Непокорная и непокоренная: Каталония вновь забурлила протестами
Накануне Рождества еще одна европейская страна, помимо погрязшей в массовых уличных выступлениях Франции, погрузилась в протестные настроения. По случаю сегодняшнего выездного заседания правительства Испании в Барселоне не отделившаяся, но всё еще рвущаяся к независимости Каталония решила напомнить о себе новыми протестами. Сторонники отделения еще накануне обещали продемонстрировать центральным властям «мирный хаос». Мадрид между тем отрядил в Барселону 9 тыс. своих полицейских. «Известия» разбирались, что привело к новому витку войны нервов с обеих сторон.
Все на баррикады!
«Вы знаете хоть одно сообщество, которое чего-либо добилось, сидя на диване?» — раззадоривал каталонцев по телеграмм-каналам на этой неделе самопровозглашенный Комитет защиты Республики. Это протестное движение, выступающее за независимость Каталонии и стоящее за рядом последних протестов в автономии.
«Революция улыбок» закончилась. Сейчас время действий», — убеждало население другое часто рассылаемое сообщение комитета. 21 декабря — время «вернуться на улицы и возвратить дух 1 октября» (в этот день год назад в Каталонии прошел противоречивый референдум о независимости автономии от Испании), вторили «комитетчикам» активисты в Жироне, одной из четырех провинций Каталонии.
Призывы быстро нашли отклик среди многих каталонцев: студенческие профсоюзы вывели молодежь на улицы в эту пятницу, вынудив руководство многих вузов перенести лекции и зачеты на другие дни. Примкнуть к акции неповиновения решили также сотрудники железнодорожной компании Renfe и рабочие почты.
А многие работодатели в Барселоне, заранее понимая, что добраться до офисов в последний рабочий день этой недели будет непросто, разрешили своим сотрудникам работать из дома. Подстраховались и местные компании каршеринга: упреждая потери, они запретили на 21 декабря парковку своих автомобилей и мотоциклов в парковочных зонах в районах вероятных протестов.
Неоцененное внимание
21 декабря в Барселоне правительство Испании провело выездное заседание. Сборы министров по пятницам — мероприятие традиционное, однако оно всегда проходит в Мадриде, рассказал «Известиям» источник в испанских правительственных кругах. До Барселоны выездное заседание кабмина проводилось лишь в Андалусии — с целью подчеркнуть внимание центра к отдельной автономии.
Но Каталония оказанной Мадридом чести не оценила. Напротив, проведение правительственного заседания в Барселоне именно 21 декабря — в день годовщины региональных выборов, которые каталонцам были, по сути, навязаны ныне отставленным центральным правительством «народников» Мариано Рахоя, да еще и в условиях прямого правления Мадрида, — в Каталонии расценили как провокацию.
Летом в Испании, как известно, сменилось правительство — на смену главе Народной партии Мариано Рахою, в правление которого каталонский кризис достиг апогея, пришел премьер-социалист Педро Санчес. Не относясь к разряду сочувствующих сепаратистам, он, однако, проявил большую склонность к диалогу с Каталонией, нежели предшественник. Хотя у него на то были и свои мотивы.
— Правительство Санчеса — это правительство меньшинства (у социалистов всего 84 мандата в 350-местном парламенте), поэтому премьер зависит от поддержки самых разных политических сил, включая каталонские партии, и вынужден постоянно лавировать. А это лишает его возможности разговаривать с Каталонией с позиции силы, — пояснила «Известиям» эксперт-испанист отдела европейских политических исследований ИМЭМО Екатерина Черкасова.
Однако относительная мягкость нового премьера в отношении Каталонии страсти в регионе не притупила. Пережив референдум о независимости, поддержанный подавляющим большинством каталонцев, семимесячный период прямого правления из Мадрида и арест верхушки каталонского правительства, свободолюбивая автономия забурлила вновь.
Разночтение параллелей
Отчасти прологом к новым протестам послужила судьба арестованных каталонских политиков, стоявших за прошлогодним референдумом. Если главный смутьян экс-президент Каталонии Карлес Пучдемон сбежал в Бельгию, то 18 его соратников попали за решетку. И на этой неделе над ними начался суд. За участие в подготовке незаконного референдума и роль в последующих беспорядках им грозит от 16 до 25 лет тюрьмы.
Четверо подсудимых в начале месяца объявили бессрочную голодовку, а также обратились с письмом к европейским лидерам с жалобой на несправедливое обращение испанских судебных инстанций. И хотя процесс, окрещенный прессой судом века, находится лишь на предварительной стадии, он дополнительно взвинтил и без того нервную обстановку в Каталонии.
В середине декабря в знак солидарности с арестованным руководством автономии сторонники сепаратистов устроили акцию протеста, заблокировав автостраду, соединяющую Каталонию с Францией. Блокада продолжалась 15 часов, причем при полном бездействии местной полиции — Моссос-д'Эскуадра, молчаливо взиравшей на все происходящее и никак не препятствовавшей сооружению баррикад. Эта история вызвала возмущение Мадрида — центр пригрозил отрядить в Каталонию своих правоохранителей, если местные полицейские не будут исполнять непосредственные обязанности.
Масла в огонь подлил недавно и нынешний президент Каталонии Ким Торра. Побывав в Словении, он сильно впечатлился путем этой страны к независимости (там обошлось не без крови, но зато от Югославии страна отделилась всего за 10 дней войны). И поделился своим видением с каталонцами, призвав их, «как словенцы, быть готовыми к чему угодно, лишь бы жить свободно».
Это вновь возмутило Мадрид, у которого ситуация в Каталонии, к слову, вызывала совсем иные исторические параллели. На днях премьер Санчес сравнил кампанию Каталонии с попыткой Соединенного Королевства выйти из Евросоюза, заявив, что они «изобретают историю обид, усиливаемых манипуляциями» и заставляют людей выбирать между двумя идентичностями.
Финансовый пряник и полицейские дубинки
Каталония всегда считалась весьма богатым испанским регионом. И одним из декларируемых мотивов к независимости было нежелание «скидываться» в бюджет на нужды тех, кто победнее. Но всё же экономический кризис оказался ощутим и здесь.
— В последнее время Каталония испытывала влияние Франции, мы уже видели «желтые жилеты» в Каталонии, и это связано вовсе не с движением за независимость. На улицы вышли медики и пожарные, требовавшие повышения зарплат и расширения социальных гарантий, — заметила Екатерина Черкасова.
В преддверии пятничного заседания министров премьер Санчес попытался подстелить соломку. За неделю до встречи в Барселоне глава правительства объявил о существенном повышении минимальной зарплаты, которое как раз в пятницу должны специальным декретом одобрить министры. С января испанский МРОТ вырастет сразу на 22%, с нынешних €736 до €900. Такой щедрой надбавки Испания не видела уже 40 лет.
Тем не менее трюк с повышением зарплаты каталонцы не особо оценили, сочтя эту меру (и отчасти справедливо) не столько жестом в свою сторону, сколько вынужденной уступкой социалистов партии «Подемос», выступающей за отказ от экономии бюджета, а заодно — попыткой правящей партии набрать очки у избирателей накануне вероятных в будущем году парламентских выборов. Так что обещанные пряники не сняли нервозности, окутавшей автономию в преддверии правительственного заседания.
Предвидя протесты, некоторое время назад руководство каталонской полиции, Моссос, выступило с идеей пригласить министров в Palacete Albéniz — небольшой дворец, расположившийся на отшибе Барселоны, окруженный широкими проспектами и далекий от станций метро. Это, по замыслу местных служб правопорядка, облегчило бы задачу сдерживания толпы от места сбора политиков.
Однако Мадрид предпочел устроить съезд министров в здании старой биржи в самом сердце Барселоны с кучей узких улочек, где всегда полно прохожих и туристов. Таким образом, «мирный хаос» настиг их быстро и явно не планирует затухать.