Чужим не открывать: НПФ намерены создать список доверенных агентов
Негосударственные пенсионные фонды хотят создать реестр надежных агентов, которые смогут работать с гражданами. С инициативой выступил НПФ «Будущее», идею поддержали в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) — мера должна повысить доверие к пенсионной системе, считает глава организации Сергей Беляков. В качестве посредников выступают как частные лица, которые «ходят по квартирам», так и банки. В ходе их работы права клиентов нередко нарушаются: пенсионные накопления переводят без их ведома, обманом узнают личные данные (СНИЛС). Заработок агентов зависит от числа заключенных договоров, поэтому они и идут на нарушения. С 1 января сменить страховщика — то есть НПФ или ПФР — можно будет только лично в Пенсионном фонде или на сайте госуслуг. Однако фонды продают и другие продукты — например, негосударственное пенсионное обеспечение, поэтому у них останутся агенты, отмечают эксперты.
Агент особого назначения
Фонды планируют создать список добросовестных агентов, с которыми можно работать. Как отмечается в письме НПФ «Будущее» (есть у «Известий») в адрес АНПФ, ситуация на рынке требует скоординированных действий. НПФ хотят защитить свои интересы и интересы клиентов от действий корыстных агентов, и создание списка надежных посредников должно помочь.
В АНПФ подтвердили получение письма. Как отметил глава ассоциации Сергей Беляков, действия агентов зачастую не согласованы с НПФ, что приводит к злоупотреблениям и к потери гражданами инвестиционного дохода, к снижению пенсионных выплат при выходе на пенсию. Необходимо решить эту проблему, чтобы доверие граждан к НПФ и пенсионной системе в целом повышалось, добавил он.
В Пенсионном фонде России вопросы «Известий» о необходимости ужесточить требования к деловой репутации агентов адресовали Центробанк. Там их оставили без ответа. «Известия» также обратились в Минтруд — там сказали, что не знакомы с инициативой НПФ. В Минфине оперативно не предоставили комментарий.
В АНПФ входят 25 частных фондов из 35, участвующих в системе гарантирования пенсий. И как саморегулируемая организация она может самостоятельно контролировать соблюдение своими членами законодательства и базовых стандартов работы на рынке, а также устанавливать общие для всех правила.
Имидж — ничто
Посредники используют разные схемы обмана граждан, пользуясь тем, что перевод накоплений те замечают далеко не сразу. Интерес агентов — в количестве заключенных договоров. Эти специалисты работают за процент с продаж. Некоторые НПФ даже снижали этот показатель до 1% и увеличивали оклад, чтобы избежать злоупотреблений со стороны посредников, но мера не была массовой для рынка и не сработала.
Как рассказала «Известиям» Екатерина из Москвы, о том, что ее деньги перешли из ПФР в частный фонд, она узнала лишь спустя год и случайно — ей пришло письмо от НПФ, в котором компания поздравила ее с переводом накоплений в их управление. Сделать уже было ничего нельзя.
У Екатерины высшее образование и стабильная работа в сфере финансов. Она неплохо разбирается в пенсионном законодательстве, однако москвичка не спешила принимать решение о судьбе своих пенсионных накоплений. Узнав, что деньги ушли в НПФ без ее ведома, Екатерина обратилась в ПФР и получила в ответ некий договор, в котором были указаны только ее фамилия, имя, отчество и место жительства — Ставропольский край, хотя сама она давно живет в Москве. Дальше началась череда запросов в правоохранительные органы. Обращение в прокуратуру ничего не дало. Екатерина написала заявление в МВД, переписка продолжалась полтора года без какого-либо результата, сетует она. Последней инстанцией стал участковый, и здесь дело сдвинулось с мертвой точки: из Ставропольского края ему пришел запрос на получение образца почерка Екатерины.
Однако на этом история и закончилась. Прошло несколько лет, но о дальнейшей судьбе уголовного дела, которое, видимо, было возбуждено по месту преступления, героине ничего не известно. Желая защитить свои накопления, она написала заявление на перевод средств в другой НПФ, связанный с государством, но мошенники, испугавшись уголовного дела, написали новое заявление о переводе денег в ПФР.
— Я решила забросить это дело, потому что бороться уже не было смысла, — сказала Екатерина.
Мошенника можно встретить и лично, прямо на собственном пороге. Еще одна москвичка, Анна, рассказала «Известиям», что после долгого рабочего ее в собственном подъезде остановил человек — он представился сотрудником пенсионного фонда, не уточнив, что речь идет о негосударственной организации, и тут же попросил номер ее СНИЛС, якобы, чтобы сверить с какой-то базой. По словам агента, не все номера действуют и проверить информацию было важно для самой Анны.
— Я была очень уставшей, после долгого рабочего дня. Этот человек произвел на меня хорошее впечатление, и я, к стыду своему, действительно дала ему переписать номер СНИЛС, — рассказала Анна.
Дальше всё развивалось по стандартной схеме: агент рассказал, как важно и выгодно Анне передать деньги именно в этот НПФ. Она подписала несколько бумаг, не читая их содержания. Очнулась, только когда закрыла за собой дверь. Осознание пришло быстро — она позвонила знакомому юристу, и тот объяснил, как аннулировать навязанный контракт. Как всё это случилось, Анна не понимает — она никогда не считала себя слишком доверчивой.
Конец прекрасной эпохи
В прошлом году ПФР получил от россиян 6,3 млн заявлений о переходе, из них 1,42 млн отклонил. 4,89 млн заявлений были о досрочном переходе. По данным ЦБ, общие потери россиян с момента появления возможности перевести накопления превысили 100 млрд рублей.
С 1 января 2019 года пенсионные фонды при подаче заявления о смене страховщика обязаны информировать владельца накоплений о размере потерь. Кроме того, сам процесс перехода решили изменить — теперь подать заявление о смене фонда можно только через Единый портал Госуслуг или в ПФР (лично или через представителя). В результате агентов станет меньше, но они не исчезнут совсем, считает генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. После 1 января на рынке могут остаться и пенсионные брокеры, считает гендиректор ООО «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Кроме того, НПФ продают не только ОПС, но и негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), пояснил эксперт. Это так называемая личная пенсия, которую можно формировать самостоятельно.
А судьи кто?
Из-за недобросовестных агентов фонд несет репутационные потери, а также портит отношения с клиентами, пояснила старший вице-президент НПФ «Будущее» Екатерина Цуканова. По заявлениям НПФ было возбуждено пять уголовных дел. По одному из них — в Астраханской области — агент получил реальный срок в виде девяти лет лишения свободы. В еще одном случае недобросовестный посредник объявлен в федеральный розыск, говорится в материалах фонда.
НПФ «Сафмар» уже внедрил стандарт работы с агентами и проверяет их действия, отметил заместитель генерального директора фонда по риск-менеджменту Андрей Константинов. Реестр агентов «Сафмар» публикует на своем сайте. С теми, кто не присоединится к стандарту, НПФ не работает.
Поскольку речь идет о нарушении договора между фондом и вкладчиком, такие дела рассматриваются в рамках гражданско-правового законодательства, отметила руководитель практики уголовного и административного права НЮС «Амулекс» Алена Зеленовская. Агента сложно привлечь к уголовной ответственности, так как нужно доказать умысел, а обычно посредник — лишь пешка, которая работает за небольшой гонорар.