Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ узнали о попытках Британии уговорить Германию отправить Taurus Украине
Экономика
Минтранс высоко оценил надежность авиапарка России
Экономика
Набиуллина указала на перегрев рынка первичного жилья
Политика
Путин назначил на должность постпреда РФ при ВТО Николая Платонова
Экономика
ЦБ РФ планирует начать пилотный проект по внедрению универсального QR-кода
Мир
Санду назвала статьи молдавских СМИ о Приднестровье страшилкой пропаганды
Политика
В Госдуме предрекли скорый уход Шольца с поста на фоне его «невнятной» политики
Мир
Захарова заявила о разгаре гибридной войны Запада против России
Спорт
Сборная России по футболу опубликовала состав команды на мартовский сбор
Экономика
Решетников ожидает рост ВВП на 3% за счет мер из послания Путина
Политика
В Госдуму внесен законопроект о бессрочной программе маткапитала
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Турции ситуацию на Ближнем Востоке
Армия
Минобороны сообщило еще об одном сбитом БПЛА над Белгородской областью
Общество
Пленный боец морского центра ССО Украины рассказал о провалившейся операции ВСУ
Политика
Мишустин дал поручения по выполнению задач из послания Путина
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Анатолий Вязников сообщил о предстоящем усилении крылатой пехоты: в составе ВДВ появятся формирования, располагающие армейской авиацией, а также подразделения противовоздушной обороны. «Известия» разобрались в перспективах новых изменений.

В поисках нового облика

Доставшиеся вооруженным силам России в наследство от СССР воздушно-десантные войска создавались в рамках совершенно иных представлений об условиях их возможного применения, чем те, в которых пришлось действовать в суровой реальности. Уже афганская война, в рамках которой части ВДВ задействовали достаточно активно, продемонстрировала недостатки структуры войск и проблемы специализированной десантной техники, которые пришлось решать «на месте» — усиливая части ВДВ дополнительными артиллерийскими подразделениями, придавая им танки и боевые машины пехоты, что позволяло десантникам решать задачи мотострелков. Собственно «десантная» функция использовалась крайне ограниченно — в ряде операций подразделения ВДВ высаживались с вертолетов. 

Фактически это была нормальная работа десантно-штурмовых подразделений, и именно эту задачу ВДВ пришлось выполнять и в последующих локальных конфликтах уже на территории бывшего СССР, включая обе чеченские войны. Однако руководство страны и военного ведомства упорно продолжало сохранять унаследованную от СССР структуру этих войск, ориентированную прежде всего на массовое парашютное десантирование. Эта задача регулярно отрабатывалась в ходе различных маневров, а после того как военные расходы начали расти, для ВДВ возобновилась разработка и закупка авиадесантируемой техники.

Десантирование боевой техники из военно-транспортного самолета Ил-76МД

Десантирование боевой техники из военно-транспортного самолета Ил-76МД

Фото: commons.wikimedia.org/Dmitry Terekhov

Проблема, однако, не решается простым улучшением финансирования ВДВ: для их использования по исходному назначению в современной России элементарно не хватает авиации. Весь парк наличных военно-транспортных Ил-76МД позволяет провести парашютное десантирование не более двух полков ВДВ, и то часть техники придется добрасывать «вторым рейсом». Для того чтобы выбросить обе имеющиеся воздушно-десантные дивизии (даже не затрагивая десантно-штурмовые дивизии и бригады, также имеющие парашютно-десантную подготовку и соответствующую технику), численность военно-транспортной авиации необходимо нарастить минимум вчетверо, что в современных условиях невозможно в принципе.

Мобилизация имеющегося в России парка гражданских Ил-76ТД, возможная в случае войны, мало что даст для решения этой задачи: «цивильные» Ил-76 не имеют оборудования для парашютного десантирования техники и могут использоваться только для переброски войск и техники на аэродромы посадочным способом — для чего специализированные десантные подразделения, в общем, не требуются.

Поиск новых структур тем не менее ведется — и в ходе этого поиска ВДВ неизбежно трансформируются скорее в сторону аэромобильных сил — то есть легкой пехоты, подготовленной для быстрой переброски посадочным способом, а также десантно-штурмовых операций с использованием вертолетов.

Высадка десанта с вертолетов Ми-26 на забайкальском полигоне «Цугол» во время военных учений «Восток-2018»

Высадка десанта с вертолетов Ми-26 на полигоне Цугол во время военных учений «Восток-2018»

Фото: РИА Новости/Вадим Савицкий

В частности, очередные эксперименты прошли в рамках прошедших летом–осенью 2018 года учений «Восток-2018» и на недавних учениях ОДКБ в Киргизии.

— В ходе маневров «Восток-2018» с личным составом одной из десантно-штурмовых бригад Воздушно-десантных войск будет проведен эксперимент по применению десантно-штурмовых подразделений нового типа, — сообщил командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков.

Насколько можно судить, именно по результатам данных экспериментов планируется создание новой структуры соединений ВДВ, в состав которых войдут в качестве постоянного элемента части армейской авиации.

Вертолеты и не только

Ситуацию для «Известий» прокомментировал главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.

— Подобный опыт уже был у отечественных вооруженных сил. Например, части армейской авиации входили в состав сформированных на рубеже 1970–1980-х годов отдельных армейских корпусов, которые должны были действовать в качестве оперативно-маневренных групп, — отметил он.

Вместе с тем эксперт отметил имеющиеся проблемы с вертолетной техникой.

— Армейской авиации также нужны перемены. Основная многоцелевая машина — вертолет Ми-8 — при всех своих достоинствах требует серьезных доработок платформы для применения в составе десантно-штурмовых подразделений. Не хватает легких разведывательных и транспортных вертолетов, нет среднетяжелых машин, которые могли бы заполнить нишу между Ми-8 и Ми-26. Необходимо также разобраться с «зоопарком» ударных машин, остановившись всё же на одной модели, — добавил собеседник редакции.

Вертолеты Ми-8АМТШ во время военных учений «Восток-2018» на полигоне «Цугол»

Вертолеты Ми-8АМТШ во время военных учений «Восток-2018» на полигоне Цугол

Фото: ТАСС/Вадим Савицкий

(В настоящее время в состав армейской авиации, помимо советских Ми-24 и их современного развития Ми-35М, сегодня входят также вертолеты Ми-28 и Ка-52. — Ред.) 

По мнению Мураховского, пока рано говорить об изменении подчиненности армейской авиации в целом, но, возможно, в ближайшем будущем эта тема станет актуальной. 

— В начале 2000-х годов армейская авиация просто умирала как род войск, и ее включили в состав ВВС, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось. Сейчас ситуация изменилась, и не исключено, что вскоре можно будет рассмотреть вопрос о ее передаче обратно в Сухопутные войска, для взаимодействия с которыми она и была создана, — добавил собеседник редакции.

Проблема, однако, заключается не только в статусе армейской авиации, сегодняшняя принадлежность которой к Воздушно-космическим силам осложняет действия по прямому назначению, вводя дополнительный этап согласования как в мирное, так и в военное время. С учетом названных выше несоответствий унаследованной от СССР структуры ВДВ задачам, которые ставятся сегодня перед аэромобильными подразделениями и легкой пехотой, не исключено, что стоит вновь рассмотреть вопрос о радикальном сокращении ВДВ с передачей их под управление Сухопутных войск — с учетом того, что и тактические парашютные десанты, и десантно-штурмовые выброски с вертолетов в большинстве случаев проводятся в рамках более широкой общевойсковой операции и в интересах общевойскового командования.

Вертолеты Ми-26 во время военных учений «Восток-2018» на полигоне «Цугол»

Вертолеты Ми-26 во время военных учений «Восток-2018» на полигоне Цугол

Фото: ТАСС/Вадим Савицкий

При этом нужно учесть, что даже сокращение десантных формирований до одной дивизии (включающей 1–2 парашютно-десантных и 1–2 десантно-штурмовых полка) и четырех десантно-штурмовых бригад окружного подчинения, с учетом наличия в составе Вооруженных сил многочисленных подразделений специального назначения и морской пехоты ВМФ России, также имеющих десантно-штурмовую подготовку, потребует значительного усиления и военно-транспортной, и армейской авиации.

Но это усиление будет иметь уже конкретную цель и реализуемые в разумный срок параметры.

 

Прямой эфир