Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Шагом марш: столичные пешеходы пойдут через трассы по-новому
2018-10-09 18:10:59">
2018-10-09 18:10:59
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве заработали первые светофоры со специальными «пешеходными» секциями. Эксперимент, получивший название «Удобный переход», был инициирован столичной мэрией и ЦОДД и призван избавить пешеходов от длительного ожидания зеленого сигнала. «Известия» разбирались, в чем суть новшества.

    Что изменилось

    Инициатива властей пока носит статус пилотного проекта, а перекрестков, на которых внедрена новая схема перехода, всего три:

    Шмитовский проезд — улица 1905 года;

    Волков переулок — улица Красная Пресня;

    Старая Басманная улица — Токмаков переулок.

    На этих пересечениях внедрена новая, совмещенная схема перехода — одновременное движение пешеходов и транспорта, осуществляющего поворот направо. Разумеется, при таком маневре автомобиль обязан пропустить переходящего дорогу пешехода, имеющего приоритет. А чтобы не создавать лишних заторов, разрешающий зеленый сигнал будет загораться для пешеходов на несколько секунд раньше, чем для водителей — в данном случае, по словам ЦОДД, учтен международный опыт в области безопасности движения.

     

    Куда смотреть

    Отличительный символ новых светофоров — загорающиеся белые секции-подсказки с изображением человечка и стрелки. Секции будут информировать участников движения о новом порядке пересечения перекрестка. В дополнение к ним установлены крупные информационные таблички, напоминающие водителям пропустить пешеходов.

    Что даст такая схема

    Пилотный проект «Удобный переход» прежде всего направлен на сокращение времени ожидания пешеходов в часы пик. Сейчас на особо загруженных перекрестках Москвы возможность перейти дорогу по наземному переходу совмещена с долгим ожиданием разрешающего сигнала. По данным ЦОДД, на всех трех экспериментальных участках введение совмещенных фаз должно упростить пешеходам передвижение.

    Так, на Шмитовском проезде в пиковые часы ожидание уменьшится в четыре раза (11 секунд вместо 45 и 32 — вместо 56), на примыкании Токмакова переулка к Старой Басманной — в два раза (15 секунд вместо 32), а на Т-образном перекрестке Волкова переулка и Красной Пресни — в 11 раз (5 секунд вместо 55). Эксперимент только начался, но по его результату столичные власти будут оценивать эффективность новой схемы. В случае однозначного успеха география «удобных переходов» станет шире.

    Мы это проходили

    Пять лет назад похожие схемы уже внедрялись на московских перекрестках. Разработанный совместно с Probok.net пилотный проект «Уступи всем, и можно направо» также совмещал фазы поворота направо (для автомобилей) и перехода (для пешеходов). Однако эксперимент продержался недолго и не был толком масштабирован.

    Новый дорожный знак, разрешающий проезд на красный свет при отсутствии помех

    Новый дорожный знак, разрешающий проезд на красный свет при отсутствии помех

    Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

    Позже, в 2017 году, в столице России инициировали ускоряющий разъезд на перекрестках проект ARTEMIS (Autonomous and Real‐Time signal control based on Estimation traffic demand for Minimization of Signal waiting time — «Автономное светофорное регулирование в реальном времени на основе оценки интенсивности движения для минимизации времени ожидания зеленого сигнала светофора»). За сложной для восприятия формулировкой скрывалась разработанная совместно с японской правительственной организацией система умных светофоров, способных анализировать трафик и самостоятельно регулировать светофорные фазы. Однако проект, реализованный на пяти участках севера Москвы и теоретически способный на 40% снизить возникающие дорожные заторы, не получил дальнейшего распространения, при этом зарекомендовал себя как эффективный.

    ДТП и ГОСТ

    Важная проблема — аварийность на перекрестках. По статистике ГИБДД наезд на пешеходов — по-прежнему распространенный вид происшествий. В результате 211 зафиксированных в Москве за последний летний месяц ДТП погибли 26 человек и 189 получили ранения. Очевидно, что схема, при которой автомобильное и пешеходное движение совмещены по времени, сопряжена с риском ДТП — как минимум, по причине возможной неоднозначности трактовки «разрешено».

    пешеход улица автомобиль
    Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

    Например, во время действия инициативы, допускавшей на ряде перекрестков правый поворот на красный свет, автомобилисты нередко жаловались на двоякую трактовку сигнала светофора и зеленой стрелки-таблички. Некоторые, заведомо опасаясь штрафа за проезд на красный, игнорировали разрешение и дожидались «своего» сигнала светофора.

    С другой стороны, эксперты отмечали, что введенный в 2014 году (поправками в ГОСТ) запрет на совмещение пешеходной и транспортной фаз и, как следствие, увеличенное время ожидания на перекрестке часто вынуждали пешеходов перебегать дорогу в нарушение правил. Насколько приживется новая схема от ЦОДД, по сути, ослабляющая запрет ГОСТа, пока можно лишь спорить.

     

    Загрузка...