Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин обновил порядок платежей за российский газ иностранными покупателями
Экономика
Хуснуллин предложил увеличить лимит по семейной ипотеке
Мир
Трамп поздравил владельцев биткоина с рекордной ценой криптовалюты
Мир
Глава МИД Украины покинул зал СМИД ОБСЕ во время выступления Лаврова
Мир
Посол Мальты объяснил причину аннулирования визы Захаровой реакцией некоторых стран
Мир
Лавров указал на усугубление ситуации заявлениями ЕС об отправке войск на Украину
Общество
ФНС попросила включить в реестр требований к Блиновской более 1 млрд рублей долга
Мир
В МИД РФ озабочены заявлениями Киева о пересмотре безъядерного статуса
Общество
Путин вручил премию «Волонтер года» Марии Карпенко из Курской области
Мир
Глава МИД Украины исключил компромиссы с РФ по вопросу территорий
Мир
Мэр Варшавы рассказал о 150 тыс. оставшихся в городе украинских беженцах
Общество
Патрушев назвал направления нового нацпроекта «Экологическое благополучие»
Наука и техника
Путин назвал 2025 год ключевым для технологического развития РФ
Общество
Путин принял участие в акции «Елка желаний»
Экономика
Новак назвал стабильной ситуацию на мировом рынке нефти
Армия
Силы ПВО ликвидировали два украинских БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
Нидерланды попросят ЕС приостановить безвизовый режим с Грузией
Мир
Пискарев сравнил технологию планирования беспорядков в Грузии с протестами в РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Сочи 14 февраля прошел саммит лидеров России, Турции и Ирана, посвященный ситуации в Сирии. Основное внимание президенты трех стран уделили положению в Идлибе, планам по созданию на сирийско-турецкой границе буферной зоны и перспективам вывода американских войск из страны. В преддверии переговоров многие эксперты говорили, что после встречи в развитии сирийского конфликта с большой вероятностью откроется новая страница. На практике серьезных подвижек не произошло. И более того, похоже, все, наоборот, затаились и ждут. Чего именно — разбирались «Известия».

На идлибском фронте без перемен

Перед тем как собраться на общую встречу, президент России Владимир Путин провел переговоры по отдельности с турецким и с иранским коллегами. Затем лидеры пообщались в трехстороннем формате. По итогам было принято совместное заявление, в котором президенты, в частности, выразили необходимость пресекать деятельность террористических группировок и согласились в том, что только сирийцы должны определять будущее своей страны.

Что касается итоговой пресс-конференции, то в тональности звучавших на ней заявлений едва ли было много нового. Так, Владимир Путин рассказал, что обсуждались «пути реализации российско-турецкого меморандума по Идлибской зоне деэскалации».

— Иранские и турецкие коллеги готовы сообща работать в целях окончательного снятия напряженности и стабилизации в Идлибе. Договорились предпринять на этот счет дополнительные шаги. Исходим из того, что поддержание режима прекращения боевых действий не должно идти в ущерб усилиям по борьбе с терроризмом. Поэтому хотел бы еще раз повторить, создание Идлибской зоны деэскалации является временной мерой, — отметил российский президент.

Президент РФ Владимир Путин, президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган (справа) и президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани (слева) во время четвёртой трёхсторонней встречи глав государств

Президент РФ Владимир Путин, президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган (справа) и президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани (слева) во время четвертой трехсторонней встречи глав государств

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Напомним, меморандум по Идлибу был принят в сентябре 2018 года по итогам переговоров Владимира Путина с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Этот документ предполагал, что на территориях, которые удерживают вооруженная оппозиция и радикалы, в районе соприкосновения с сирийскими войсками будет создана демилитаризованная зона глубиной 15–20 км. Оттуда должны были вывести отряды экстремистов и тяжелые вооружения. Завершить процесс формирования зоны предполагалось к 15 октября. Кроме того, стороны договорились до конца 2018 года возобновить сообщение по трассам Алеппо–Латакия и Алеппо–Хама.

Как теперь видно, сроки сорваны. И более того, с наступлением этого года в Идлибе активизировалась «Джебхат ан-Нусра» (деятельность организации запрещена в России), которая либо уничтожила, либо подмяла под себя многие другие группировки и захватила примерно 90% территории зоны деэскалации. При этом все договоренности исключают эту организацию из режима перемирия, то есть формально она считается законной целью для нанесения ударов.

В таких условиях в экспертных кругах стали всё чаще поговаривать о близости масштабной военной операции против террористов. А потому в преддверии саммита были некоторые ожидания, что сторонам удастся согласовать ее параметры. Тем более глава МИДа Турции еще в конце января рассказал, что Москва предлагала Анкаре начать там совместные боевые действия против боевиков. Однако, как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, речи об этом на саммите не шло.

Город Идлиб, разрушенные здания в результате авиаударов

Город Идлиб, разрушенные здания в результате авиаударов

Фото: REUTERS/Ammar Abdulla

Очевидно, всё вновь упирается в позицию Турции, которая — чуть только появляются намеки на операцию в Идлибе — достает из рукава козырь в лице беженцев и предрекает, что 3,5–4 млн человек могут покинуть свои дома. На этот раз, правда, Реджеп Тайип Эрдоган лишь вскользь указал, что «мы желаем, чтобы ни в Сирии, ни в других регионах, ни в Идлибе не было новой трагедии, новых гуманитарных кризисов». Но и такого намека вполне достаточно.

Впрочем, понятно, что беженцы -— не более чем предлог, за которым кроется желание руководства в Анкаре сохранить нынешний статус-кво в Идлибе до лучших времен. И это не случайно: еще в преддверии встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в конце января в Москве в ряде ближневосточных СМИ и экспертном сообществе широко обсуждалась идея сделки, в рамках которой Турция отдает России Идлиб в обмен на согласие последней на создание буферной зоны в приграничных районах Сирии к востоку от Евфрата, о чем активно говорят в последние недели. Однако тогда на итоговой пресс-конференции президент России даже ни разу не произнес слов «буферная зона» и уже этим ясно дал понять отношение Москвы к идее ее создания. Отсюда несложно догадаться, какая судьба ждала предложение о «сделке», если таковое действительно было озвучено. Подвижек с Идлибом с тех пор, разумеется, тоже не было.

Буферизация Сирии

Турция, впрочем, от идеи создания буфера не отказалась. Выступая на пресс-конференции после переговоров, Реджеп Тайип Эрдоган открыто озвучил свое видение ситуации.

— Мы должны знать, что зоны безопасности, которые будут образованы, не должны быть отданы под власть террористов. Турция, хочу отметить особенно, никоим образом не разрешит образование террористического коридора на своих южных границах, — отметил турецкий лидер, очевидно, имея в виду в первую очередь деятельность курдских Отрядов народной самообороны, которые турки считают ответвлением запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана.

Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган во время пресс-конференции в Сочи

Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган во время пресс-конференции в Сочи

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Анкара начиная с 2013 года время от времени предлагает создать буферную зону. Новое дыхание эта идея получила, лишь когда оформить ее — а речь в настоящее время идет о линии протяженностью 450 км и шириной 30–35 км вдоль границы с Турцией — предложил президент США Дональд Трамп. С этой инициативой он выступил в середине января в своем твиттере, причем там же он пообещал разорить турок, если те атакуют курдов. То есть, очевидно, задачей буферной зоны американский лидер видит образование барьера между первыми и вторыми.

Анкара между тем за эту идею ухватилась, но, естественно, смотрит на нее по-своему и считает, что именно ее военные должны контролировать будущую зону, а не кто бы то ни было еще. И уж тем более, как следует из нынешних заявлений Реджепа Тайипа Эрдогана, турки не потерпят, чтобы в этом процессе участвовали курды. Пока же Турция проводит консультации с США по тому, на каких принципах буферная зона должна функционировать.

Пограничная зона между Турцией и Сирией

Пограничная зона между Турцией и Сирией

Фото: РИА Новости/Мохамад Маруф

Что касается России, то еще в январе по итогам переговоров с Реджепом Тайипом Эрдоганом Владимир Путин сослался на договор, подписанный Дамаском и Анкарой в 1998 году в Адане. В соответствии с этим документом сирийцы обязываются прекратить оказывать поддержку Рабочей партии Курдистана, а турки, в свою очередь, могут преследовать представителей этой организации в том числе на сирийской территории на расстоянии до 5 км от границы. Но не более того.

— Если говорить об обеспечении безопасности Турции на ее южных границах, то мы относимся к этому с пониманием. Исходим из того, что между Турцией и Сирийской Арабской Республикой имеется соответствующий договор, а в нем прописаны принципы совместной борьбы с терроризмом, — подтвердил позицию России по этому вопросу уже по итогам нынешних переговоров Владимир Путин. — Это может быть положено в основу для работы и сегодня.

Вынужденное ожидание

Прошедший в Сочи саммит со всей очевидностью показал, что окончательно оформленных рецептов ни для Идлиба, ни для буферной зоны до сих пор нет. И, видимо, не будет, пока не появится хоть какая-то ясность с выводом американских войск из Сирии. Хотя по итогам встречи лидеры трех стран поддержали намерение Дональда Трампа, вопросы относительно этого остаются прежними: действительно ли США уйдут, когда уйдут и каким образом уйдут? По крайней мере, из Вашингтона на этот счет приходят противоречивые заявления. Пока же все вынуждены работать в ситуации неопределенности, на что достаточно откровенно указал Владимир Путин.

— Что будет происходить дальше, мы не знаем. На сегодняшний день мы констатируем, что больших изменений на территории нет, но исходим из того, что это всё-таки произойдет, — отметил российский лидер.

американские солдаты в Сирии

Американские солдаты в Сирии

Фото: TASS/Zuma

Как ранее сообщила газета The Wall Street Journal, США намерены вывести свои войска к концу апреля. Случайно или нет, но на апрель намечена и следующая встреча в Астане по сирийскому урегулированию. Возможно, к тому моменту как раз и сложатся новые обстоятельства, с которыми можно будет работать.

Пока же главное достижение прошедшего саммита — это сохранение и продолжение координации между Россией, Турцией и Ираном в Сирии и отсутствие резких односторонних шагов, пусть даже у кого-то и были на каком-то этапе соблазны начать их делать. Такой подход вполне может стать залогом успешных совместных действий, когда — и если — откроется пространство для маневра. А пока надо запастись терпением и просто подождать.

 

Читайте также
Прямой эфир