Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Вызов родителей: кто должен платить за хоумскулеров
2018-12-19 12:04:01">
2018-12-19 12:04:01
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Омской области набирает обороты противостояние чиновников и родителей, которые перевели своих детей на семейную форму обучения. В ближайшее время здесь должны пересмотреть порядок выплаты соответствующих денежных компенсаций. Ежегодно бюджет региона на эти цели тратит 140 млн рублей. Родители обвиняют власти в том, что они хотят сэкономить на их детях и ставят крест на семейном образовании. Но в министерстве образования региона заявляют: никто не собирается его отменять, детей можно обучать и за свой счет. А получать денежные компенсации смогут лишь те, кто действительно в этом нуждается. В чем преимущества и опасности домашнего обучения и кто за это заплатит — разбирались «Известия».

Дела семейные

Семейное образование в новой России отпраздновало свое 26-летие. В 1992 году появилась возможность, как в царские времена, обучать детей дома. Сейчас в Омской области так называемых хоумскулеров 1273 человека — 0,56% от общего количества учащихся общеобразовательных школ (в 2017 году их было 810, в 2016-м — 447).

Областные чиновники отмечают, что активный уход детей из школ пришелся на 2013 год, когда в Прииртышье была установлена денежная компенсация для таких учащихся. По словам министра образования Омской области Татьяны Дерновой, до этого времени на семейном обучении числилось всего 60 человек.

Домашнее обучение
Фото: ТАСС/Рюмин Александр

Омская область — один из немногих регионов, наряду со Свердловской, Тульской, Тамбовской областями и Пермским краем, где компенсация есть. Однако в областном министерстве образования заявляют: в других регионах компенсации чисто символические. В Прииртышье же в нынешнем году выплаты составляют в среднем от 47,2 до 133,5 тыс. рублей и зависят от уровня образования. Из бюджета на это выделяется 140 млн рублей. К слову, размер норматива на одного обучающего в школе в этом году составляет 46,2 тыс. рублей.

Портрет среднестатистической семьи хоумскулеров составили сами омские родители, проведя мини-исследование. Опрос более 200 человек показал, что возраст большинства таких детей (68 %) — от 7 до 10 лет, 97% их родителей имеют высшее образование, а 10% — ученые степени.

Чтобы ребенок стал хоумскулером, семье достаточно лишь уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого она проживает. Далее родители имеют право выбирать любое время для аттестации и любой период, за который она необходима. Как правило, она проходит раз в полгода. К моменту сдачи аттестации надо выбрать школу, можно даже в другом городе.

Домашнее обучение
Фото: ТАСС/Рюмин Александр

Учебное заведение на этот период зачисляет ребенка, а после сдачи происходит отчисление. Если экзамены прошли успешно, законный представитель обращается за компенсацией затрат, понесенных на обучение. Экзамен провален — ребенок обязан вернуться в школу. Никакой компенсации не выплачивается.

Страшное наказание

Причины, по которым родители отказываются от обычных школ, у всех разные: одни стараются воспитывать своих детей в национальных традициях и выбирают специализированные объединения, других перевестись на семейную форму обучения заставляет бесконечный буллинг, третьи просто устают от денежных поборов.

Многодетная мать, заместитель председателя общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Алеся Григорьева говорит, что перейти на семейное образование заставило отношение учителей и сверстников к ее детям. После неприятных инцидентов в семье решили: лучше обучаться дома. И вот уже более трех лет в школу они ходят, только чтобы пройти аттестацию.

«Мы живем в сельской местности, поэтому дети не имеют возможности получить необходимый уровень образования, который бы мне хотелось, — рассказывает она. — Мы нанимаем педагогов или репетиторов только по английскому языку. И не потому, что так нужно для школьной аттестации. Дети должны широко и открыто смотреть на мир, а не быть стесненными рамками лишь русского языка. Обучаем детей либо сами, либо прибегаем к помощи интернет-ресурсов. Таковых сейчас достаточное количество».

По мнению многодетной матери, самый сложный период при переходе на семейное образование — первые полгода. Когда и дети, и родители думают, что должны создать условия как в школе: вставать рано утром, составлять расписание, заниматься определенными предметами.

«Страх уходит после первой аттестации, — добавляет Алеся Григорьева. — Сейчас для моих детей самое страшное наказание — вернуться в школу».

Домашнее обучение
Фото: TASS/DPA/Frank May

Родители, воспитывающие инвалида или ребенка, по каким-либо причинам не признанного таковым, также становятся «семейниками». Для инвалидов предусмотрены различные преференции, в частности, к ним может приходить педагог и проводить занятия на дому. Но, как уверяет Алеся Григорьева, размер компенсаций таким семьям гораздо меньше, вот они и выбирают семейное обучение.

«Среди наших подопечных есть школьники, занимающиеся именно по семейной форме обучения, — комментирует руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов. — И чаще всего аргумент мам или пап звучит так: «Не хочу, чтобы у ребенка отбили желание учиться и сломали ему психику». Но справляются с такой формой обучения далеко не все. Надо понимать, что, во-первых, она требует много сил и времени. И, во-вторых, необходимо довольно много финансовых вложений. Со школьником младших классов родители еще могут заниматься сами, обходясь без репетиторов, но чем дальше, тем сложнее это делать».

Оценка разности

За два последних учебных года в омские школы вернулись 68 детей. Основные претензии и опасения чиновников и педагогов, которым приходится принимать аттестацию у таких учеников, к качеству образования и трудностям в общении со сверстниками. Министр образования Омской области Татьяна Дернова вспомнила случай, когда ребенок, обучающийся в частной школе, сдал в ней пробный экзамен по математике и набрал 80 баллов. Но государственную аттестацию едва не завалил, получив минимум. Естественно, в вуз на бюджетное место ему пройти не удалось.

«Мы не говорим, что против семейного образования. Мы озвучиваем возможные риски, которые должны знать и понимать родители, выбравшие такую форму обучения», — отмечает Дернова.

У директора частной «Авторской экспериментальной школы» Татьяны Ходжер своя статистика. Незадолго до начала каждого учебного года к ней приходят родители детей, не прошедших аттестацию, и просят принять их в следующий класс. Так как они не сдали экзамены, им приходится прекращать семейное обучение, а в обычной школе их оставляют на второй год. Таких хоумскулеров за последние пару лет было семь, и им все-таки пришлось проходить неосвоенную программу по второму разу.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова

Министр образования Омской области Татьяна Дернова

Фото: vomske.ru

По данным городского департамента образования, в Омске в 2017–2018 учебном году успешно прошел промежуточную аттестацию 791 человек. Не смогли пройти восемь человек (чуть менее 0,7%), четверо из которых продолжают обучение в очной форме.

«В течение 2017–2018 учебного года зачислены в общеобразовательные организации и продолжают обучение по очной форме 54 несовершеннолетних, ранее обучавшихся по семейной форме. В 2018 году не пройдена государственная итоговая аттестация за уровень основного общего образования одним несовершеннолетним, три человека не прошли промежуточную аттестацию и не допущены к государственной итоговой аттестации», — сообщили в департаменте образования Омска.

Но родители считают, что подобные цифры весьма условны и реалиям никак не соответствуют. К примеру, многодетный отец профессор Виктор Николин всех своих десятерых детей обучал дома сам. Они успешно проходят или прошли аттестацию и поступили в вузы. Родитель уверен: две трети омских школьников на самом деле двоечники, в то время как дети-«семейники» в половине случаев — отличники.

«Нередко при аттестации нам для решения дают олимпиадные задачи, занижают оценки из-за неправильного оформления. Пропустил ребенок, допустим, одну строчку, все, ошибка, — подтверждает Алеся Григорьева. — Почему-то нам все время пытаются доказать, что мы враги своим детям. Хотя семейное образование было всегда, и очень успешно практиковалось в дворянских семьях».

Битва за ресурсы

С 1 сентября 2019 года компенсации за семейное обучение в Омской области решено отменить. С этого момента преференции будут распределять адресно тем, кто действительно в них нуждается. Кто подпадет под эти критерии, пока не решено, но в региональном правительстве полагают: компенсации все-таки должны использоваться по прямому назначению.

Домашнее обучение
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Пока же некоторые родители «злоупотребляют правами». Например, их дети получают образование в частных школах, и для них в регионе тоже существует господдержка. Субсидии идут в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ. По данным областного министерства образования, отдельные семьи, проживающие за пределами Омской области, получают здесь временную прописку ради компенсации.

«Только в Омске, по данным на октябрь 2018 года, по 53 детям, находящимся на семейной форме, отсутствует информация о прохождении промежуточной аттестации за 2017–2018 годы, — приводит свою статистику ведомство. — Все эти дети находятся либо за пределами России, либо имеют временную регистрацию в Омске. Из указанных 53 детей, 11 вернулись на обучение в школы».

Но родители хоумскулеров заявляют: это их право выбирать форму образования для своих детей, и отмена выплат антиконституционна. Кто-то даже готов уехать из Омска, лишь бы заработать денег на обучение в частных школах.