Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин наградил Шахназарова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
Мир
Компания Bayraktar построит на Украине завод по производству беспилотников
Мир
Подаренный СССР памятник Хельсинки вернут на место после ремонта
Мир
ВСУ нанесли ракетный удар по Горловке из РСЗО HIMARS
Спорт
Глава Норвежской федерации гандбола получил предупреждение за призывы исключить РФ
Мир
Экс-министра обороны Украины Ежеля заподозрили в госизмене
Мир
Финляндия примет участие в обучении солдат ВСУ в Великобритании
Культура
Британский Ньюкасл подал заявку на проведение «Евровидения-2023»
Мир
Власти Запорожья ждут от ООН реакции на обстрелы АЭС со стороны ВСУ
Авто
Средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23%
Мир
Анкара заявила о подготовке к новой архитектуре безопасности в Европе
Туризм
Финляндия захотела ограничить транзитный туризм для россиян
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

4 января президент Российской академии художеств Зураб Церетели отмечает 85-летие. В преддверии праздничной даты юбиляр встретился с «Известиями» и поделился воспоминаниями о детстве, впечатлениями от общения с Сальвадором Дали, а также мечтами о новых проектах.

— Как вы проведете юбилей и сделаете ли себе какой-то подарок?

— Поскольку мой день рождения приходится на зимние каникулы, я хочу использовать это время, чтобы закончить в Пуэрто-Рико 126-метровую скульптуру «Рождение Нового Света». А уже 10 января я вернусь в Москву. Если погода не помешает, всё должен успеть за эти дни.

— А как же праздники, отдых?

— Для меня работа — праздник.

— Вы создаете скульптуры, живописные работы, руководите Академией художеств, преподаете... Что для вас более ценно и интересно?

— Для меня всё равноценно. Работаю ли я в мастерской, делаю ли новую выставку или пишу концепцию для Академии... Все это вдохновляет. Педагогика — тоже. Когда я занимаюсь с детьми, поражаюсь: они потрясающе работают!

Зураб Церетели

Зураб Церетели

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В России подрастает невероятно талантливое поколение. Это счастье для нашей страны. Единственный минус: девочек, желающих заниматься живописью, гораздо больше, чем мальчиков. У меня недавно был мастер-класс: 64 ребенка, из них только четыре мальчика.

— Почему такой перекос?

Наверное, дело в родителях: хотят, чтобы мальчики занимались коммерцией, а не искусством. Я призываю родителей проснуться и понять, что в России уникальная художественная школа. Ребенок может тренироваться, рисовать... Ему необязательно даже становиться в итоге художником — он может просто развиваться. И учиться правильно видеть природу. Это целая философия — научиться видеть человека и природу. Но научившись этому, человек сможет и точно передать это в рисунке, и хорошие стихи написать, и просто правильно мыслить.

— Во время мастер-класса вы видите, у кого из детей есть талант?

— А как же! Хотя они рисуют еще несовершенно и не всё у них получается, но по пластике рисунка, по колориту, по цветовой гамме уже понятно, кто станет настоящим художником.

— И что делаете с этими ребятами?

— Более сложное задание им даю (улыбается).

— Когда молодому художнику проще — сейчас или в те времена, когда вы начинали свой путь в профессии?

— Конечно, сейчас. У нас свобода. И мы счастливы, потому что отношение к искусству такое, что самое важное — быть профессионалом. Нигде в мире сейчас нет такого количества талантливых художников, как в России.

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели на своем мастер-классе для детей-победителей Международной выставки-конкурса художественных произведений «Белая Ворона»

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели на своем мастер-классе для детей-победителей Международной выставки-конкурса художественных произведений «Белая Ворона»

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— Вы прожили с женой Инессой Андроникашвили 40 лет. Можно ли сказать, что она повлияла на ваше творчество?

— Безусловно.

— Она делала вам какие-то замечания? Говорила, что ей нравится или не нравится в ваших работах?

— Влюбленные люди замечаний не делают. Ей нравилось всё, что я делал.

— Вы встречались со многими известными людьми, в том числе с великими зарубежными художниками. Кто из них произвел на вас большее впечатление?

— Пикассо и Шагал. Они повлияли на меня своим индивидуальным отношением к творчеству — это очень много значит. Они не похожи ни на кого. В СССР учили так, чтобы все были друг на друга  похожи. Это проявлялось во всем: у магазинов были одинаковые витрины, люди одинаково одевались, постоянно звучало слово «не положено»...

Считалось, что если ты живописец, то занимайся только живописью, если скульптор — скульптурой. И когда я познакомился с Пикассо и Шагалом, я увидел: они, живописцы, делают и скульптуру, и графику, используют в работе самые разные материалы. Это меня вдохновило и убедило в правильности моего пути.

Хотя еще мой педагог в Тбилисской академии художеств Василий Шухаев говорил: «Не имеет значения материал, главное — создавать музейную ценность». И учил нас думать об объеме, пластике, даже рисуя на бумаге. Когда заканчивались уроки по расписанию, Шухаев мне и еще одному будущему художнику — Тенгизу Мирзашвили — давал личные часы. И мы выполняли такое задание: стояла обнаженная натурщица, мы могли на нее взглянуть, после чего поворачивались спиной и по памяти рисовали.

— Еще вы общались с Сальвадором Дали. В книге «Сердце на палитре» вы рассказываете, как обедали с ним и его женой Галой. О чем вы говорили?

— «Как поживаете? Как здоровье? Как работа идет?» Это была обычная беседа. Но, безусловно, я чувствовал, что Дали — особенный человек, поэтому во время разговора я наблюдал за ним, следил за его движениями, всматривался ему в глаза.

— Вы считаете, он великий художник?

— Да!

— Недавно не стало еще одного вашего знакомого — Джорджа Буша – старшего...

Когда он впервые приехал в Москву, то еще в аэропорту спросил встречающих, можно ли посетить художника Церетели. Я тогда жил в подвале на Тверском бульваре, где сейчас Музей современного искусства. Ко мне прибежали из аппарата президента, сообщили, я обалдел и стал спешно наводить порядок. Сначала даже не поверил, решил, что шутка, но оказалось — правда: вскоре приехал Буш с супругой Барбарой и сказал: «У нас есть полчаса, посмотрим работы».

В итоге провели у меня больше трех часов. Мы накрыли стол грузинскими блюдами, стали их угощать, а когда Барбара пошла смотреть работы, я сказал: «Пожалуйста, выбирайте, что вам нравится, я подарю». Она выбрала только что написанный натюрморт. А уже потом, когда к ним в США приезжала делегация из СССР, сказала, что утро у них с Джорджем начинается радостно: они видят цветы Зураба, которые висят у них в спальне.

Зураб Церетели

Зураб Церетели

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— В своих работах — особенно в графике — вы часто обращаетесь к детским воспоминаниям. У вас было счастливое детство?

— Могу сказать, что да. Рядом с моими родителями жил дядя — художник, красивый мужчина атлетического телосложения. Я думал, что, если стану художником, буду таким же красивым атлетом. Не получилось (смеется). И к нему ходили другие художники, а я сидел во время этих встреч и слушал, о чем они говорили. Это многое значит.

Одно из самых ярких воспоминаний — как родители подарили мне цветные карандаши. И я стал рисовать — особенно много рисовал природу, учился передавать первые впечатления в рисунке. Это очень важное качество для художника.

Еще недавно вспомнил, как мы, мальчишки, услышали, что началась война — и выбежали во двор, радовались. Мы ведь не понимали, что это значит! Думали, что сейчас возьмем автоматы и — «бум-бум-бум!» — всех врагов сразу победим.

Но, конечно, в военные годы всем было плохо... Мама готовила каждый день одно и то же — кашу, в которую для сытности масла сверху наливали. Сделать какое-то другое кушанье возможности не было.

— О чем вы мечтаете?

Работая над 23-метровой скульптурой «Аргонавтов» для Имеретинской долины в Сочи, я нашел там уникальную гору. И когда я посмотрел на нее, мне почему-то показалось, что на вершине стоит Христос и обращается к народу. Я мечтаю поставить там скульптуру Иисуса Христа.

Справка «Известий»

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

 

Автор более 5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства. С 1997 года — президент Российской академии художеств. Народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР и Государственной премии России.

 

 

Читайте также
Реклама