хотели до тендера, французский истребитель?).

Однако новое правительство Нарендры Моди не только подписало с уже доставшимся им в качестве победителя «Рафалем» сильно урезанный контракт, но и резко взяло курс на укрепление дружбы и военно-технического сотрудничества с США. Перезапущенный конкурс даже изначально подразумевал выбор однодвигательной машины, что практически гарантировало победу F-16 — единственным реальным соперником оставался шведский JAS-39 «Грипен», а скандинавское королевство не обладает таким политическим значением для Нью-Дели. Да и выбор легкого «Грифона» стал бы слишком очевидным плевком в сторону «Теджаса», обосновать нужность которого стало бы совершенно невозможно (к слову, шведы помогают с его созданием).

Впрочем, в начале прошлого года требование однодвигательности сняли, и новый старый конкурс стал практически копией первого MMRCA — по крайней мере, в области участников. К «Грипену» и F-16 добавился американский же F/A-18E/F «Супер Хорнит» (звучат мнения, что расширение конкурса стало результатом лоббизма именно его производителя — Boeing), европейский «Еврофайтер Тайфун», победитель «первого тура» «Рафаль» и российский МиГ-35 (имеются также противоречивые сведения, что в борьбе может принять участие и Су-35). Немного отличаются планируемые объемы — 114 машин за $15 млрд, но эти цифры в любом случае подлежат пересмотру.

Французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Дассо «Рафаль» ВВС Индии

Французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Дассо «Рафаль» ВВС Индии

Фото: commons.wikimedia.org

В этот раз, по политическим соображениям, позиции американцев куда более сильные. Повторно выбрать французский истребитель значит лишний раз подставить себя под критику из разряда «почему же не купили сразу». И так последний год оппозиция раскручивает эту тему — недавно был опубликован доклад, вроде бы подтвердивший заявление правительства, что стоимость закупленных им «Рафалей» в пересчете за единицу — дешевле, чем получилось бы у прошлой администрации (оппозиция упрекала в переплате). Но это довольно сомнительное достижение, так как согласно материалам доклада, основная экономия была достигнута на меньше модернизации под свои требования и отказе от лицензионного производства.

Со шведами и ЕС у Индии особо крепких связей нет, зато США наращивают долю на индийском рынке вооружений, стараясь выдавить оттуда в первую очередь Россию. Имели место даже вбросы в СМИ, что из-под санкций за покупку С-400 (которым подверглись Китай и Турция), полагавшихся по акту CAATSA, Индия была выведена в обмен на обещание выбрать американский истребитель. В такой ситуации не просто не купить американскую машину, а предпочесть ей российскую — оскорбление, которое не останется без ответа.

Главный вопрос, какого «американца» придется брать. Пока индийцы выбирали однодвигательную машину, победа была почти в кармане у «Гадюки» (Viper — давно устоявшееся народное имя F-16, закрепленное производителем в одной из последних экспортных модификаций F-16V). Но после расширения конкурса ситуация радикально изменилась. Boeing имеет хорошие позиции в Индии — он уже продал туда противолодочные самолеты P-8 «Посейдон» и вертолеты CH-47F «Чинук», AH-64E «Апач». Производимый Boeing «Супер Хорнит» и сам серьезный противник — более свежая «база», два двигателя, наличие модификации для радиоэлектронной борьбы, которую наверняка предложат в качестве бонуса, потенциальная возможность унификации с флотом, который сейчас выбирает себе перспективный палубный истребитель.

Американский палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Супер Хорнит»

Американский палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Супер Хорнит»

Фото: commons.wikimedia.org

Конечно, ВМС Индии могут взять себе «Рафаля», также имеющего палубную модификацию, полностью совместимую с планируемыми к установке на перспективный авианосец американскими взлетно-посадочными системами. Но если они возьмут француза, а ВВС — «Супер Хорнит»… это слишком даже для индийской любви к разунификации.

В такой ситуации все способы повысить свои шансы хороши — вот в дополнение к обещаниям передачи технологий, переносу сборочной линии (в Индии будут собирать самолеты и для третьих стран), предоставлению максимально продвинутой модификации с новейшим БРЭО можно и сменить имя. Теперь получился «почти что F-22» — на заимствование технологий пятого поколения особо упирают в рекламе. Есть и сугубо местная особенность — название F-16 вызывало у индийцев определенное раздражение, так как получалось, что они закупают такой же истребитель, как и принципиальный враг Пакистан. Поможет ли смена индекса — покажет время.

Забавно, что в данном случае американцы заимствовали ставшую уже традиционной для российского ВПК политику рекламной смены индекса. Не нужно далеко ходить: в том же конкурсе участвует МиГ-35. Раз поднялась тема российского ВПК — так ли уж плохи перспективы на индийском рынке? И да, и нет. Разумеется, прежняя доминирующая роль утеряна, и еще один, после С-400, громкий контракт с Москвой Нью-Дели в ближайшее время заключать вряд ли станет. Однако параллельно с увлекательными и сулящими личное обогащение процессами выбора западных новинок и доводки «Теджаса» у индийцев есть понимание, что на чем-то летать надо, и появляются планы дополнительных закупок российских истребителей небольшими, не бросающимися в глаза партиями.

Макет российского многофункционального легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35 на стенде Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на Международной авиационно-космической выставке Aero India в Бангалоре

Макет российского многофункционального легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35 на стенде Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на Международной авиационно-космической выставке Aero India в Бангалоре

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Индия завершает лицензионную сборку Су-30МКИ по ранее заключенным контрактам, и уже ясно, что этот процесс продолжится — к 272 машинам (куда там MMRCA с сотней!) добавится еще минимум 18, а возможно и больше. Впереди масштабная и амбициозная программа модернизации «Супер Сухой». А непосредственно перед выставкой подтвердились слухи о планах закупить партию МиГ-29 — пока неясно, с хранения или из наличия ВКС России — в количестве 21 единицы с предпродажным ремонтом и модернизацией в стандарт МиГ-29UPG.

Так что российские самолеты не сдают позиций перед «Шершнями» и «Гадюками», и еще вопрос, кто окажется на крыле через десятилетия.

Заклепки вместо послесловия

Что представляет собой F-21 с технической точки зрения? В целом это логичное развитие поздних, уже чисто экспортных модификаций F-16.

Этот этап развития «Гадюки» начался в начале нулевых годов с F-16C/D Block 50+ (проданных, например, Греции и Польше) и израильских F-16I Sufa. Почти обязательным отличительным признаком этих и более поздних модификаций являются накладные конформные топливные баки (КТБ) — вечная борьба за дальность, особо острая для легких машин (МиГ-29 в модификациях СМТ или UPG отрос большой горб конформного бака за кабиной). Из незаметного внешне нужно отметить форсированный двигатель, усиленную конструкцию (увеличился срок службы и боевая нагрузка) и, разумеется, современную электронику.

Американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения F-16C/D Block 50

Американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения F-16C/D Block 50

Фото: commons.wikimedia.org

Основной предлагаемой на экспорт модификацией сегодня является F-16V Block 70 Viper (именно их закупили Бахрейн и Словакия), наиболее важным отличием от предшественников которого является радар APG-83 с активной фазированной антенной решеткой. Приятным также являются новые пилоны вооружения, позволяющие подвесить до трех ракет «воздух–воздух» или легкие бомбы на один узел. Предлагаемый до недавнего времени на индийский конкурс вариант F-16IN был бы довольно близок к F-16V новой постройки и, вероятно, в первую очередь отличался бы еще более мощной модификацией двигателя, аналогичной установленным на F-16E/F Block 60 ВВС ОАЭ.

Но с F-21 инженеры и маркетологи провели действительно серьезную работу по обновлению и подгонке под индийские требования. Несмотря на отсутствие технических деталей, по представленным концептам можно отметить полностью переделанную кабину с одним крупным экраном, занимающим всю переднюю панель (или двумя близкорасположенными, как на Су-35С). Демонстрировалась съемная штанга для дозаправки в воздухе, устанавливаемая на КТБ. Это важный нюанс, так как F-16 как американский «сухопутный» истребитель в стандартных комплектациях ее не имеет, и ее просто некуда ставить (в ВВС США принята другая система заправки — у заправляемых самолетов есть горловина на фюзеляже для штанг самолетов-заправщиков).

Американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения F-16V Block 70 «Viper»

Американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения F-16V Block 70 Viper

Фото: lockheedmartin.com

Штанга на КТБ испытывалась, но не была никому продана до этого — а для Индии, эксплуатирующей в том числе заправщики Ил-78, это актуально. Кроме того, у самолета был показан развитый гаргрот, тянущийся от кабины до хвостового оперения, — ранее это было свойственно только двухместным модификациям, а на концептах была представлена одноместная машина. В «хребте» размещается дополнительное БРЭО, в первую очередь системы РЭБ и ситуационной осведомленности. В целом, очевидно, что постараются пообещать напичкать F-21 самой современной электроникой.

Что из этого выйдет и будет ли венец развития заслуженного «змеиного» семейства реализован в металле, покажет только время.

 

Читайте также
Реклама