Реальные Чуваки: как живут в самой веселой деревне России
Некоторое время тому назад интернет-пользователи выбрали самую веселую деревню России. В конкурсе, устроенном сервисом путешествий Туту.ру, пермские Чуваки набрали 27% голосов. Они уверенно обошли Варварину Гайку из Саратовской области и даже калужские Мошонки. Большинство из 13 тыс. голосовавших посчитало Чуваки более веселыми. Корреспондент «Известий» съездил в Пермскую глубинку, чтобы узнать, как на самом деле живет самая веселая деревня России.
Не самая глубинка, если честно, — от краевой столицы километров двадцать, от международного аэропорта Пермь — семь. Последние несколько — по убитой бетонке, которую положили здесь полвека назад, к военной части, базировавшейся где-то в лесу. Впрочем, военным местные благодарны: не было бы их, месить бы сельчанам грязь, а не разбитый бетон, до сих пор.
Чуваки на каноническую русскую глубинку — с алкашами на въезде, покосившимися избами и чумазыми, курящими с трех лет детьми — не похожи. Здесь будто бы всё хорошо.
Оля в поле
Ольга Мищихина, агрохимик по образованию, переехала в Чуваки пару лет назад. Ей надоел душный город и академическая наука. Поселилась Ольга в доме, доставшемся в наследство от бабушки, где и сегодня живет вместе с двумя детьми. Ольга — фермер, по соседству с деревней раскинулись ее поля, где она растит жимолость и элитный сорт гороха с неблагозвучным названием «херь». Впрочем, эта самая «херь», по словам Ольги, пользуется спросом — килограмм гороха девушка реализует по 120 рублей, перекупщики берут за него уже 250. В следующем году Мищихина мечтает устроить фестиваль гороха, пригласить туристов и, получается, выйти на потребителя напрямую.
В деревне Ольга известна не только как инициативный фермер, но и вообще как девушка, которой не сидится на месте. Недавно она вошла в состав ТОС (территориальное общественное самоуправление), с помощью которого пытается двигать в деревне различные проекты.
«Мне хочется жить в комфортных условиях, хочется как-то расшатать деревню, чтобы люди чувствовали ответственность за то место, где живут, понимали, что они могут влиять на условия», — говорит Ольга. — «Например, у нас в центре установили мусорные баки, и всё — со всех концов деревни доносят до них мусор, по дороге не разбрасывают».
В деревне, действительно, чисто.
Последний из реализованных проектов — современная детская площадка и тренажеры для воркаута в центре деревни. Их построили благодаря программе софинансирования, когда на каждый собранный местными жителями рубль власти добавляют свои пять. Впрочем, в деревне живет всего 200 человек, так что собранных денег на площадку хватило, а вот на покрытие — нет. В мокрые осенние дни детям, вероятно, придется играть в лужах. Но им хотя бы будет, где играть.
Дети
Из развлечений в деревне та самая детская площадка, заброшенная ферма — бывший совхоз, который обеспечивал деревенских работой, окончательно закрылся несколько лет назад. Теперь два огромных ангара разваливаются, а местные сдают их части на металлолом. Есть еще пруд, который практически обмелел, два магазина и школа. Впрочем, последняя тоже не работает уже несколько лет.
Спасаются дети занятиями спортом. В одном из помещений школы несколько раз в неделю проходят занятия кикбоксингом. Бесплатные — держатся на энтузиазме тренера. Еще есть занятия по английскому — за символические 150 рублей, а в ближайшее время стартует кружок по обучению игре на гавайской гитаре.
На учебу дети ездят в центр сельского поселения Култаевское, в состав которого входят и Чуваки. Из деревни и обратно их возит желтый сельский автобус, а вот тем, кто помладше, до сада добираться проблематично — для них автобус не предусмотрен. Так что, если у родителей нет машины, дети до семи лет из деревни практически не выбираются.
Настя и собаки
На заднем стекле Настиной машины красуется надпись «Доктор на дом», на боковых — кошки и собаки. Настя — менеджер по образованию, ветеринар по призванию — переехала в Чуваки несколько лет назад. В то время она помогала искать новые семьи для бездомных и брошенных собак. Держать десятки питомцев в городе было невозможно, а вот в Чуваках нашелся отличный домик — в конце тупиковой улицы Тихая, где Настя и поселилась. В пик у нее дома жили 26 собак. Сейчас у девушки всего три собаки, да и то на передержке.
Переехав с вполне утилитарной целью, она вскоре прониклась проблемами деревни и активно включилась в решение проблем. Вместе с фермером Олей они украшают зал в местной школе к празднованию Дня деревни, телевизор для просмотра роликов Настя приносит из дома. В деревне она за видеомонтажера, дизайнера и так далее — монтирует ролики про деревню, печатает грамоты активным жителям.
Чуваковский поворот
Центр общественной жизни деревни — магазин «Чуваковский поворот». Он же главный ориентир для всех, кто хочет попасть в Чуваки, — никаких указателей о начале или окончании деревни на дороге нет.
В магазине ведут амбарную книгу и, разумеется, продают в долг. В деревне по-другому не бывает. Здесь же, если попросить, сделают кофе. Точней, продадут пакетик растворимого и разогреют кипятка — смешивать будете сами, но за кипяток денег не возьмут.
Праздник к нам приходит
На субботу, 22 сентября, в деревне было назначено целых три праздничных мероприятия. С утра здесь открывают знак самой веселой деревни России — приезжает глава сельского поселения, представители Туту.ру и журналисты. После обеда — праздник деревни в единственном общественном помещении деревни — всё той же школе. Вечером дискотека для молодежи там же (после 22:00 вход платный).
Ближе к 10 утра все местные начинают подтягиваться к «Чуваковскому повороту», рядом с которым и установлен знак, накрытый черной тканью. Звучат речи, что-то про гордость за родную деревню, неожиданность и груз ответственности. Глава сельского поселения говорит о дороге, которая вот-вот (в следующем году) всё же должна добраться до Чуваков. Местные жители аплодируют и фотографируются со знаком.
После со знаком фотографируются пассажиры проезжающих мимо деревни машин — дорога ведет не только к заброшенной военной части в лесах, но и к еще одной деревне с веселым названием — Дикая Гарь.
На празднике в здании школы человек тридцать — все приходят со своими угощениями. Кто принес шаньги, кто-то пироги, кто-то чак-чак. Гости пьют чай, в центре зала поют песни и танцуют три девочки в ярок-желтых нарядах. Главная роль здесь у Оксаны — самой младшей, но, кажется, самой активной из выступающих. Она, кстати, и на секции по кикбоксингу выделяется: никого не боится и дает фору парням, вдвое превосходящим ее размерами.
Слово берет местный краевед — тетушка неопределенного возраста из соседней деревни. Рассказывает о фильме «Филиппок», который лет 10 назад снимали в местной школе, потом показывают само кино, жители узнают в кадрах своих друзей и знакомых.
Выбирают герб деревни — свои варианты предлагали местные школьники. Лучший отдают в работу дизайнеру, а победитель получает грамоту и деньги. Еще несколько грамот уходит инициативным жителям деревни. Кому-то — за отзывчивость, кому-то — за уборку мусора. Приносят плов.
Фельдшер и плов
Елена Васильевна работает в местном ФАПе (фельдшерско-акушерском пункте). Несмотря на близость к городу, «скорая» может ехать на вызов в деревню несколько часов, так что фельдшеру приходится ходить на все вызовы самой. Пешком. По грязным разбитым дорогам с отсутствующими тротуарами.
В свободное от работы время Елена Васильевна — деревенский казначей и еще один член группы инициативных граждан. На праздник деревни Елена приходит с казаном ароматнейшего плова — блюдо для односельчан приготовил ее муж.
Светлана Геннадьевна
Мама кикбоксера Оксаны, Светлана Геннадьевна, когда-то работала директором чуваковской школы, пока ее не закрыли. У Светланы Геннадьевны двое своих и восемь приемных детей. Со своим мужем Николаем они выстроили просторный дом прямо напротив школы, раньше семья жила в одном из помещений в самой школе.
Оксана вместе с сестрой Катей появились в семье, когда их родителей лишили родительских прав. В деревню они приехали из приюта Добрянки. «Я поговорила с Колей и детьми. Решились взять сестер к нам. Сначала мы привезли Оксану, ей было всего четыре годика, она на нас смотрела очень внимательным взглядом. Мы сели в машину, она заплакала. И я ей сказала: «Мы никогда тебя не обидим», — вспоминает Светлана Геннадьевна.
У семьи есть корова Машка, куры, пчелы и девять бычков. Каждому из них Оксана дала имя — Грузин, Джек, Курносик…
УАЗик
В начале улицы Тихой на гогот встречающих чужаков гусей из дома выходит пожилая женщина. Спрашивает, чего мы здесь снимаем. А мы снимаем небольшой фильм о Чуваках.
«УАЗик купите? Недорого продаю, машина — самое то для рыбалки или охоты», — говорит женщина.
Отказываемся.
Жизнь
Из центра Култаевского вместе с Настей и Олей везем в деревню диджея Костю. На Косте черный спортивный костюм с двумя белыми полосками и золотой зуб на самом видном месте. Костю в окрестных деревнях все знают. Он и диджей, и баянист, и лидер группы «Утро Марины». Костя не пьет уже четыре года, но гостям вечеринки не запрещает.
На деревенской дискотеке действуют два правила: внутри помещения, где танцуют а) не пить б) не курить. Пить в соседней комнатке, курить — на крыльце школы. Впрочем, от первого правила быстро отказываются, второе все чтут и действительно выходят покурить на улицу.
Вход на дискотеку — 50 рублей. У забора школы с визгом и резкой музыкой останавливаются четыре легковушки — приехали гости из соседних деревень. Впереди толпы уже навеселе парень в костюме, рубашке и красном галстуке. Деньги за вход платить отказываются — все называются друзьями Кости и пытаются пройти бесплатно.
Местные девушки оборону держат. Гости один за одним сдаются и платят за вход. В помещении не курят, морд не бьют. Зато обнимаются и предлагают выпить с ними.
Над деревней опускается густой непроглядный туман. Завтра из-за него рейс из Перми в Москву задержат на семь часов, но пока этого никто не знает. Напоследок фотографируюсь с местными и вслух обещаю себе на пенсии переехать в деревню. Например, в Чуваки.