Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На пляже в Стамбуле обнаружили гидроцикл с Украины со взрывчаткой
Общество
В Костроме возбудили дело об организации незаконной миграции
Общество
Суд в Москве арестовал гендиректора ВСК Андрея Белкова
Мир
Небензя посоветовал Киеву изучить мирную инициативу Путина
Общество
Роспотребнадзор начал проверку после отравления детей в лагере Петербурга
Общество
Экс-министру открытого правительства Абызову вызвали «скорую» в суд
Мир
СМИ спрогнозировали рост состояния Харрис из-за президентской гонки
Авто
GAC GS3 возглавил китайский рейтинг качества автомобилей
Мир
Лавров призвал сообща с КНР бороться с вмешательством в дела Юго-Восточной Азии
Происшествия
При тушении судна в Архангельске погиб начальник службы пожаротушения
Политика
Политолог назвал маловероятным создание блока наподобие НАТО на Ближнем Востоке
Недвижимость
Инвесторы стали чаще интересоваться недвижимостью в Дагестане
Авто
Сервисы кикшеринга выписали 211 тыс. штрафов с начала сезона
Мир
Уехавший из Польши судья Шмидт заявил об отсутствии в ЕС демократии
Политика
Путин включил врио глав Тульской и Самарской областей в президиум Госсовета
Общество
Вильфанд сообщил о понижении температуры в Москве с 29 июля
Мир
СМИ узнали о плане Трампа поместить снимок после покушения на обложку фотокниги
Культура
Селин Дион и Леди Гага могут выступить на церемонии открытия Олимпиады в Париже
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первой половине 2019 года цены на натуральное молоко поднимутся максимум на 15%. Такой прогноз сделали опрошенные «Известиями» эксперты. С 16 января в полном объеме начало действовать новое требование о маркировке молокосодержащей продукции: на упаковке теперь должна быть контрастная надпись о содержании растительных жиров. Это может отпугнуть покупателей, которые предпочтут настоящее молоко, вслед за этим повысится и цена на него, считают эксперты.

Всё по-честному 

Решение о «честной этикетке» Совет Евразийской экономической комиссии принял в июле 2018 года, тогда был изменен техрегламент «О безопасности молока и молочной продукции». Новые нормы введены в полном объеме 16 января 2019 года, после переходного периода. Поправки ужесточили требования к маркировке продуктов с содержанием растительных масел и уточнили их классификацию. Товарам дали новое наименование: «Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Плюс к этому производители обязаны делать контрастную надпись на упаковке: «Содержит растительные жиры». Ее размер должен составлять не менее 3 мм.

Цены на молочные продукты с растительными жирами из-за новой маркировки не снизятся, хотя стоимость стопроцентно натуральных может повыситься на 5–10% в течение первого полугодия 2019-го. Об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова.

Покупатель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— После введения новой маркировки должно стать четко понятно, где натуральный молочный продукт, а где продукт с растительными жирами, — сказала Марина Петрова. — В итоге ценность натурального молока будет возрастать. Соответственно, мы ожидаем и увеличения цен на него.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев согласен, что цена натуральной молочной продукции вырастет. По его оценкам, стоимость молока без заменителей жиров увеличится на 10–15%.

— Конечно, у потребителей будет однозначная реакция на новую маркировку, они будут стремиться покупать натуральную продукцию, — сказал он. — На это уже отреагируют производители и торговые сети, которые будут стремиться постепенно менять цену на товар, тестируя возможности покупателей.

Член комитета Госдумы по аграрным вопросам Аркадий Пономарев уверен, что цены на молочные продукты вырастут в первую очередь на фоне повышения НДС и увеличения стоимости бензина. Также существенную роль играет рост курса валют, «поскольку доля импортных составляющих в молочной отрасли доходит до 60%», отметил он.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) «Известиям» сказали, что контролируют ценообразование на потребительском рынке в части его обоснованности, только если речь идет о компаниях с доминирующим положением на рынке. А также если участники рынка заключили антиконкурентные соглашения. Но в случаях резкого повышения цены на товары у производителей или торговых сетей ФАС может изучить причины ситуации и дать свои рекомендации по ее корректировке. Так было в 2018 году, когда стоимость сахара у производителей резко выросла на 40%.

Федеральная антимонопольная служба
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В пресс-службе Минсельхоза «Известиям» заявили, что внедрение маркировки молокосодержащих продуктов не окажет существенного влияния на изменение потребительских предпочтений, структуру спроса и отпускные цены производителей. Российские предприятия заблаговременно ввели в оборот новую упаковку, таким образом, этот фактор тоже не отразится на себестоимости продукции. В ведомстве добавили, что Минсельхоз на постоянной основе осуществляет мониторинг ситуации на основных продовольственных рынках: сейчас в стране созданы условия для поддержания стабильных цен на молоко.

Поднимут спрос

В компаниях Danone, Valio, «Галактика» не смогли оперативно ответить на запрос «Известий». В пресс-службе PepsiCo «Известиям» предложили обратиться за комментариями в Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») как в организацию, выражающую официальную позицию от лица изготовителей молочной продукции. 

Исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов пояснил «Известиям», что новые требования могут в целом повлиять на рынок. Например, некоторые производители, возможно, в перспективе откажутся от изготовления продукции с заменителем молочного жира.

— В течение месяца-полтора появится возможность сказать точно, насколько серьезно норма ударит по компаниям, — отметил он.

Молоко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Эксперт также считает, что потребители будут неохотно приобретать продукцию с сообщением о содержании в ней растительных жиров. Выбирая между продуктом с заменителем молочного жира, произведенным по технологии сыра, и самим сыром, покупатели охотнее станут приобретать последний. Ведь между ними огромная разница.

По мнению Артема Белова, это приведет к тому, что спрос на продукцию с растительными жирами может упасть, а потребность в молочной продукции, напротив, вырасти. Хотя, как поведут себя цены в этом случае, пока сказать сложно: традиционно молокосодержащая продукция с растительными жирами была дешевле, а молоко без заменителей — существенно дороже. Плюс к этому располагаемые доходы россиян ограничивают рост потребления. 

Несмотря на вероятное повышение цен, новые требования к маркировке молокосодержащих продуктов — шаг вперед. Но вот проблему фальсификации, когда изготовитель умалчивает о содержании в продукции растительных жиров, эта мера до конца не решит. Для этого необходимо увеличить объемы производства молока-сырья в России, уверена Марина Петрова. 

 

Прямой эфир