Режим без санкций: Британия не хочет уходить по-английски
Лондон не будет вводить санкции против Тегерана, как того требовал Вашингтон. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе МИД Великобритании в связи с призывом американского посла в Лондоне поддержать США в давлении на Иран. В ведомстве подчеркнули, что Соединенное Королевство и дальше будет придерживаться условий ядерной сделки и намерено защищать от американских санкционных мер компании, сотрудничающие с Тегераном. Однако, по мнению экспертов, компенсировать потери бизнеса от американских санкций в течение длительного времени ЕС не сможет.
Соблюдение условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерному разоружению Ирана играет важную роль в обеспечении региональной безопасности, подчеркнули в британском МИДе.
— Лондон остается приверженным ядерной сделке, — заявили «Известиям» в Форин-офисе. — При этом мы готовы обсуждать с администрацией США и конгрессом сотрудничество по действиям Ирана, которые вызывают беспокойство обеих сторон. Считаем необходимым повлиять на Тегеран и заставить его изменить свое поведение.
Ранее посол США в Великобритании Вуд Джонсон в статье, опубликованной в газете The Sunday Telegraph, призвал Лондон поддержать политику Вашингтона в отношении Тегерана. Он обратил внимание на тесные союзнические связи Великобритании и США и заявил о несостоятельности СВПД.
В начале августа Евросоюз, чтобы защитить свои компании от американских санкций, активировал «блокирующий статут» 1996 года. Он подразумевает компенсацию ущерба пострадавшим от ограничительных мер европейским предприятиям. В британском Форин-офисе «Известиям» заявили, что Лондон поддерживает эту меру.
— Решение компаний, работать ли им с Тегераном, зависит от них самих. Но мы считаем необходимым защищать предприятия. Европейский союз блокирует американские экстерриториальные санкции. Поэтому если европейская компания опасается их действия, она может рассчитывать на защиту законодательства ЕС, — отметили в британском МИДе.
Также в Форин-офисе напомнили о словах замминистра иностранных дел Соединенного Королевства Алистера Берта, который сказал, что «иногда необходимо действовать вопреки позиции своих друзей».
После выхода Вашингтона из ядерной сделки в мае 2018 года Британия, Франция и Германия, подписавшие СВПД, осудили поступок Штатов и заявили, что не выйдут из соглашения. Судя по последним заявлениям Лондона, пока США не удается убедить союзников изменить позицию, и это хороший знак, считает председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. Однако у Штатов, по его мнению, есть и более сильные рычаги давления на европейских партнеров.
— Мы видим, что позиция западных стран не меняется. Это позитивный знак — в том смысле, что США не удается заставить своих союзников присоединиться к давлению. Но это, к сожалению, ничего не меняет, — пояснил «Известиям» Алексей Пушков. — Вашингтон не просто вводит меры против Тегерана, но угрожает санкциями европейским компаниям, которые сотрудничают с Ираном.
По словам сенатора, у Евросоюза пока нет убедительных контраргументов: ЕС не в состоянии выплачивать миллиарды долларов в качестве компенсаций европейским компаниям за те потери, которые они понесут от американских санкций.
— За выполнение соглашения выступают все, но США вводят вторичные санкции и фактически вынуждают предприятия отказаться от работы с Ираном, — отметил Алексей Пушков.
У Британии, в отличие от Франции и Германии, не такие тесные связи с Ираном, чтобы можно было говорить о масштабных потерях в случае выхода Лондона из сделки. Поэтому, несмотря на заявления о приверженности соглашению, сейчас Лондон столкнулся с серьезной проблемой и вполне может «сломаться» под напором Вашингтона, считает старший научный сотрудник РИСИ Анна Виловатых.
— Иранская тема стояла на повестке июльского визита американского президента Дональда Трампа в Лондон и обсуждалась за закрытыми дверями без каких-либо дальнейших комментариев, — отметила эксперт. — С экономической точки зрения отказ от ядерной сделки серьезного урона Британии не несет: у Лондона нет такого серьезного экономического взаимодействия с Тегераном, как у Берлина или Парижа. Если британцы все-таки поддержат США, то по ним это ударит меньше, чем по другим европейским государствам. Тем не менее у страны есть свои интересы в регионе, которые она пытается продвигать.
В ближайшее время, отметила Анна Виловатых, британское руководство не будет принимать принципиальных решений: парламент находится в отпуске, а позиции Терезы Мэй сейчас довольно шаткие. Поэтому прежде чем решать внешние проблемы, правительство должно разобраться с внутриполитическими вопросами.
Реализация Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы началась в январе 2016 года. Соглашение с Ираном подписали Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия. В мае 2018 года Соединенные Штаты вышли из ядерной сделки.