Прилипли к экранам: программа-минимум по цифровизации
Две трети россиян по несколько раз в день выходят в интернет, подсчитали социологи. Еще 10 лет назад такие цифры казались астрономическими, а на фоне мирового тренда выглядят даже скромно — в 2018-м году мировое интернет-сообщество потратит на онлайн, по прогнозам, миллиард лет. Однако данные социологии сильно расходятся с реальностью, если учитывать охват сетью. Подробнее — в материале портала iz.ru.
Как на работу
Порядка 80% россиян пользуются интернетом. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обнародованные в четверг, 20 сентября. Каждый день по несколько раз в день в интернет выходят, если верить данным социологов, 65% человек. Из них подавляющее большинство — 97% участников исследования — люди в возрасте 18–24 лет. 14% респондентов признались, что пользуются сетью несколько раз в неделю, 2% — крайне редко.
Чаще всего, согласно опросу ВЦИОМ, люди пользуются интернетом по работе или учебе — 44%. Самыми популярными среди респондентов оказались медиаресурсы (42%) с музыкой, фильмами и книгами, следом идут социальные сети (28% — и это, кстати, меньше показателя четырехлетней давности на 3%). Резко снизилось число увлекающихся онлайн-играми: если в 2014 году среди избранных их отметили 18% опрошенных, то в 2018-м — лишь 9%.
Дети и подростки, родители большинства из которых только и успеют что выхватывать телефон из рук, в выборку социологов ВЦИОМ не попали. В ходе исследования популярности мессенджеров компания «Делойт» опрашивала граждан с 16 лет. Там выяснили, что 69% пользователей смартфонов установили WhatsApp, 57% — Viber , 45% — Skype: 45 и 11%.
Не устоявшаяся до конца терминология усложняет подсчет. В начале года аналогичный сегодняшнему опрос провел «Левада-центр». Тогда социологи пришли к мнению, что в России снижается число пользователей всемирной паутины — всего их насчитали 74% от общего количества населения. При этом в сентябре 2016 этот же показатель достигал 76%. Более 40% респондентов заявили, что не пользуются соцсетями. В эту категорию, однако, опять же не включали мессенджеры и тот же YouTube, охват аудитории которого продолжает расти.
Семимильными шагами
По данным Mediascope, охват интернетом в России достиг 73%. Исследовательская компания брала в расчет аудиторию от 12 лет. По информации на февраль, она насчитывала 90 млн человек — на 4% больше, чем годом ранее. Без доступа к сети остается свыше четверти населения России — 27% человек, отмечали в компании. Этот показатель снижается — в 2017-м он достигал 33%. Быстрее всего аудитория рунета растет за счет пользователей смартфонов, тогда как десктопами и планшетами пользуется всё меньше россиян. Причем число пользователей смартфонов может превалировать именно в небольших населенных пунктах, где могут возникать проблемы с доступом к интернету. Большинство жителей страны выходят в сеть с одного устройства — 36%, по два аппарата — у 31%, по три — у 14%.
С каждым годом цифры всё выше. Если брать показатели почти 20-летней давности, разрыв астрономический — соответствующий темпам цифрового развития. В 2001 году в России насчитывалось 3,8 млн пользователей, которые хотя бы раз в месяц выходили в интернет. Следующие два года аудитория росла на 40%. К 2004-му Минсвязи насчитало 14 млн пользователей интернета. В 2008-м социологи называли цифру в 32,7 млн человек, из которых каждый день в сеть выходила уже половина.
Через два года американский холдинг Morgan Stanley включил Россию в пятерку стран с самым большим интернет-рынком — тогда аудиторию оценили уже в 60 млн пользователей, отметив беспрецедентный по мировым меркам рост. Тенденция сохранилась. Шесть лет назад Россия вышла на первом место по числу интернет-пользователей в Европе, на шестое — в мире. Сейчас она занимает седьмую позицию после Китая, Индии, США, Бразилии, Индонезии и Японии.
Стремительный рост аудитории рунета остановился в 2015-м — зато тогда Россия вошла в тройку стран-генераторов контента. Возобновился он в прошлом году. По его итогам аудитория увеличилась на 3 млн и достигла 87 млн человек. Такие данные приводит компания GfK. Аудитория на этот раз приросла за счет старшего поколения — родителей, дедушек и бабушек, которых дети научили пользоваться сетью. Полностью охватить территорию Россию интернетом, в том числе отдаленные населенные пункты, чиновники планировали к 2020 году. А в столице к этому же времени может появиться повсеместный «условно бесплатный доступ» в сеть, прогнозировали в департаменте информационных технологий московской администрации.
Без научной фантастики
Обеспечить всех доступом к интернету — один из основных пунктов государственной программы «Цифровая экономика», рассчитанной до 2024 года. К этому моменту, согласно плану, жители всех населенных пунктов с населением более тысячи человек получат доступ в интернет на скорости 100 мегабит в секунду. Чтобы добиться этих показателей, уже в этом году на орбите должны начать разворачивать новую группировку спутниковой связи. Жители городов-миллионников уже через два года, если будут распространены сетки сотовой связи пятого поколения (5G), получат возможность выходить в сеть на скорости до 25 гигабит в секунду.
Прописаны в программе и более масштабные планы, которые в свете общемировой тенденции выглядят логично. Речь и о повсеместном создании «умных городов», и даже автоматизированной системе принятия государственных решений. Всё это подразумевает создание соответствующих инновационных предприятий, однако с их обслуживанием могут возникнуть проблемы — дефицит IT-cпециалистов измеряется сотнями тысяч человек, и не только в России. В планах сконцентрировать силы на подготовке нужных кадров, госрегулировании в сфере цифровой экономики, создании соответствующей инфраструктуры, исследованиях и обеспечении информационной безопасности.
Подразумевается, что «россиянин будущего» со школьной скамьи будет изучать IT, а старшее поколение обучат всему на курсах переподготовки. На реализацию программы на пять лет заложено 2,16 трлн рублей. Не исключено, что к ее реализации будут привлечены и частные компании.
Всё это даст и экономический эффект, предполагают власти. Уже сейчас вклад цифровой экономики в ВВП России составляет 2,1%, с учетом мобильного сегмента — 5,06%, свидетельствуют результаты исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций. К 2021 году, по прогнозам, вклад интернет-рынков вырастет до 4,7%. Наверстывать есть куда: пока в целом по инновациям Россия отстает от других стран — в рейтинге Global Innovation Index, составленном Всемирной организацией интеллектуальной собственности ООН, она заняла 45 место из 127. Да и у четверти населения, по оценкам специализированных компаний, по-прежнему нет доступа к интернету.
Не мастхэв
Тем не менее, новости в соцсетях уже давно вытесняют художественную и научную литературу из досуга россиян, выяснили социологи. Расходятся цифры касательно того, удалось ли уже сети вытеснить телевидение. 79% опрошенных в июне компанией Deloitte утверждают, что узнают новости из интернета, а 67% — из телевыпусков. В то же время опрос «Левады-центра», проведенный весной, показал обратную тенденцию: теленовости по-прежнему остаются главным источником информации для 85% россиян.
Традиционно перекос в сторону интернета у аудитории, начиная с 12 до 45 лет, у старшего поколения — в сторону телевидения. И оказаться без него пока боятся намного больше. Порядка половины россиян считают, что гипотетическое полное исчезновение интернета никак не отразится на их жизни.