Выслушать и не обидеть: Эрдоган и Путин намерены сверить часы по Сирии
В среду, 23 января, в Москве намечены переговоры между президентами России и Турции. На столе — целый комплекс сложнейших вопросов. Год назад турецкие войска начали операцию по очищению сирийского Африна от враждебных Анкаре вооруженных групп сирийских курдов. Сегодня турецкие власти вновь в шаге от начала очередной приграничной операции в Сирии. Руководство страны вынашивает планы по созданию буферной зоны вдоль восточной части турецко-сирийской границы в надежде на углубление сотрудничества с США. Расчет прост: через диалог с США Турция хочет сбалансировать свою сирийскую политику, в последнее время давшую крен в сторону России. На повестке дня в рамках визита Эрдогана стоит вопрос о том, сможет ли Россия, не оттолкнув Турцию, удержать своего партнера по сирийскому урегулированию в рамках коллективного сотрудничества. Подробности — в материале «Известий».
Под занавес уходящего года президент США в видеообращении к гражданам объявил о скором выводе американских войск из Сирии. Многие отреагировали на заявление Трампа с удивлением, но не турецкое руководство. Для Турции, как пытался объяснить Эрдоган в своей статьей газете «Нью-Йорк таймс», вывод 2 тыс. американских солдат из территорий, подконтрольных сирийским курдам, — прекрасная возможность решить проблемы, долгое время отравляющие отношения между Анкарой и Вашингтоном.
Неудивительно, что Турция, вынужденная двигаться в Сирии в фарватере российской дипломатии, с энтузиазмом принялась искать подходящий формат возобновления конструктивного диалога с американцами. Подрезать крылья турецким властям успели представители военно-политических кругов США, всеми силами пытающиеся ограничить потенциал Турции определять процессы, происходящие в критически важных для американских интересов точках в Сирии.
Решение президента о выводе войск постепенно стало наполняться содержанием. Увязка вывода с политическими условиями, в том числе с гарантиями безопасности сирийско-курдской Партии демократического союза, которую Анкара рассматривает как одну из целей военной операции, внесла коррективы в дипломатическую линию поведения турецкой стороны. К тому же Турция вынуждено избегала заявлений относительно того, как будут выстраиваться ее отношения с Дамаском и Ираном после того, как Вашингтон уступит контроль над северной Сирией Анкаре.
На фоне этого в качестве компромиссного формата будущего турецко-американского сотрудничества в ближайшие несколько месяцев, в течение которых предполагается осуществить вывод войск, было обозначено формирование буферной зоны глубиной 32 км под контролем Турции. Анкара заявляет, что военная приграничная операция в общем и целом целесообразна, полностью отвечает существующим вызовам и оправдана требованиями безопасности.
Тем не менее и в планах Анкары по созданию очередной протурецкой зоны на сирийской границе можно заметить много белых пятен. Прежде всего Турция не дает удовлетворительного объяснения того, что ожидает сирийских курдов, которые к тому же не намерены сложа руки наблюдать за потерей очередных территорий своей самопровозглашенной автономии.
Отсутствует определенность и в вопросе о природе сотрудничества Вашингтона и Анкары в предполагаемой буферной зоне. Против появления в Сирии американо-турецкого протектората выступают не только Россия, Иран, Дамаск, но и внутриполитические союзники турецкого правительства. По словам лидера турецких националистов, состоящих с партией Эрдогана в неформальном коалиционном соглашении, попытка кабинета сотрудничать с США в Сирии может обернуться появлением на границах Турции очередного Курдистана.
Очевидно, что у турецкого руководства, стремящегося к установлению безусловного контроля над всей сирийско-турецкой границей, не так много места для дипломатических маневров. В таких условиях диалог Анкары с Москвой приобретает особое значение. Турецкая сторона, очевидно, попытается убедить Москву в том, что усиление турецкого присутствия в северной Сирии не будет угрожать их совместной инициативе по разрешению сирийского конфликта. Визит Эрдогана в Москву должен внести ясность в позиции стран относительно вывода американских войск из Сирии и развития ситуации на местах в будущем.
В течение последнего месяца Россия действиями продемонстрировала, что намерена придерживаться своей линии в вопросе, а именно передача всех освобождаемых территорий под контроль сирийского правительства и решение проблем безопасности на основе диалога между Дамаском и Анкарой. В этой связи новости о начале патрулирования российской военной полицией в районе Манбиджа и визит сирийских курдов в Москву должны были послать мощный сигнал турецкой стороне: доверие России к Турции сохраняется, но отныне все действия стран-гарантов должны осуществляться в рамках достигнутых договоренностей с особым вниманием к уважению суверенитета Сирии с прерогативой интересов центрального правительства.
Очевидно, что Россия дорожит сотрудничеством с Турцией. Даже несмотря на все проблемы в Идлибе, Турция смогла не допустить на этой территории дальнейших столкновений между правительством и оппозицией, позволив им сосредоточиться на политическом диалоге. Отдельным пунктом можно отметить прекращение атак беспилотников на российские военные объекты. Это произошло именно после усиления роли Турции в Идлибе. Позитивный вклад Анкары ощущается и в вопросе формирования двух из трех списков конституционной комиссии, на работу которой Москва возлагает большие надежды.
Факт того, что турецкое руководство активно координирует позиции с российской стороной, даже по статусу территорий северной Сирии, которые до последнего времени оставались исключительно предметом диалога Анкары и Вашингтона, говорит об эволюции астанинского механизма урегулирования сирийского конфликта.
При условии, что турецкая сторона сможет дать осязаемые гарантии того, что предлагаемая буферная зона не превратится со временем в американо-турецкий протекторат, Москва, следуя духу сотрудничества, могла бы пойти на одобрение необходимой для интересов Турции операции. При этом стороны должны четко обозначить физические параметры турецкое операции и определить перспективы политического будущего территорий в рамках политического диалога между сирийской оппозицией и правительством.