Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине заявили о возможных последствиях инцидента на Каховской ГЭС
Мир
Asia Times назвала контрнаступление ВСУ крахом режима Зеленского
Происшествия
Ребенок погиб в пожаре в жилом доме в Москве
Происшествия
СК возбудил дело после исчезновения двух граждан КНДР во Владивостоке
Мир
Минобороны Германии поручило отправить на Украину 20 БМП Marder
Мир
Байден пообещал помощь Украине после разрушения дамбы Каховской ГЭС
Мир
Такер Карлсон допустил причастность Киева к инциденту на Каховской ГЭС
Мир
Додик заявил о попытках британских спецслужб свергнуть Вучича
Армия
Танкисты ЗВО поддержали наступление ВС РФ на купянском направлении
Общество
Бастрыкин поставил на контроль расследование разрушения Каховской ГЭС
Армия
Расчеты ПЗРК «Игла» уничтожили БПЛА ВСУ на краснолиманском направлении
Армия
Тульские десантники уничтожили укрывшуюся в лесопосадках пехоту ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Число стран, признавших венесуэльского оппозиционера временным главой государства, постепенно растет. О поддержке Хуана Гуайдо вслед за Соединенными Штатами объявил ряд ведущих европейских держав. При этом сделать совместное заявление странам – членам Евросоюза не удалось. Причиной стал демарш Италии, которая наложила вето на документ. О том, как в позиции Европы по отношению к событиям в латиноамериканской стране наметился раскол, в материале «Известий».

Римский демарш

Европейский союз собирался в понедельник, 4 февраля, принять совместное заявление, в котором рассчитывал признать венесуэльского оппозиционера Хуана Гуайдо, провозгласившего себя президентом страны, законным временным главой государства. Такой план Брюссель собирался реализовать с учетом истекшего накануне срока ультиматума, который в Европе поставили Каракасу, рассчитывая, что режим президента Николаса Мадуро объявит сроки проведения внеочередных выборов.

О признании Гуайдо заявил на днях и Европарламент — там его провозгласили «единственным легитимным временным президентом страны до того момента, пока для восстановления демократии не будут созваны новые свободные, транспарентные и заслуживающие доверия президентские выборы». Единого ответа на события в латиноамериканской стране Евросоюзу, впрочем, пока дать не получилось — совместную декларацию по итогам министерской встречи в Бухаресте принять не удалось.

Председатель Европейского парламента Антонио Таяни

Председатель Европейского парламента Антонио Таяни

Фото: TASS/Ye Pingfan

Причиной фиаско с документом, за который, согласно протоколу, должны были проголосовать все 28 членов содружества, стала позиция Италии. Коалиционное правительство республики воспользовалось правом вето и отказалось поддерживать заявление. О таком неожиданном повороте в понедельник сперва сообщали источники информационных агентств; позднее информацию подтвердил глава Европарламента Антонио Таяни.

Входящая в коалиционное правительство Италии крайне правая партия «Лига Севера» выступила в поддержку Гуайдо и заявления о признании его законным руководителем Боливарианской Республики. Однако с коллегами не согласились в «Движении пяти звезд» — функционер этой партии Алессандро Ди Баттиста заявил, что «выдвижение ультиматумов, санкции и заморозка венесуэльских активов <…> откроет путь к военному вторжению» в страну. В связи с этим само движение и итальянское правительство в целом «никогда не признают людей, которые сами себя назначают президентами», отметил он (цитата по Reuters).

Выработать единую позицию итальянским политикам не удалось даже после того, как с соответствующим призывом выступил Сержио Маттарелла, президент республики, который в политической жизни страны играет в основном церемониальную роль. «Нам надо продемонстрировать ответственность и ясность по общей линии, которую приняли все наши партнеры и союзники по Евросоюзу», — заявил Маттарелла в Риме.

Не только Италия

Ведущие европейские страны практически единогласно выступили в поддержку Гуайдо. Так, глава британского МИДа Джереми Хант написал в своем Twitter, что Мадуро не назначил президентские выборы в течение установленного нами восьмидневного срока, поэтому Лондон, действуя сообща с европейскими союзниками, признает Гуайдо временным конституционным президентом, а также надеется, что это позволит приблизиться к окончанию гуманитарного кризиса в Венесуэле.

Лидер оппозиции Венесуэлы Хуан Гуайдо

Лидер оппозиции Венесуэлы Хуан Гуайдо

Фото: REUTERS/Manaure Quintero

С аналогичных позиций выступили в Париже и Берлине. По словам президента Эммануэля Макрона, у венесуэльцев есть право на свободное и демократическое самовыражение, поэтому Франция признает Гуайдо временным президентом для осуществления избирательного процесса. В свою очередь канцлер ФРГ Ангела Меркель, слова которой приводит «Русская служба Би-би-си», назвала Гуайдо тем человеком, «с которым мы говорим и от которого ждем запуска избирательного процесса как можно скорее».

Об отсутствии полного единства ЕС по ситуации в Венесуэле может говорить не только демарш Италии, но и позиция Греции. Сведений о том, собирались ли Афины поддержать резолюцию Евросоюза, в открытом доступе найти не удалось, но правящая левая партия СИРИЗА в конце января называла Мадуро законным президентом. «СИРИЗА выражает полную поддержку и солидарность с легитимным президентом» Боливарианской Республики, заявлял секретарь центрального комитета партии Панос Скурлетис, слова которого приводила англоязычная версия издания Kathimerini.

Дело не в Венесуэле

Наметившийся раскол в отношении европейских государств к событиям по другую сторону Атлантики говорит о более глубоких расхождениях во взглядах на те или иные мировые события, а не только об оценке ситуации в конкретной стране. При том, что позиции основных игроков близки к подходу США, которых считают главным «дирижером» попытки госпереворота в Венесуэле, ЕС «полон желания сохранить открытыми дипломатические каналы», отмечает The Wall Street Journal. «Чиновники выражали опасения в связи с теми шагами, которые государства-члены должны предпринять, если Мадуро потребует от дипломатов стран Евросоюза покинуть страну, — указывает газета. — Глава европейской дипломатии Федерика Могерини наряду со многими другими заявляла, что иностранного военного вторжения в Венесуэлу быть не должно».

Европа традиционно поддерживает широкие экономические и политические связи с Венесуэлой, бывшей испанской колонией, хотя по мере развития экономического кризиса в латиноамериканской стране они и заметно сократились в объемах, пишет WSJ. Так, если в 2008 году объем двусторонней торговли между ЕС и Венесуэлой оценивался в €10,6 млрд, то к 2017 он упал до €2,8 млрд.

Демонстранты во время акции протеста против правительства президента Венесуэлы Николаса Мадуро в Каракасе, Венесуэла

Демонстранты во время акции протеста против правительства президента Венесуэлы Николаса Мадуро в Каракасе, Венесуэла

Фото: REUTERS/Carlos Barria

По оценке Елены Алексеенковой, старшего научного сотрудника отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, заблокировав заявление ЕС по Венесуэле, Италия скомпрометировала общую внешнюю политику ЕС на глазах у всего мира. «Европейскому союзу становится все труднее поддерживать единство и солидарность: сегодня глубокие разногласия наблюдаются не только между старыми и новыми членами союза, но и внутри ядра государств-основателей», — отметила она в материале, опубликованном на сайте дискуссионного клуба «Валдай».

Рим и Брюссель вели активные дискуссии по итальянскому бюджету, спорили об обеспечении безопасности на границах Евросоюза и справедливой системе прибывающих на континент беженцев. «Однако глубинные основания противоречий — в разных взглядах государств – основателей ЕС на степень суверенности национальных правительств», — отмечает Алексеенкова.

О том, что в решении Италии очевидно просматривается желание заявить о собственном взгляде на мировые события, говорят и другие эксперты. Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин, например, указывает на то, что не всем в ЕС нравится следовать в фарватере политики США, при том что «попытка смещения Мадуро — это американский проект». Еще одно объяснение занятой Римом позиции состоит в том, что в последние годы власти Венесуэлы наладили отношения с истеблишментом стран Южной Европы, отметил специалист в беседе с RT.

«Говорить о войне это сумасшествие»

Тем временем риторика, связанная с силовым вариантом разрешения кризиса в Венесуэле, набирает обороты. Президент США Дональд Трамп в интервью воскресной программе Face the Nation на CBS признал, что не отказывается от рассмотрения военного сценария. В ответ Мадуро заявил, что «говорить о войне в XXI веке — это сумасшествие», и пообещал, что Венесуэла будет себя защищать. «Заявление Трампа — незаконное и преступное, добавил президент Венесуэлы. А правые заговорщики ему аплодируют и выходят маршировать, прося военного вторжения в собственную страну».

Солдаты Венесуэла
Фото: REUTERS/Miraflores Palace

Гуайдо утверждает, что венесуэльские военные на его стороне, хотя и не говорит, какие именно силы готовы его поддержать. Открытые случаи перехода высокопоставленных чинов венесуэльской армии на сторону объявившего себя президентом спикера Национальной ассамблеи пока, впрочем, единичны.

Если же конфликт и правда перейдет в силовую фазу, то ситуация будет весьма похожа на Ливию, где США и Европа помогли устроить переворот, полагает политолог Марк Бернардини. «После того, как ЕС, НАТО, США разбомбили эту страну, сейчас там рулят с точки зрения нефти Соединенные Штаты и французы, — отметил он в интервью НСН. — Италия проголосовала по Венесуэле, я считаю, во избежание повторения такого же сценария».

«Вмешательство прямое и косвенное»

За сохранение порядка и обеспечение законных демократических процессов выступают ряд стран Южной Америки, Китай, Россия, некоторые европейские государства. В Москве убеждены в том, что с кризисом венесуэльцы должны разбираться прежде всего сами, хотя и готовы оказать посредническую поддержку. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «навязывание каких-то решений или попытка легитимизировать попытку узурпацию власти являются и прямым, и косвенным вмешательством во внутренние дела Венесуэлы». Это никоим образом не способствует мирному, эффективному и жизнеспособному урегулированию продолжающегося в стране кризиса, отметил он.

О нежелании напрямую вмешиваться во внутренний конфликт, который, особенно при внешней «подпитке», может перерасти в гражданскую войну, заявили и в Организации Объединенных Наций. Секретариат ООН решил не примыкать ни к одной из этих групп, чтобы сохранить доверие к предложению о посредничестве между сторонами для поиска политического решения, заявил генсек Объединенных Наций Антониу Гутерриш.

Агентство AFP, которое приводит слова административного главы международного сообщества, также отмечает, что «ООН в результате глобального раскола из-за Венесуэлы оказалась в затруднительном положении, и слова Гутерриша позволяют предположить, что всемирная организация пока останется в стороне от этого конфликта».

 

Прямой эфир