Убрались в хлам: старые машины на российских дорогах становятся реальной угрозой
В 2018 году подержанные автомобили подорожали на 3%, а их возраст увеличился в среднем на 4,5 месяца. Такие данные приводит сервис «Авито Авто» в аналитическом исследовании, подготовленном специально для «Известий». Старение автопарка в России продолжится, пока рынок не восстановится в прежних объемах, считают эксперты. Негативная сторона этой тенденции — рост дорожно-транспортных происшествий из-за неисправности старых автомобилей.
Страна «Жигулей»
В 2018 году средняя цена продажи подержанного автомобиля в России составила 360 тыс. рублей, что на 3% больше, чем в предыдущий период, говорится в исследовании «Авито Авто». При этом возраст автомобилей, реализуемых сейчас на вторичном рынке, увеличился на 4,5 месяца и достиг в среднем 12 лет, что позволяет говорить о тенденции старения российского автопарка.
Сюрпризов по части самых востребованных брендов ушедший год не преподнес. Старые модели «АвтоВАЗа» пользовались повышенным спросам, но средняя цена вазовских машин выросла на 10 тыс. рублей, до 41 тыс. рублей. На втором месте корейский Hyundai (471 тыс. рублей в среднем за автомобиль), а на третьем — американский Chevrolet (328 тыс. рублей), ранее занимавший пятую строчку. Японская Toyota (740 тыс. рублей) в ушедшем году — четвертая, опустившись по популярности на одну позицию. Замыкает пятерку самых востребованных марок на вторичном рынке компания Kia (529 тыс. рублей).
Что касается поддержанных моделей, то в десятке самых популярных предсказуемо много снятых с конвейера моделей Lada. По убыванию список выглядит так: Priora (226 тыс. рублей, -1%), «ВАЗ-2114» (112 тыс. рублей, -6%), «ВАЗ-2110» (75 тыс. рублей, -5%), Kalina (197 тыс. рублей, -2%), «ВАЗ-2107» (58 тыс. рублей, 0%), «ВАЗ-2112» (91 тыс. рублей, -6%), Ford Focus (332 тыс. рублей, -3%), «ВАЗ-2115» (85 тыс. рублей, -7%), Lada 4x4 (182 тыс. рублей, +3%), Granta (292 тыс. рублей, 0%)
В отличие от рынка новых машин, рынок подержанных сократился в 2018 году на 2%, до 5,17 млн экземпляров, сообщили «Известиям» в аналитическом агентстве «Автостат Инфо». За год было продано 3,6 млн (-0,5%) иномарок с пробегом, отечественных легковых автомобилей было реализовано 1,6 млн шт. (- 4,7%), из них на долю продукции «АвтоВАЗа» пришлось 1,4 млн авто. В общей сложности легковой автопарк России достиг приблизительно 45 млн автомобилей. Однако более половины (54%) ездящих по дорогам России легковушек имеют преклонный (старше 10 лет) возраст. Еще один минус — только 13% от общего объема составляют машины, соответствующие экологическому классу «Евро-5» и выше.
Ломаются и врезаются
Старение автопарка предсказуемо связано с началом нынешнего кризиса, пробег будет расти, а заметного улучшения продаж новых автомобилей пока не предвидится, отмечает аналитик по автопрому «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов.
«По сравнению с показателями 2013-го к 2018 году рынок новых автомобилей обвалился едва ли не вдвое, соответственно омоложение вторичного рынка в этот период существенно замедлилось. По моим оценкам, в текущем году рост продаж новых автомобилей будет небольшим — около 6–7%, поэтому, полагаю, старение автопарка продолжится. Конечно, вряд ли стоит ожидать, что средний возраст автомобиля в российском автопарке достигнет 20 лет, но еще на полгода, думаю, увеличится», — рассказал «Известиям» Беспалов.
Долгое время для обновления автопарка и поддержки автопроизводителей в России действовали программы стимулирования спроса. Это утилизация «автохлама» (при сдаче старого автомобиля в утиль выдавался скидочный ваучер), субсидированные кредиты (скидка в банках на кредиты), льготный лизинг и трейд-ин (скидки при использовании этих услуг). Однако в 2018 году финансирование госпрограмм поддержки автопрома было существенно сокращено.
Старый автопарк представляет серьезную проблему для безопасности дорожного движения, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Собеседник приводит статистику ГИБДД, согласно которой в 2017 году почти на 20% (до 5,8 тыс. аварий) выросло количество ДТП из-за неисправности автомобилей. В этих инцидентах погибли около тысячи человек, 8,7 тыс. пострадавших получили ранения.
«В принципе старый хорошо обслуженный автомобиль — это не такая проблема. Если посмотреть на ту же Германию, то там много в эксплуатации автомобилей старше 10–15 лет. Однако они все в идеальном стоянии— иначе не пройдут технический осмотр. В России уже сложилась историческая традиция: техосмотр — не более чем дополнительный ежегодный сбор в сомнительные конторы. Если сейчас проверить все эти десятилетние «жигули»-«девятки», да и иномарки начала нулевых годов, то выяснится, что их дешевле утилизировать, нежели отремонтировать до уровня требований техосмотра», — говорит Ифанов.
Дымящим вход запрещен
Частично решить проблемы старого автопарка в правительстве надеются за счет введения экологических ограничений на въезд в большие города. В 2018 году постановление правительства № 832 в ПДД были введены новые дорожные знаки. В частности, появился знак «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Предполагается, что на начальных порах такие знаки будут действовать для автомобилей с двигателями экокласса «Евро-3» и ниже. Однако установка таких знаков, по примеру Европы, может повлечь негативные социальные последствия, поскольку поделены на классы окажутся не только автомобили, но и их водители, убеждены правозащитники.
«В Европе социальный прожиточный минимум достаточно высок, нет культа дорогого автомобиля, и руководитель крупной корпорации может передвигаться на старенькой Volvo, как, например, основатель IKEA. В России экологические знаки фактически отделят территорию, куда нельзя приезжать бедным, но можно состоятельным. В нынешних реалиях появление таких знаков вызовет социальное недовольство», — убежден Ифанов.
Эксперты сходятся во мнении, что омоложение автопарка страны должно происходить только естественным путем вместе с улучшением экономического благосостояния населения. Помочь здесь должны и реализуемые стратегические нацпроекты, и позитивные подвижки на микроэкономическом уровне. В любом случае для изменения наблюдаемой тенденции понадобится определенное время, так что пока российским водителям стоит попытаться перенять европейский опыт в части поддержания на ходу и в исправном состоянии даже достаточно «пожилых» транспортных средств.