Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Экономика
В Минсельхозе сообщили об отсутствии влияния экспорта баранины на цены в РФ
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на воровство среди президентов и чиновников Украины
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

История самолетов-заправщиков в отечественных ВВС сложна и противоречива. Долгое время они считались необходимыми исключительно для обеспечения стратегической авиации, а также ракетоносцев и самолетов-разведчиков авиации ВМФ. Необходимость дозаправки в том числе и самолетов тактического звена была осознана уже ближе к концу существования СССР. Сегодня дозаправляться в воздухе могут все серийные и перспективные боевые самолеты ВВС России. Но обеспечить эту возможность может оказаться некому. В состоянии отечественного парка «летающих танкеров» разбирались «Известия».

Только для взрослых

Дозаправка фронтовой авиации долгое время считалась в СССР баловством, несмотря на то что первые опыты по части передачи топлива в полете начались еще в 1930-е годы. На рубеже 1940–1950-х в СССР разрабатывалась система дозаправки в воздухе для истребителей МиГ-15, которая могла бы позволить этим машинам сопровождать в полете дальние бомбардировщики Ту-4.

Позднее, однако, от сопровождения «стратегов» истребителями было решено отказаться, положившись на скорость и потолок бомбардировщиков следующего, реактивного, поколения, делавших их трудной мишенью для первых реактивных перехватчиков. Дозаправка была сочтена более актуальной для самих бомбардировщиков — рост дальности полета увеличивал список возможных поражаемых целей, а уже находящимся в этом списке давал возможность более свободного выбора маршрутов, с тем чтобы максимально осложнить работу неприятельской ПВО.

Особенно актуальным вопрос дальности был потому, что стратегические бомбардировщики того времени несли именно  бомбы и отстреляться крылатыми ракетами с расстояния в тысячи километров, как это могут их преемники сейчас, не могли. 

Не мудрствуя лукаво, самолеты-заправщики в СССР начали строить на основе тех же бомбардировщиков. Основными дозаправщиками ВВС СССР стали машины, перестроенные из тяжелых бомбардировщиков М4 (получивший индекс М-4-2), а затем 3М (в вариантах 3МС-2 и 3МН-2). Многочисленными были и танкеры, переделанные из бомбардировщиков Ту-16. Многие из этих машин использовали метод заправки «с крыла на крыло», а не более распространенный «шланг-конус».

Дозавправка «с крыла на крыло»

Дозаправка «с крыла на крыло»

Фото: mtdata.ru

Основными «клиентами» авиаполков самолетов-заправщиков, как уже сказано, были части Дальней авиации, а также морские ракетоносцы и дальние разведчики. Фронтовая авиация и истребительная авиация ПВО машин, оборудованных для дозаправки в воздухе, не имела, хотя в ряде случаев такая необходимость напрашивалась, особенно для ударных машин, разведчиков и перехватчиков. Тем не менее даже такие самолеты, как Ту-128 и МиГ-25 (имея в виду линейку как перехватчиков, так и разведчиков-бомбардировщиков), возможности принимать топливо в полете не получили. 

В случае с МиГ-25, для которого вопрос дозаправки рассматривался уже на рубеже 1970–1980-х годов, отказ от системы объяснялся нехваткой новых машин Ил-78, которые были призваны заменить танкеры первого поколения, постепенно сходящие со сцены вместе со своими потребителями.

В ПВО системой дозаправки в воздухе стали оснащать только МиГ-31, причем не сразу, а начиная с варианта МиГ-31Б, поднявшегося в воздух в 1990-м году.

Во фронтовой авиации первым самолетом «со штангой» стал фронтовой бомбардировщик Су-24М, поступавший в части с начала 1980-х. Дефицит танкеров оставался дефицитом, поэтому основным заправщиком для Су-24М стали... сами Су-24М, оснащенные УПАЗ — унифицироваными подвесными агрегатами заправки.

Демонстрация дозаправки в воздухе Су-24МК ВВС Ирана

Демонстрация дозаправки в воздухе Су-24МК ВВС Ирана

Фото: 3.bp.blogspot.com

Этот способ заправки «самих себя» использовался и на Западе, особенно в морской авиации США, но как резервный, на случай, если специализированный танкер где-то далеко. Для фронтовой авиации ВВС СССР в случае войны он был практически безальтернативным — ввиду уже упомянутой выше нехватки Ил-78.

Новая реальность

То, что содержание огромных ВВС, обеспечивающих нужный состав сил на любом направлении, явно не по карману стране, стало ясно уже в 1980-х, и тогда же все перспективные проекты многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков получили в технических заданиях требования об обеспечении дозаправки в воздухе. Переброска авиационных частей с одного направления на другое, в том числе с помощью дозаправки в воздухе, виделась более быстрым способом обеспечить сосредоточение сил, чем переброска с использованием промежуточных аэродромов, и уж точно более дешевым, чем содержание нужной численности авиационной группировки на всех направлениях.

Распад СССР сорвал практически все планы обновления военной авиации, но в итоге обновленные машины пошли в серию. Помимо сохраняющихся в строю стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, самолетов ДРЛО А-50 и дальних разведчиков Ту-142М, строящиеся сегодня для ВВС России фронтовые бомбардировщики Су-34, истребители Су-30СМ, Су-35, МиГ-29СМТ оснащаются системами дозаправки в воздухе. 

Этими системами оснащены и упомянутые выше Су-24М, разведчики Су-24МР, истребители-перехватчики МиГ-31Б, включая и модернизированные МиГ-31БМ. Естественно, системой дозаправки в воздухе оснащен и истребитель пятого поколения Су-57.

Из более-менее свежих машин дозаправки не имеют лишь несколько десятков модернизированных Су-27СМ, а основная масса «незаправляемых» самолетов фронтовой авиации — это штурмовики Су-25.

Так или иначе, но ставшие в 2015 году частью Воздушно-космических сил Военно-воздушные силы России имеют в своем составе сотни самолетов, оснащенных системой дозаправки в воздухе, и это число растет. Более того, судя по всему, ее получат и лишенные ранее этой возможности в рамках соглашений об ограничении стратегических вооружений бомбардировщики Ту-22М — при модернизации в вариант Ту-22М3М. Кроме того, парк «стратегов» возрастет и за счет рестарта производства бомбардировщика Ту-160 в варианте Ту-160М2.

А вот дозаправщиков нет. На всё это великолепие приходится один полк самолетов-заправщиков, располагающий 15 машинами Ил-78 и Ил-78М, построенных на основе военно-транспортного самолета Ил-76.

Дозаправка стратегического ракетоносца Ту-160 над акваторией Каспийского моря

Дозаправка стратегического ракетоносца Ту-160 над акваторией Каспийского моря

Фото: РИА Новости

Перспективы роста этого числа также не внушают оптимизма — с учетом крайне трудной раскрутки серии обновленного Ил-76МД-90А, который рассматривается как платформа для заправщика, и потребности ВВС как собственно в транспортных машинах, так и в летающих радарах, которые строятся на этой платформе, число танкеров явно не окажется большим. Будет оптимизмом предположить, что Объединенная авиастроительная корпорация сможет в ближайшие 10 лет передать ВВС более полутора десятков Ил-78М-90А, что в самом лучшем случае позволит увеличить число летающих танкеров в составе ВВС до 30 самолетов, включая уже имеющиеся Ил-78 и Ил-78М.

Альтернативные решения

И 15, и 30 заправщиков — это очень мало, учитывая то, что число самолетов, способных дозаправляться в воздухе, будет расти. Более того, с учетом сокращающегося парка самолетов военно-транспортной авиации не исключено, что дозаправка в перспективе потребуется и для них — как средство нарастить возможности парка без увеличения его численности.

В конечном счете дозаправку транспортников практикуют и США, с их куда большим военным бюджетом, при этом характерные дистанции возможной переброски в случае России могут оказаться ненамного меньше.

— Стратегическая мобильность ВВС — один из главных приоритетов военного строительства, переброска авиационных частей через всю страну — характерный признак большей части крупных учений последних полутора десятков лет, и дозаправка в воздухе — неотъемлемая часть этих учений. Разумеется, наличного парка заправщиков не хватает и хватать в сложившихся условиях не может — так охарактеризовал ситуацию собеседник «Известий» в ВКС России.

Дозаправщики активно используются и в ходе сирийской кампании, как для обеспечения переброски машин из России в Сирию и обратно, так и на месте: известно, что истребители и бомбардировщики регулярно выполняют задачи из режима «дежурство в воздухе», которое требует многочасового барражирования в районе боевых действий.

Самолет-заправщик Ил-78М

Самолет-заправщик Ил-78М

Фото: commons.wikimedia.org/Konstantin Tyurpeko

В условиях растущей активности Дальней авиации, а также развертывания российских авиачастей на Севере и Дальнем Востоке с их огромными расстояниями потребность в заправщиках становится еще большей, как в стратегическом, так и в тактическом звене.

Одним из вариантов решения этой задачи является возвращение к отмененным ранее планам производства самолетов-заправщиков на базе авиалайнера Ил-96. В случае если военное ведомство вновь к нему обратится, это позволит решить две проблемы: и оправдать расходы на рестарт Ил-96 без навязывания его в виде коммерческого авиалайнера гражданской авиации, и, возможно, исключить потребность в использовании для танкеров платформы Ил-76МД-90А.

Потенциальный танкер на основе Ил-96, с учетом его размеров и грузоподъемности, мог бы закрыть потребности стратегической авиации на перспективу с объемом заказа в районе 30–40 бортов на ближайшие полтора десятка лет.

В тактическом звене можно было бы использовать и имеющиеся Ил-78/Ил-78М, с учетом необходимого ремонта и модернизации этих машин, а кроме того, задействовать резерв в виде имеющихся на хранении самолетов Ил-76ТД/МД, в значительной части не вылетавших ресурс и позволяющих переделку в вариант Ил-78М. Это позволило бы достаточно быстро нарастить парк Ил-78М еще на несколько десятков машин.

Самолеты-заправщики Ил-78М на аэродроме Дягилево

Самолеты-заправщики Ил-78М на аэродроме Дягилево

Фото: commons.wikimedia.org/Alex Beltyukov

 

В случае если состояние Ил-76 «из хранения» окажется слишком плохим для использования в качестве танкеров, возможны и более экзотические, но вполне реализуемые решения: например, разработка «танкерного» варианта Ту-204С — грузовой версии самолета Ту-204/214, пассажирский салон которого в данном случае будет использован под размещение дополнительных емкостей с горючим. Это давно освоенный и находящийся в серии борт, запас топлива на котором в варианте заправщика может превысить 60 т, что вполне обеспечит потребности тактической авиации. 

Поскольку наличие или отсутствие самолета-заправщика такого класса может означать наличие/отсутствие эскадрильи многоцелевых истребителей в нужном месте в нужное время, подобные проекты имеют прямой экономический смысл, позволяя  не гнаться за числом крайне дорогих современных боевых машин (которых и так потребуется немало), наращивая возможности авиационных подразделений за счет покупки относительно дешевых (по сравнению с боевыми машинами) летающих танкеров на основе коммерческих самолетов.

Необходимость в этом есть — во всяком случае, с нынешней численностью парка танкеров эти возможности во многом номинальны.

 

Прямой эфир