Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Мир
Арестович рассказал о просьбах европейцев «добить Россию»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Казанском авиационном заводе выкатили новую версию бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М. Модернизированный самолет с индексом Ту-22М3М вскоре должен стать одной из основ ударной мощи Воздушно-космических сил России. Портал iz.ru разбирается в перспективах и возможностях новой машины.

История «Евростратега»

Бомбардировщики Ту-22М2/М3, в 1970–1980-е годы массово сменившие дозвуковые Ту-16 и первые сверхзвуковые Ту-22Б/Ту-22К в составе ВВС СССР, нередко называли «Евростратегами» — подчеркивая, что их дальность, недостаточная для межконтинентальных операций, позволяет, действуя с территории СССР, атаковать любые цели в Европе (и шире — на Евроазиатском континенте и в Северной Африке). Кроме того, новые машины поступали в морскую ракетоносную авиацию ВМФ СССР, став одним из двух главных инструментов борьбы с авианосными группами потенциального противника.

В общей сложности для Минобороны СССР построили около 500 бомбардировщиков Ту-22М2 и М3, подавляющее большинство которых после распада Советского Союза досталось РФ.

Ту-22М3 взлетает с аэродрома Дягилево

Фото: commons.wikimedia.org/Alex Beltyukov

В последующие годы их парк сильно сократился: все Ту-22М2 были списаны, кроме того, ликвидированы части морской авиации с передачей оставшейся (очень небольшой) части Ту-22М3 в ВВС. К настоящему времени в составе командования дальней авиации ВКС России насчитывается, по имеющимся данным, около 70 самолетов Ту-22М3.

Машины этого типа активно участвовали в локальных конфликтах, начиная с войны в Афганистане и заканчивая операцией в Сирии. При этом основным используемым оружием во всех этих войнах были свободнопадающие авиабомбы разных типов. Ракетное оружие, будь то сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-22 или аэробаллистические Х-15, так и остались в арсеналах — война, для которой они создавались, к счастью, на произошла.

Теневой «стратег»

Разговоры о модернизации парка Ту-22М3 начались еще в 1990-е годы, однако в этот период шансов на реализацию подобных планов не было никаких. К середине 2010-х годов появились первые слухи о разработке варианта Ту-22М3М, основными отличиями которого должна стать новая авионика, системы радиоэлектронной борьбы и новое вооружение — включая крылатые ракеты Х-32 (развитие Х-22 с большей дальностью и скоростью полета) и ряд других образцов высокоточного оружия, включая корректируемые авиабомбы.

Помимо прочего, отличием Ту-22М3М от Ту-22М3 должно стать возвращение на обновленную машину системы дозаправки в воздухе. Ранее, еще в конце 1970-х годов, СССР согласился демонтировать это оборудование со всех Ту-22М (и не устанавливать на перспективный 22М3) в рамках соглашения об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. В дальнейшем Ту-22М не входили в зачет ядерных сил и по договору СНВ-1, однако сейчас ситуация может измениться.

Выкатка для наземных и летных испытаний модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

«То, что известно о модернизации М3М, позволяет говорить о том, что машина теперь попадает под определение тяжелого бомбардировщика, данное в договоре СНВ-1 и повторенное в действующем Пражском договоре. Там достаточно выполнения одного из двух условий: практической дальности свыше 8 тыс. км либо оснащения ядерными КР с дальностью свыше 600 км. Первое условие выполняется за счет системы дозаправки, второе — за счет оснащения перспективными ракетами Х-32, которые, как сообщалось, имеют дальность свыше 600 км. Вопрос о включении самолета в состав зачетных данных должен обсуждаться сторонами на двусторонней консультативной комиссии», — отметил в разговоре с корреспондентом портала iz.ru научный сотрудник центра международной безопасности института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Константин Богданов.

«Как сообщалось, модернизации по М3М должны быть подвергнуты около 30 самолетов. Если отталкиваться от последних официальных данных, то включение этих машин в зачет не превысит потолки, определенные договором (700 развернутых носителей и 1550 боезарядов)», — добавил он.

Вместе с тем собеседник редакции обратил внимание на проблемы, которые могут возникнуть в процессе переговоров по этой теме. «На данный момент перспектив быстрого заключения нового соглашения о СНВ практически нет. На это влияют и испорченные отношения двух сторон, и накопившиеся сложности в режимах контроля над вооружениями. В частности, Пражский договор прямо требует от сторон рассмотреть вопрос о новых системах стратегических вооружений, не подпадающих под соглашение. Это, например, «Посейдон», «Буревестник», возможно, «Кинжал» (а точнее — класс баллистических ракет воздушного старта с определенной дальностью, как это было в ОСВ-2 и СНВ-1). Также под договорное определение баллистической ракеты не попадает «Сармат» в оснащении планирующими крылатыми блоками», — сказал Константин Богданов.

Самолет Ту-22М3М на стадии глубокой модернизации в цехе окончательной сборки Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

По мнению специалиста, до исключения этих вооружений из серой зоны трудно будет говорить о «новой Праге». Разумным представляется продление действующего договора до 2026 года и поэтапное разрешение возникших проблем на переговорах — с выработкой определений для следующего соглашения.

Однако сейчас трудно сказать, насколько это разумное решение может быть реализовано в условиях беспрецедентно низкого уровня доверия между Москвой и Вашингтоном.

По мнению беседовавших с корреспондентом портала iz.ru офицеров ВКС РФ, модернизация Ту-22М3 в вариант М3М не составит проблем, и, скорее всего, 30 оговоренных машин будут поставлены к 2021–2022 годам. Вместе с тем в дальнейшем рассматривается вариант более глубокого совершенствования имеющихся самолетов, включая, возможно, часть списанных ранее бортов. Перспективный самолет, предположительно обозначенный как Ту-22М7, может получить, помимо всего прочего, и вновь запущенные в производство двигатели НК-32, предназначенные для бомбардировщиков Ту-160, выпуск которых предполагается возобновить.

 

Читайте также
Реклама