Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В конгрессе США выступили против помощи Израилю
Мир
Москва опровергла заявление Берна о контактах с РФ по саммиту в Бюргенштоке
Армия
Военный эксперт перечислил способы борьбы с морскими дронами
Общество
МЧС предупредило москвичей о возможных смерчах 20 июня
Общество
Фигурантку дела о массовом отравлении отправили под домашний арест
Общество
В России заблокировали 14 тыс. сайтов псевдоучастников рынка ценных бумаг
Армия
Боец российского БТР раскрыл детали дуэли с БМП Bradley в зоне спецоперации
Общество
Суд в Москве арестовал потушившего свечи в церкви мигранта
Общество
Из больницы в Нижнем Новгороде выписан первый заболевший ботулизмом
Общество
В России участились случаи телефонного терроризма. Что нужно знать
Интернет и технологии
Илон Маск оценил риск гибели человечества от ИИ и призвал сохранять оптимизм
Общество
Прокуроры РФ предотвратили легализацию 46 млрд рублей преступных доходов
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объектов инфраструктуры
Мир
Экс-глава МИД Австрии указала на укорененную русофобию на Западе
Экономика
Эксперты предсказали рост объема экономики данных в РФ к 2030-му до 800 млрд рублей
Новости компаний
ПСБ запустил сервис цифровой ипотеки
Происшествия
В Энергодаре произошло аварийное отключение электроэнергии после атаки ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Церковный календарь богат на знаменательные даты. Когда только ни отмечаются дни ангела! Нет в календаре такого дня. Но лишь немногие из этих праздников получили общекультурный масштаб. Один из них — Татьянин день, отмечают в четверг, 25 января 2024 года. Ведь это не просто именины прекрасных Татьян, но и торжество Просвещения, день всех студентов — нынешних и бывших. Беззаботный денек после экзаменов, после крещенских морозов. «Известия» вспоминают историю старинного, но вечно молодого праздника.

Любящий сын

«Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов», — писал Ломоносов своему другу и благодетелю. Наверное, этот праздник в России не стал бы столь популярным, если бы не Иван Иванович Шувалов, благородный меценат и фаворит императрицы Елисавет, скромно писавший о себе: «Я рожден без самолюбия безмерного, без желания к богатству, честям и знатности».

12 (25) января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала именной указ об учреждении Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». Дату избрали с легкой руки Шувалова — первого университетского куратора. Татьяной Родионовной звали его мать. Сохранилась легенда, что в тот счастливый день он сказал ей: «Дарю тебе университет!».

Ее отец, дед Ивана Шувалова, Родион Макарьевич Ратиславский, кроме земельных владений в Нижегородского уезде имел и «двор в Москве, в Земляном городе за Покровскими воротами, в Барашской слободе, в приходе церкви Воскресения Христова, «что в Барашах». Именно Татьяна Родионовна занималась воспитанием и образованием любимого сына, который к 14 годам знал четыре языка. Да и не только в языках дело. Шувалова всегда тянуло к искусствам и наукам.

Мученица

Так жившая в начале III века Татиана Римская стала... покровительницей российского студенчества. А сам день ее памяти с 25 января 2005 года стал и Днем российского студенчества.

И в наши дни кто-нибудь нет-нет да и вспомнит слова старинной русской университетской песни:

Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна!

Вся наша братия пьянА, вся пьЯна, вся пьЯна!

Или строки Сергея Соловьева (внука знаменитого историка), профессора и поэта, который тоже в этот день пускался во все тяжкие.

Татьянин день! Знакомые, кузины —

Объехать всех обязан я, хоть плачь.

К цирюльнику сначала, в магазины

Несет меня плющихинский лихач.

Сданы экзамены, можно и попраздновать. Но не забудем и о трагической истории святой Татианы... Она родилась в III столетии в Риме в богатой и знатной семье. Ее отца — тайного христианина — трижды избирали консулом. Достигнув совершеннолетия, Татиана отказалась от супружеской жизни и все свои силы отдавала на служение Церкви. За целомудренную и добродетельную жизнь в одном из римских храмов 16-летняя девица была посвящена в диаконисы. Обязанности диаконис состояли в посещении больных женщин и уходе за ними, приготовлении женщин к крещению, в «служении пресвитерам при крещении женщин для благоприличия». В Византии диаконисы просуществовали до XI века, с тех пор эта традиция прервалась.

Если верить житийной литературе, во время устроенных императором Александром Севером гонений на христиан Татиану привели в храм Аполлона, чтобы заставить поклониться языческому идолу. По преданию, во время ее молитвы началось землетрясение, статуя бога искусств упала и разбилась, а обрушившаяся часть святилища придавила нескольких жрецов... Как рассказывает житие святой мученицы, «Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху». Подобные чудеса продолжались несколько раз; вслед за Аполлоном были разрушены изваяния Дианы и самого Зевса. Пытки, которым подвергали Татиану мучители, не оставляли на ее теле и следа. На третий день мученицу привели на арену Колизея, куда выпустили огромного льва, чтобы тот растерзал деву. Но голодный зверь принялся ласкаться... После таких чудес упорные язычники все-таки казнили Татиану, отрубив ей голову. Вместе с ней лишили жизни и отца, открыто объявившего себя христианином.

Святую великомученицу почитают все христиане. Частицы ее мощей находятся и в России — в храме Святой мученицы Татианы (домовый храм Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова) в правом флигеле старого здания МГУ, на углу улиц Большой Никитской и Моховой, и в Подмосковье, в Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

Татьянины поверья

Любой христианский праздник так или иначе связан и с более давними, языческими, традициями, обрядами и поверьями. В старину этот день всенепременно пекли караваи. Плохой приметой считалось, если корка хлеба трескалась. Хозяйки — старшие в доме — доставали выпечку из печи, давали хлебу чуть остыть и теплым отламывали по куску для каждого члена семьи. Каравай — символ солнца. Отдавая ему должное, крестьяне зазывали весну, молились об окончании морозов. Если в этот день морозно и солнечно — значит, без сомнений, урожай будет богатым!

Каравай — символ солнца. Отдавая ему должное, крестьяне зазывали весну, молились об окончании морозов

Фото: Depositphotos

А еще на Татьянин день с древнейших времен считалось необходимым сходить на реку, чтобы выбить из половиков всю грязь, скопившуюся в них за зимние праздники начиная с Рождества. Этим занимались молодые девушки. Как водится, эта традиция порождала приметы, связанные с приманиванием женихов. Чистый половичок нужно было постелить у дверей в избу и ждать. Если явится гость — молодой парень и если он вытрет ноги об этот самый половик, то его будет постоянно тянуть в дом девушки. Сохранилась поговорка: «Татьяна и каравай печет, и половики по реке бьет, и хоровод ведет!»

«Не ломайте голов над моментами»

Праздник начинался чинно — молебном в университете, речами заслуженных профессоров, награждениями лучших студентов. Все дружно исполняли «Гаудеамус». Каждый год на торжественном заседании появлялся сам генерал-губернатор. Давались балы, на которых присутствовали великие князья и могущественные сановники. А потом — хоть святых вон выноси.

Тут уж напрочь забывались заветы яснополянского графа, предупреждавшего о вреде пьянства. Какое там! А Лев Николаевич сетовал: «Праздник самых просвещенных людей не отличается ничем, кроме внешней формы, от праздника самых диких людей. Мужики придираются к Знамению или Казанской без всякого отношения к значению праздника, чтобы есть и пить; просвещенные придираются ко дню св. Татьяны, чтобы наесться, напиться без всякого отношения к св. Татьяне».

С особенным размахом Татьяну стали отмечать в Белокаменной с середины XIX века. Московские студенты в этот день пили так усердно, как будто стремились превзойти самые фантастические рассказы о попойках германских студиозусов. Вечеринки завершались громкими песнопениями и крушением мебели в кабаках. Не обходилось и без драк. В этот день мученики науки считали за особую честь напасть на городового. Запреты не помогали. В конце концов ректор Московского университета обратился к обер-полицмейстеру с неожиданной просьбой — в Татьянин день смотреть сквозь пальцы на художества пирующих студентов и приводить их в участок только в самом крайнем случае. И строгий обер-полицмейстер смилостивился. Да еще как! Если студент был еще в силах выговорить свой адрес, то его следовало доставить домой на извозчике за счет полиции.

Владимир Гиляровский:

Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике. Это был беззаботно-шумный день гулянья

Готовились к празднику и держатели питейных заведений. Бытописатель Петр Иванов в начале ХХ века:

Замирает обычная жизнь улиц, и Москва обращается в царство студентов. Только одни синие фуражки и видны повсюду. Быстрыми, волнующими потоками студенты стремятся к «Эрмитажу» — к центру. Идут группами, в одиночку, толпами, посредине улицы. Встречные смешиваются, группы примыкают к толпе. Толпа растет, расширяется. Впереди ее пляшут два студента, и между ними женщина машет платочком. Все трое выделывают отчаянные па. Сзади толпа распевает хаотическую песню

Сохранилась легенда о том, как знаменитый повар ресторана «Эрмитаж» Люсьен Оливье (человек и салат) в этот день приказывал вынести из обеденного зала всю богатую мебель. Там воздвигались простые столы и лавки. Уносили и ковры, а пол засыпали опилками, как в дешевом кабаке. В меню в такие вечера красовались только самые простые и недорогие блюда. Никаких изысканных вин и коньяков, только водка и пиво!

Среди студенческих забав того времени самыми громкими были так называемые кошачьи концерты. Подвыпившие молодые люди собирались под окнами, вопили дурными голосами, стучались в двери, иногда разбивали стекла... От них можно было откупиться выпивкой или звонкой монетой. Самые буйные концерты происходили под окнами редакции «Московских ведомостей». Когда-то скуповатые журналисты в Татьянин день прогнали студентов, не откупившись, — и на долгие годы их редакция стала объектом праздничной мести.

Что собой представляли студенческие песни? Некоторые из них отличались литературным изяществом — и практически все вызовом устоям, эпатажем.

Одну из них написал поэт Алексей Апухтин:

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтеся там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами.

А как кончите курс с эминентами

И на службу пойдете с патентами...

К пирушкам присоединялись многие профессора и школьные учителя. В этот день звучали здравицы в их честь, а любимых преподавателей качали и водружали на столы.

С чистым сердцем и на четвереньках

Многие застольные профессорские речи запоминались надолго. Это были настоящие образцы красноречия! В студенческой среде ценилось вольнодумство. Профессору, не связанному с фрондой, непросто было стать любимцем студенчества. Особым расположением публики пользовались либералы и социалисты. Ценились ирония и скептическое отношение к государственной власти. И в Татьянин день, с бокалом в руках, лучшие лекторы Московского университета откровенничали.

Любимец студентов-медиков, офтальмолог Алексей Николаевич Маклаков, однажды обратился к пьяным подопечным с таким откровением:

Автор цитаты

«Владимир Святой сказал: «Руси есть веселие пити». Грибоедов сказал: «Ну вот, великая беда, что выпьет лишнее мужчина?» Так почему же и нам, коллеги, не выпить в наш высокоторжественный день во славу своей науки и за осуществление своих идеалов? И мы выпьем! И если кого в результате постигнет необходимость опуститься на четвереньки и поползти, да не смущается сердце его! Лучше с чистым сердцем и возвышенным умом ползти на четвереньках по тропе к светлым зорям прогресса, чем на двух ногах шагать с доносом в охранку или со статьею в притон мракобесия!»

После таких слов профессора качали.

В ресторане «Яр» особое внимание студентов привлекали диковинные растения и аквариум. Они окунались в воду и по-обезьяньи вскарабкивались на пальмы. Лучше, да и язвительнее Чехова о Татьянином дне не расскажешь:

Автор цитаты

«Татьянин день — это такой день, в который разрешается напиваться до положения риз даже невинным младенцам и классным дамам. В этом году было выпито всё, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла... Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди»

Под конец празднования, на заре, студенты забирались на Триумфальную арку, чтобы распить чашу в компании с бронзовой статуей победы. Рискованное было дело! Острословы говаривали: «Во всей Москве только два кучера непьющих: один на Большом театре, другой на Трухмальных воротах. Да и то Трухмального на Татьяну студенты непременно накачают».

Город стихал только к 9 утра. Такова была московская традиция. Но в конце XIX века Татьянин день уже отмечали во всех университетах империи. И вот уже Иван Бунин писал в одном из лучших своих рассказов, в зачине любовной истории: «В январе следующего года, в Татьянин день, был бал воронежских студентов в Благородном собрании в Воронеже...».

День пролетарского студенчества

Традиция сохранилась и в советское время, хотя в первые послереволюционные годы студенческая жизнь изменилась до неузнаваемости. В 1923 году праздник официально переименовали в День пролетарского студенчества. Его не отмечали столь буйно, но и не забывали. Как не забывали даже в самые атеистические годы поздравить Татьян (хотя про римскую мученицу обычно не вспоминали).

Со временем пыл антиклерикальной борьбы поугас. И Татьянин день оказался одним из немногих не забытых церковных праздников. Правда, его религиозный смысл оставляли за скобками и сосредотачивались на поздравлении прекрасных Татьян. Композитор Юрий Саульский и поэт Наум Олев написали своего рода лирический гимн этого праздника: «Была зима белым-бела, мела метель... Татьянин день, Татьянин день». Хотя мелодия эта возникла совсем по другому поводу. В московском театре имени Ермоловой шел музыкальный спектакль «Загадочный нищий», там эта мелодия звучала с другими стихами. Но песня, посвященная всем Татьянам, оказалась популярнее. Впервые она прозвучала 25 января 1975 года. Разумеется, в Татьянин день.

В советские времена Татьянин день не славился раблезианскими пирушками. Студенты в этот день, конечно, сдвигали стаканы, но, пожалуй, даже менее яростно, чем во дни стипендий. Хмель хмелем, но всё-таки это праздник Просвещения. Таким был, таким и остался. И бывшие студенты, что сто лет назад, что ныне вспоминают о своих юношеских надеждах, вспоминают о той благородной вере в науку, которую внушали им профессора — и часто к полуночи приходят к грустным выводам. Как журналист Влас Дорошевич:

Автор цитаты

«Татьянин день, это — не только праздник радости для русской интеллигенции. Это день итогов. Это наш «судный день». И сквозь золотистый блеск шампанского, сквозь звон бокалов, крики и песни — трагический вопль сердца услышит чуткое сердце. Как блудные сыновья, приходим мы в этот день к нашей святой Татьяне, и она смотрит на нас мученическими, полными скорби глазами. «Что сделали вы, рабы лукавые и ленивые, из своих талантов?»

В каждом празднике — даже самом бесшабашном — есть печальная оборотная сторона.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Прямой эфир