Итальянская забастовка: ЕС не смог признать Гуайдо президентом Венесуэлы
Число стран, признавших венесуэльского оппозиционера временным главой государства, постепенно растет. О поддержке Хуана Гуайдо вслед за Соединенными Штатами объявил ряд ведущих европейских держав. При этом сделать совместное заявление странам – членам Евросоюза не удалось. Причиной стал демарш Италии, которая наложила вето на документ. О том, как в позиции Европы по отношению к событиям в латиноамериканской стране наметился раскол, в материале «Известий».
Римский демарш
Европейский союз собирался в понедельник, 4 февраля, принять совместное заявление, в котором рассчитывал признать венесуэльского оппозиционера Хуана Гуайдо, провозгласившего себя президентом страны, законным временным главой государства. Такой план Брюссель собирался реализовать с учетом истекшего накануне срока ультиматума, который в Европе поставили Каракасу, рассчитывая, что режим президента Николаса Мадуро объявит сроки проведения внеочередных выборов.
О признании Гуайдо заявил на днях и Европарламент — там его провозгласили «единственным легитимным временным президентом страны до того момента, пока для восстановления демократии не будут созваны новые свободные, транспарентные и заслуживающие доверия президентские выборы». Единого ответа на события в латиноамериканской стране Евросоюзу, впрочем, пока дать не получилось — совместную декларацию по итогам министерской встречи в Бухаресте принять не удалось.
Причиной фиаско с документом, за который, согласно протоколу, должны были проголосовать все 28 членов содружества, стала позиция Италии. Коалиционное правительство республики воспользовалось правом вето и отказалось поддерживать заявление. О таком неожиданном повороте в понедельник сперва сообщали источники информационных агентств; позднее информацию подтвердил глава Европарламента Антонио Таяни.
Входящая в коалиционное правительство Италии крайне правая партия «Лига Севера» выступила в поддержку Гуайдо и заявления о признании его законным руководителем Боливарианской Республики. Однако с коллегами не согласились в «Движении пяти звезд» — функционер этой партии Алессандро Ди Баттиста заявил, что «выдвижение ультиматумов, санкции и заморозка венесуэльских активов <…> откроет путь к военному вторжению» в страну. В связи с этим само движение и итальянское правительство в целом «никогда не признают людей, которые сами себя назначают президентами», отметил он (цитата по Reuters).
Выработать единую позицию итальянским политикам не удалось даже после того, как с соответствующим призывом выступил Сержио Маттарелла, президент республики, который в политической жизни страны играет в основном церемониальную роль. «Нам надо продемонстрировать ответственность и ясность по общей линии, которую приняли все наши партнеры и союзники по Евросоюзу», — заявил Маттарелла в Риме.
Не только Италия
Ведущие европейские страны практически единогласно выступили в поддержку Гуайдо. Так, глава британского МИДа Джереми Хант написал в своем Twitter, что Мадуро не назначил президентские выборы в течение установленного нами восьмидневного срока, поэтому Лондон, действуя сообща с европейскими союзниками, признает Гуайдо временным конституционным президентом, а также надеется, что это позволит приблизиться к окончанию гуманитарного кризиса в Венесуэле.
С аналогичных позиций выступили в Париже и Берлине. По словам президента Эммануэля Макрона, у венесуэльцев есть право на свободное и демократическое самовыражение, поэтому Франция признает Гуайдо временным президентом для осуществления избирательного процесса. В свою очередь канцлер ФРГ Ангела Меркель, слова которой приводит «Русская служба Би-би-си», назвала Гуайдо тем человеком, «с которым мы говорим и от которого ждем запуска избирательного процесса как можно скорее».
Nicolas Maduro has not called Presidential elections within 8 day limit we have set. So UK alongside European allies now recognises @jguaido as interim constitutional president until credible elections can be held. Let’s hope this takes us closer to ending humanitarian crisis
— Jeremy Hunt (@Jeremy_Hunt) 4 февраля 2019 г.
Об отсутствии полного единства ЕС по ситуации в Венесуэле может говорить не только демарш Италии, но и позиция Греции. Сведений о том, собирались ли Афины поддержать резолюцию Евросоюза, в открытом доступе найти не удалось, но правящая левая партия СИРИЗА в конце января называла Мадуро законным президентом. «СИРИЗА выражает полную поддержку и солидарность с легитимным президентом» Боливарианской Республики, заявлял секретарь центрального комитета партии Панос Скурлетис, слова которого приводила англоязычная версия издания Kathimerini.
Дело не в Венесуэле
Наметившийся раскол в отношении европейских государств к событиям по другую сторону Атлантики говорит о более глубоких расхождениях во взглядах на те или иные мировые события, а не только об оценке ситуации в конкретной стране. При том, что позиции основных игроков близки к подходу США, которых считают главным «дирижером» попытки госпереворота в Венесуэле, ЕС «полон желания сохранить открытыми дипломатические каналы», отмечает The Wall Street Journal. «Чиновники выражали опасения в связи с теми шагами, которые государства-члены должны предпринять, если Мадуро потребует от дипломатов стран Евросоюза покинуть страну, — указывает газета. — Глава европейской дипломатии Федерика Могерини наряду со многими другими заявляла, что иностранного военного вторжения в Венесуэлу быть не должно».
Европа традиционно поддерживает широкие экономические и политические связи с Венесуэлой, бывшей испанской колонией, хотя по мере развития экономического кризиса в латиноамериканской стране они и заметно сократились в объемах, пишет WSJ. Так, если в 2008 году объем двусторонней торговли между ЕС и Венесуэлой оценивался в €10,6 млрд, то к 2017 он упал до €2,8 млрд.
По оценке Елены Алексеенковой, старшего научного сотрудника отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, заблокировав заявление ЕС по Венесуэле, Италия скомпрометировала общую внешнюю политику ЕС на глазах у всего мира. «Европейскому союзу становится все труднее поддерживать единство и солидарность: сегодня глубокие разногласия наблюдаются не только между старыми и новыми членами союза, но и внутри ядра государств-основателей», — отметила она в материале, опубликованном на сайте дискуссионного клуба «Валдай».
Рим и Брюссель вели активные дискуссии по итальянскому бюджету, спорили об обеспечении безопасности на границах Евросоюза и справедливой системе прибывающих на континент беженцев. «Однако глубинные основания противоречий — в разных взглядах государств – основателей ЕС на степень суверенности национальных правительств», — отмечает Алексеенкова.
О том, что в решении Италии очевидно просматривается желание заявить о собственном взгляде на мировые события, говорят и другие эксперты. Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин, например, указывает на то, что не всем в ЕС нравится следовать в фарватере политики США, при том что «попытка смещения Мадуро — это американский проект». Еще одно объяснение занятой Римом позиции состоит в том, что в последние годы власти Венесуэлы наладили отношения с истеблишментом стран Южной Европы, отметил специалист в беседе с RT.
«Говорить о войне — это сумасшествие»
Тем временем риторика, связанная с силовым вариантом разрешения кризиса в Венесуэле, набирает обороты. Президент США Дональд Трамп в интервью воскресной программе Face the Nation на CBS признал, что не отказывается от рассмотрения военного сценария. В ответ Мадуро заявил, что «говорить о войне в XXI веке — это сумасшествие», и пообещал, что Венесуэла будет себя защищать. «Заявление Трампа — незаконное и преступное, добавил президент Венесуэлы. А правые заговорщики ему аплодируют и выходят маршировать, прося военного вторжения в собственную страну».
Гуайдо утверждает, что венесуэльские военные на его стороне, хотя и не говорит, какие именно силы готовы его поддержать. Открытые случаи перехода высокопоставленных чинов венесуэльской армии на сторону объявившего себя президентом спикера Национальной ассамблеи пока, впрочем, единичны.
Если же конфликт и правда перейдет в силовую фазу, то ситуация будет весьма похожа на Ливию, где США и Европа помогли устроить переворот, полагает политолог Марк Бернардини. «После того, как ЕС, НАТО, США разбомбили эту страну, сейчас там рулят с точки зрения нефти Соединенные Штаты и французы, — отметил он в интервью НСН. — Италия проголосовала по Венесуэле, я считаю, во избежание повторения такого же сценария».
«Вмешательство прямое и косвенное»
За сохранение порядка и обеспечение законных демократических процессов выступают ряд стран Южной Америки, Китай, Россия, некоторые европейские государства. В Москве убеждены в том, что с кризисом венесуэльцы должны разбираться прежде всего сами, хотя и готовы оказать посредническую поддержку. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «навязывание каких-то решений или попытка легитимизировать попытку узурпацию власти являются и прямым, и косвенным вмешательством во внутренние дела Венесуэлы». Это никоим образом не способствует мирному, эффективному и жизнеспособному урегулированию продолжающегося в стране кризиса, отметил он.
О нежелании напрямую вмешиваться во внутренний конфликт, который, особенно при внешней «подпитке», может перерасти в гражданскую войну, заявили и в Организации Объединенных Наций. Секретариат ООН решил не примыкать ни к одной из этих групп, чтобы сохранить доверие к предложению о посредничестве между сторонами для поиска политического решения, заявил генсек Объединенных Наций Антониу Гутерриш.
Агентство AFP, которое приводит слова административного главы международного сообщества, также отмечает, что «ООН в результате глобального раскола из-за Венесуэлы оказалась в затруднительном положении, и слова Гутерриша позволяют предположить, что всемирная организация пока останется в стороне от этого конфликта».