Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре в руководстве Евросоюза случилось небольшое землетрясение. Глава крупнейшей фракции парламента Евросоюза — Европейской народной партии (ЕНП) и при этом вполне незаметный политический функционер Мандфред Вебер заявил о своем желании возглавить европейское правительство вместо уходящего на отдых Жан-Клода Юнкера.

Выждав некоторое время, Вебер решил напомнить о себе, дав на полях состоявшегося на минувшей неделе неформального саммита в Зальцбурге интервью испанской АВС. Чего ждать Европе от нового лидера — в материале «Известий».

Приказано выжить

Может ли твит невзрачной политической фигуры взорвать интернет, равно как и сложившиеся стереотипы в политическом истеблишменте? Как оказалось, да.

Манфред Вебер выступает на трибуне партийной конференции ХДС

Манфред Вебер выступает на партийной конференции ХДС в Баден-Вюртемберге

Фото: Global Look Press/DPA/Patrick Seeger

В последние пару лет термин «твит» в политических кругах воспринимался практически как синоним соцсетевого явления «Трамп». Начиная с 5 сентября 2018 года, похоже, твиты перестают быть исключительной прерогативой американского президента.

Манфред Вебер, депутат Европарламента от Христианско-демократического союза и член ЕНП, взбодрил евробюрократов вдруг проявившимися политическими амбициями.

«Европа находится в поворотной точке. Выборы в Европарламент – 2019 определяют будущее ЕС. Сегодня речь идет о самоутверждении Европы и защите наших ценностей, потому что нас атакуют и снаружи, и изнутри. Речь идет о выживании нашего европейского образа жизни», — написал Вебер.

И тут же в следующем твите добавил: «Прошу Европейскую народную партию выдвинуть меня кандидатом-лидером для участия в предстоящих выборах с последующим избранием главой Европейской комиссии».

Слишком серый

После публикации двух приведенных выше твитов на английском, немецком и французском языках, Вебер взял паузу, чтобы перевести дух, а европейская пресса бросилась выяснять, кто он вообще такой.

Манфред Вебер, канцлер Ангела Меркель, министр сельского хозяйства Юлия Клёкнер и  премьер-министр Гессе Фолькер Буффье

Манфред Вебер, канцлер Ангела Меркель, министр сельского хозяйства Юлия Клёкнер и  премьер-министр земли Гессе Фолькер Буффье на заседании федерального исполнительного комитета ХДС

Фото: Global Look Press/imago stock&people/Emmanuele Contin

Информации о будущем кандидате в евроруководители оказалось немного. Что неудивительно — Манфред Вебер всегда был незаметным политическим чиновником, исправно делавшим свою работу, предпочитавшим держать синицу в руках, вместо того чтобы рискнуть и ухватить летящего по небу журавля.

Родился в 1972 году в Баварии, по образованию — инженер. Окончил Мюнхенский университет прикладных наук в 1996, после чего организовал консалтинговую фирму DG Beratung GmbH, которую и возглавлял до 2014 года включительно, перемежая предпринимательскую деятельность с политической, пока не определился окончательно, что последняя ему ближе.

К политике проявлял интерес еще в студенческие годы. В 2002 стал членом Баварского федерального парламента, а в 2004 был избран депутатом Европейского парламента от ХДС, вместе с фракцией которой вошел в состав парламентского блока ЕНП, формально возглавляемой до настоящего времени нынешним главой ЕС Жан-Клодом Юнкером.

Считается специалистом по миграционной политике — в 2008 году выступал с докладом «О вопросах, касающихся миграции незаконно проживающих в Европе лиц из третьих стран» (доклад известен также, как «Директива о возврате»). Несмотря на расплывчатость позиции, продемонстрированную тогда, именно этим выступлением, считают западные СМИ, и обратил на себя внимание Ангелы Меркель. Поэтому включение Вебера с подачи германского лидера в состав рабочей группы по выработке европейской политики в 2017 году никого не удивило.

«Он был слишком серым, чтобы набрать за время пребывания в Европарламенте вес, необходимый для самостоятельного восхождения на вершину политики, — считает испанская El Mundo. — Никто не обнаруживал у него ни харизмы, ни лидерских качеств, ни желания выделиться, а без этого джентльменского набора на верхах делать нечего».

«На него должен был поставить кто-то, кому нужно сделать голосом ЕС человека исключительно средних параметров. Политика без опыта управленческой работы, не имеющего собственной программы решения проблем, стоящих перед Евросоюзом. Неторопливого, трудолюбивого, методичного, педантичного, осторожного. Надежного и организованного, хорошо знающего «брюссельские» нравы», — пишет корреспондент издания Пабло Суанес, не отвечая на вопрос, кто стоит за Вебером, но прозрачно намекая при этом на Меркель.

Возможные конкуренты

«Если Манфреда Вебера утвердят официально в качестве кандидата от ЕНП, почти со стопроцентной уверенностью можно говорить, что именно он займет место Юнкера в кресле главы правительства Евросоюза», — полагает корреспондент французской Le Monde Сесиль Дюкортье.

Мишель Барнье на Совете по общим вопросам ЕС в Брюсселе

Фото: REUTERS/Yves Herman

Журналистка упоминает также в качестве возможных кандидатов на высокий пост француза Мишеля Барнье и финского экс-премьера Александра Стубба, но это в ее тексте выглядит скорее реверансом вежливости в отношении потенциальных соперников немецкого политика.

Ибо, по ее же словам, «Барнье слишком занят ведением переговоров с Британией об условиях Brexit, а Стубб никак не может понять, наберет ли он достаточное количество голосов в свою поддержку или нет».

Эволюционный выбор

«Я восстановлю связь между гражданами Евросоюза и его руководством, повернув властные структуры лицом к народу», — заявил Манфред Вебер через некоторое время. Потраченное им, его помощниками и консультантами на изучение эффекта, произведенного его твит-заявкой на лидерство в ЕС.

Ангела Меркель и Манфред Вебер

Ангела Меркель намерена поддержать кандидатуру Манфреда Вебера

Фото: REUTERS/Michaela Rehle

Фрау канцлерин не осталась в стороне от процесса выставления оценок баварцу, выразив желание «поддержать кандидатуру Манфреда Вебера» и уверенность в том, что «кто возглавит группу депутатов от ЕНП, тот возглавит и Евросоюз».

Проблем на выборах у ЕНП быть не должно, считает большинство европейских СМИ, в том числе британская The Independent. А рост исламофобии и численности движения против приема иммигрантов может только добавить электорату уверенности в том, что голосовать надо «за эволюцию, а не революцию», которую могут произвести «ультраправые националисты из «Альтернативы для Германии», «Шведских демократов», венгерской «Йоббик» и им подобных».

Переписать неписаные правила

Ознакомившись с комментариями Меркель, европейская пресса сошлась во мнении, что Вебер — пешка, которую германский лидер продвигает на руководящий пост. В нарушение традиций, сложившихся во многих международных организациях, назначать на руководящий пост человека из стран, не определяющих направление развития общества.

Последний раз представитель одного из экономических и политических тяжеловесов занимал высший пост в ЕС в далеких 1958–1967 годах. Им был христианский демократ Вальтер Хальштейн, ставший первым председателем еврокомиссии создававшегося ЕС, поначалу называвшегося Общим рынком.

Про немцев любят говорить, что они пунктуальны и щепетильны в исполнении принятых решений. Всегда стремятся играть по правилам, нравится им это или нет. Следовать букве и духу закона. Однако всё течет, всё меняется. И, оказывается, германским политикам ничто человеческое тоже не чуждо. Особенно когда речь идет о расползании евросоюзной вотчины и выхода целых европейских регионов из-под контроля Берлина (Венгрия, Италия, Польша и даже Австрия проявляют тягу к самостоятельности).

Ангела Меркель, Жан-Клод  Юнкер, Эммануэль Макрон

Некоторые эксперты говорят о формировании франко-германской оси ЕС

Фото: Global Look Press/imago stock&people/Emmanuele Contini

Некоторые эксперты говорят о формировании франко-германской оси, на которой ЕС и будет держаться после расставания с Великобританией. Однако в том, что Париж станет играть равную Берлину роль, есть большие сомнения: Эммануэль Макрон, возникший фактически незадолго до всеобщих французских выборов из ниоткуда, скорее всего (судя по движению его рейтинга, которое даже и падением называть некорректно — наиболее точным определением будет термин из авиации «пике»), в никуда же и уйдет.

Госпожа Меркель в этом случае успешно решит двуединую задачу: под контроль Германии ставится и Евросоюз в целом, и Франция, которая, хоть и старший партнер в силу экономической развитости, но именно поэтому и главный конкурент.

Еще одной веской причиной, подталкивающей фрау канцлерин провести своего кандидата в главы Еврокомиссии, является давление на ЕС, оказываемое Соединенными Штатами Америки. Эта внешняя помеха порождает и внутренний раздрай в границах Сообщества — одни только регулярные демарши Польши, Дании, Швеции против проекта «Северный поток – 2» чего стоят. А уж сколько европейских фирм понесли потери из-за вводимых под давлением Вашингтона санкций в отношении России, и сосчитать сложно.

В конце концов, почему бы немцам не переписать неписаные правила и не поставить своего человека «смотрящим» в ЕС, раз такая ситуация сложилась?

Вебера в этом раскладе, как следует из упомянутого выше его интервью АВС, всё устраивает, за исключением одного: «Я — не наследник хозяйства Ангелы Меркель. Я — Манфред Вебер, самостоятельный политик. Разделяющий взгляды действующего канцлера Германии», — сказал он. И добавил, что «в Европе поднимается волна популизма, ксенофобии и ультраправого национализма».

Формулировка, подтверждающая полное единство взглядов Вебера и Меркель или говорящая о том, что ничего своего претендент на высший пост в ЕС пока не придумал? Ответ на этот вопрос может дать только будущее.

Лицом к России

Аналитического материала, чтобы давать прогнозы того, как будут развиваться отношения между Россией и Евросоюзом в случае избрания Манфреда Вебера главой Европейской Комиссии, честно сказать, маловато.

Однако основания считать, что начнется скорее сближение, чем отдаление, имеются. Вебер, как уже было отмечено выше, человек не очень самостоятельный, но очень подконтрольный. И в первую очередь даже не Ангеле Меркель, а, в силу своего баварского происхождения, Хорсту Зеехоферу. Жесткому лидеру баварского крыла ХСС и нынешнему министру внутренних дел ФРГ. Человеку, осознавшему, что с Москвой выгоднее дружить, чем ссориться и мериться санкциями — чьи больнее.

 Министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер

Министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер на пресс-конференции в Берлине

Фото: REUTERS/Fabrizio Bensch

Именно поэтому антироссийских высказываний в речах Вебера отмечено не было. И есть основания полагать, что и не будет.

И Ангела Меркель вряд ли станет поправлять курс на установление более тесных отношений Брюсселя с Москвой. На то, что намерения на сближение существуют, госпожа канцлер намеки бросала неоднократно. Но в открытую поворачиваться ей как-то не с руки. А вот через формально независимую, но фактически управляемую фигуру в Европейской комиссии можно. И даже нужно.

 

Прямой эфир