Милые бранятся: почему Рим и Париж перестали понимать друг друга
После резкого обострения Париж и Рим, похоже, решили пойти на попятный: на следующий день после того, как Франция отозвала своего посла из Италии, представитель французского правительства Бенжамен Гриво отметил, что это был лишь сигнал партнерам. А министр транспорта Италии, член «Движения пяти звезд» Данило Тонинелли заявил, что между странами нет никакой конфронтации. Вместе с тем стороны не обошлись без того, чтобы не уколоть друг друга: Франция напомнила итальянскому руководству об экономической рецессии, а Рим вновь обвинил Пятую республику в бомбежках Ливии в 2011 году. «Известия» пообщались с представителями обеих сторон и пришли к выводу, что ни Италия, ни Франция не хотят усугублять ситуацию, однако учитывать интересы друг друга они также не готовы.
Обмен любезностями
Франция 7 февраля отозвала из Италии своего посла Кристиана Массе для проведения с ним консультаций. Как говорится в заявлении французского МИДа, причиной такого шага стали «непрекращающиеся обвинения», «необоснованные нападки» и «провокации» с итальянской стороны. Ни о каком разрыве дипломатических контактов здесь речи не идет. Однако для отношений двух партнеров Евросоюза это серьезный шаг: в последний раз Франция отзывала своего посла из Рима после того, как в июне 1940 года Италия объявила войну.
8 февраля представители обеих стран выступили с примирительными заявлениями. Пресс-секретарь французского правительства Бенжамен Гриво в интервью радиостанции Europe 1 сказал, что отзыв посла — шаг временный и является лишь сигналом другой стороне. При этом он не преминул подчеркнуть, что «колкие заявления Луиджи Ди Майо и Маттео Сальвини (лидеры правящих в Италии правопопулистских партий «Движение пяти звезд» и «Лига», занимают должности вице-премьеров. — «Известия») не спасли страну от рецессии». В свою очередь, министр инфраструктуры и транспорта Италии Данило Тонинелли подчеркнул, что французы и итальянцы — дружественные народы. Однако в 2011 году Пятая республика совершила «серьезную ошибку» в Ливии, за которую итальянцы расплачиваются до сих пор (речь идет о непрекращающемся потоке беженцев. — «Известия»).
«Жилеты» преткновения
Одним из ключевых вопросов стала накаляющаяся ситуация вокруг «желтых жилетов». К «провокациям», о которых заявил французский МИД, относится открытая поддержка Луиджи Ди Майо крупномасштабного протестного движения, сотрясающего Францию с ноября 2018 года. Последней каплей и поводом для отзыва посла Франции стало личное общение Луиджи Ди Майо с представителями «жилетов», ради которого политик специально прибыл во Францию 5 февраля. «Ветер перемен подул через Альпы», — написал он в своем Twitter по итогам встречи.
Как рассказал «Известиям» вице-председатель Европарламента, член партии «Движение пяти звезд» Фабио Массимо Кастальдо, конфликт вокруг «желтых жилетов» вызывает у него недоумение.
— Не совсем понятно, почему Эммануэль Макрон, который в Италии поддерживает оппозиционную Демократическую партию и даже подписывает «манифесты» с Маттео Ренци (бывший лидер Демократической партии. — «Известия»), не допускает общения итальянского руководства с французской оппозицией, — отметил политик. — «Движение» всегда отстаивало мирные демократические изменения — это наши принципы и ценности. И мы продолжим поддерживать силы, которые нуждаются в обновлении через партисипативную демократию.
Луиджи Ди Майо воспринимает «желтые жилеты» как консолидированное движение: по его мнению, «нет ничего незаконного в диалоге с разными политическими силами, представляющими французов». Однако, как ранее писали «Известия», сами «жилеты» заявляют о своей аполитичности — желание участвовать в выборах в Европейский парламент (ЕП) выразили лишь отдельные их представители. Поэтому во Франции такие контакты итальянского руководства расценивают не как общение с оппозиционной силой, но как вмешательство во внутренние дела и призывы к свержению власти.
Глава комитета сената Франции по европейским делам Жан Бизе считает, что конфликтной риторикой Рим пытается отвлечь внимание граждан от экономической рецессии — по данным Банка Италии, во второй половине 2018 года экономика страны стабильно демонстрировала снижение ВВП.
— «Движение пяти звезд» — это популистское движение, — сказал «Известиям» Жан Бизе. — За время своего правления они не выполнили ни одного предвыборного обещания. И сейчас в связи с бюджетными проблемами (под давлением Еврокомиссии Рим был вынужден пойти на уступки и изменить финансовый план страны. — «Известия») и накануне европейских выборов они пытаются отвлечь внимание избирателей от собственных неуспехов.
По словам Жана Бизе, провокационные шаги, которые предпринимает итальянское руководство, недопустимы в отношениях с дружественными странами: вместо того чтобы резко портить отношения, Италии стоит грамотно выстраивать связи с ближайшими союзниками, особенно накануне европейских выборов, подытожил сенатор.
Миграция кризиса
Долго копившиеся противоречия Рима и Парижа вылились в открытое противостояние еще в июне 2018 года, когда в Италии наконец было сформировано новое правительство во главе с Джузеппе Конте. Тогда Франция раскритиковала итальянское руководство за отказ открыть порт для судна «Аквариус» с 600 мигрантами на борту. В ответ итальянский премьер заявил, что руководство страны не намерено выслушивать «лицемерные лекции» французов по теме миграции, которые сами не готовы принимать беженцев из других стран.
После того как беженцев с «Аквариуса» приняла Испания, ситуация сошла на нет, однако фундаментальный конфликт остался нерешенным. Вопрос миграции еще неоднократно становился центральной темой в заочных словесных баталиях Эммануэля Макрона и вице-премьеров Италии Луиджи Ди Майо и Маттео Сальвини.
В 2019 году противоречия между странами обострились с новой силой: в январе Сальвини публично выразил надежду на то, что на европейских выборах в мае этого года избиратели проголосуют против партии Макрона «Вперед, Республика!», да и в целом пожелал французам «освободиться от ужасного президента». Такими заявлениями он заработал очередное осуждение французского МИДа.