Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Из Европы на чужих колесах: что украинцы везут на родину
2018-07-31 15:41:25">
2018-07-31 15:41:25
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Трехлетний автомобиль по цене десятилетнего. Полное отсутствие таможенных платежей. Фантастика? Нет, Украина. Вот только номера на такой машине будут европейскими. А схема ее ввоза не слишком законной. Подробности — в материале портала iz.ru.

Международный подгон

По данным Государственной фискальной службы Украины, только за первое полугодие 2018 года в страну было ввезено около 470 тыс. автомобилей, зарегистрированных в странах ЕС. И треть из них никогда не вернется обратно в Европу. Возможно ли нечто подобное в России, ведь в памяти живы воспоминания о «распилах» из Владивостока и «невидимках» на номерах Евросоюза?

В соседней республике возник хорошо отлаженный механизм, винтиками в котором стали граждане Белоруссии, и на свет появились новые термины вроде «евроблях» и «верблюдов». Вначале украинец едет в Польшу и покупает там автомобиль у собственника. Машину снимают с учета и оформляют на подставную фирму. Далее всё отработано до малейших деталей. Автомобиль перегоняют на Украину, где в транзитном режиме он может находиться 10 дней.

Сотрудник пограничной службы Украины проверяет документы на международном пункте пропуска «Краковец–Корчева» (Украина–Польша), Львовская область

Фото: РИА Новости

От границы с Польшей перегонщик двигается к границе с Белоруссией. Там, оставаясь в нейтральной зоне, автомобиль получает нового водителя — на сей раз белоруса с доверенностью на право управления. Он перегоняет машину обратно на Украину под предлогом «временного ввоза», после чего выходит из-за руля и идет пешком домой. Сделка с его стороны завершена. Законно? Да.

После этого машину продают новому счастливому обладателю из Украины, а житель Белоруссии, участвовавший в этой афере, получает свой невеликий барыш в виде $20 (около 1,2 тыс. рублей), обычно не больше. Участвуют в таких схемах целыми деревнями и поселками! Это подтверждает собеседник портала iz.ru, Руслан Цурко, владелец компании Xcars.by, занимающейся поставками в Белоруссию подержанных машин из США. По словам Цурко, можно даже вести речь о «семейных предприятиях». «Они это делают целыми семьями. Конечно, не от хорошей жизни. При этом о грозящей им ответственности даже не подозревают — люди деревенские, простые».

Поляки в эмиграции

Автомобили на номерах ЕС и называются «евробляхами». Объяснение этому очень простое: номера изготавливаются из листового металла, который по-польски называется blachy — а «поляки» среди нерастаможенных машин лидируют. За ними следуют «литовцы» и «немцы».

«Верблюдами» называют деревенских жителей Белоруссии, которые послушно ввозят в Украину сотни, тысячи машин, радуясь своей маленькой выгоде и не зная о том, что им грозят приличные штрафы: $600 — за нарушения правил временного ввоза и еще $300 — за передачу права управления украинцу. Ведь за рулем такого автомобиля в Украине имеет право находиться только тот, кто его туда ввез. Итого: $900 (56 тыс. рублей), что у многих равняется полугодовой зарплате.

Помимо «верблюдов», есть еще «пересичники». Это сознательные владельцы «евроблях», которые чем-то напоминают российских «челноков», ведь границу они пересекают каждые 10 дней. И всё для того, чтобы не нарушать правил транзитного ввоза. Ареал обитания «пересичников» — исключительно приграничные области Украины. Законов эти люди не нарушают, однако очереди на таможенных постах — во многом именно из-за них.

Временный ввоз в отличие от транзитного действует год, после чего процедуру придется повторить. Это обойдется украинцу примерно в €400 (около 29 тыс. рублей), а если получится найти того же белоруса, что ввозил автомобиль, то дешевле. В любом случае законно ездить на таких машинах украинцы не могут. Поэтому судьба ввезенного ими транспортного — либо колесить по украинским дорогам до первого бдительного патрульного полицейского, либо оказаться на разборке.

На одном из авторынков Украины

Фото: Global Look Press/Aleksandr Schemlyaev

Причины понятны: доходы у населения низкие, без автомобиля — никак, а на старом ZAZ Chance ездить не хочется. Да и на новом не получится — Запорожский автозавод простаивает без дела. К слову, о новых автомобилях: за 2017 год на территории Украины их было продано чуть более 80 тыс. Сравните с объемом ввезенных в страну «евроблях».

«Легальный» старый Mercedes-Benz W210 (1995–2003 годы) обойдется в $7–8 тыс. (430–500 тыс.  рублей), «нелегальный» — в 2,5 тыс. (155 тыс.). Для сравнения, по данным сайта объявлений auto.ru, в России такая машина в зависимости от состояния и модификации стоит 150–800 тыс. рублей.

Кроме того, производство Mercedes-Benz W210 закончилось раньше 2009 года, а значит, он не соответствует экологическим нормам «Евро-5» и не может быть ввезен законными путем на территорию Украины. Не всем жителям Незалежной по карману девяти- или десятилетний автомобиль. Вот и появляются в стране упомянутые выше 210-е, купленные в Европе по дешевке, зачастую в довольно плачевном техническом состоянии.

Результат: на страницах украинской прессы регулярно появляются сводки об авариях с участием «евроблях». К примеру, только за первые полгода 2018 года и в одной только Запорожской области было зарегистрировано почти 100 ДТП с их участием (а за 2017 год 6% всех аварий в стране пришлось на машины с еврономерами).

Конфисковать нельзя оштрафовать

Пока одни работают над законами в пользу легализации незаконно ввезенных автомобилей (проблема приобрела уже общенациональный масштаб, и банальными штрафами дело не решить — украинские политики это прекрасно понимают), другие бьют по хитрым соотечественникам гривной. В частности, к ним применима 485-я статья ТК Украины, согласно которой за «евробляху» в результате придется заплатить 300% таможенных платежей.

Ряд таких машин ездят по стране с недействительными из-за отсутствующих страховки и техосмотра номерами — но кого это волнует? Ведь штраф за это предусмотрен только в той стране, в которой они изначально были зарегистрированы.

Дальше — либо тотальное ужесточение, либо, наоборот, послабление. Государству придется выбирать из двух крайностей. Верховная рада приняла законопроект, который предусматривает за нарушение правил временного ввоза штрафы от 17 тыс. до 170 тыс. гривен (то есть от 40 тыс. до 400 тыс. рублей). В последнем случае — еще и конфискацию. Придется заплатить и недобросовестным «транзитчикам»: от 8,5 тыс.  гривен (20 тыс. рублей) до 170 тыс. (400 тыс. рублей) плюс конфискация. Это касается и тех случаев, когда машина ввозится «под разбор» — закон прямо говорит о наказании «за потерю и разукомплектацию транспортного средства».

Помимо этого, инспекторы патрульной службы Украины в конце июня получили доступ к таможенной базе и теперь могут с легкостью вычислять в потоке те автомобили, которые колесят по украинским дорогам с нарушением сроков транзитного или временного ввоза. Штраф за это — 255 гривен (600 рублей). Сумма смешная, но, если попался во второй раз, жди конфискации авто или лишения прав на 3–6 месяцев. К слову, инспекторы неплохо обходились и без доступа к базе: в течение прошлого года за нарушения правил временного ввоза было составлено 4360 протоколов и выписано штрафов на 56 млн гривен (131,7 млн рублей). Таковы данные Государственной фискальной службы.

Инспекторы патрульной службы Украины имеют доступ к таможенной базе и могут вычислять в потоке автомобили с нарушением сроков транзитного или временного ввоза

Фото: РИА Новости

Помимо кнутов, есть и пряники. Радой в первом чтении был принят закон № 8487, согласно которому снижается существующий акциз на ввоз подержанных автомобилей. Но касается это более-менее современного транспорта, растаможка которого теперь обойдется примерно вдвое дешевле. А старые легковушки, получившие у нас обидное прозвище «автохлам», всё равно остаются под запретом на ввоз. Тем не менее этот закон с радостью встретили «евробляхеры», решившиеся на протест и заблокировавшие своими машинами центр Киева.

Также на рассмотрении в Верховной раде находится законопроект за авторством председателя комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной. На него возлагают много надежд.

«Сейчас в этом законопроекте всё же будет отменено «Евро-5», если он будет принят. Это первый огромный плюс — то, что это не поправки, а законопроект, и не только для тех, кто уже ввез автомобили, но и для всех украинцев. Единственное, что нас сейчас реально не устраивает, — очень маленький сегмент людей заинтересуют те ставки по акцизу, которые сейчас предлагаются. Если эти ставки будут снижены, то тогда нас в принципе может всё устроить», — пояснил член ВОО «АвтоЕвроСила» Александр Полянский в беседе с журналистами «Радио Свобода».

На данный момент будущее «евроблях» довольно туманное. Ясно одно: своим бездействием власти Украины позволили родиться в стране новому сегменту рынка подержанных авто, и теперь из этой ямы надо как-то выбираться. Как именно — пока не знает никто.

Приключения иностранцев в России

Возможен ли повтор украинского варианта в России и Белоруссии? В свое время российские дороги буквально заполонили машины с номерами Евросоюза. Откуда в таком количестве у нас взялись поляки, чехи и особенно литовцы? Ответ прост: за рулем находились вовсе не они, а граждане СНГ, которые пользовались примерно такой же схемой, как и украинцы. Другой вопрос, что эксплуатировали машины они сами, не россияне. Понятно, что состояние большинства машин с еврономерами оставляло желать лучшего. Сначала, накатавшись, их пытались продавать. И появлялись объявления на известных сайтах, в которых говорилось примерно следующее: «Учет Литва, гражданам РФ можно ездить по доверенности».

Вариантов здесь нет и быть не может: на машинах с такими номерами ездить гражданам РФ категорически запрещено! Куда же они делись потом, ведь условных «поляков» и «литовцев» на дорогах стало исчезающе мало? «Была такая щель в законе: эти литовские автомобили, и не только литовские, были и польские, ввозились сюда гражданами стран СНГ. А иностранец на иностранном автомобиле ездить может — опять же в течение срока, на который ввезен автомобиль, полгода или год. Эти ребята из южных республик экономили и, пользуясь бесконтрольностью, могли ездить и больше», — объяснил ситуацию порталу iz.ru автомобильный журналист, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Потом ввели достаточно строгий контроль. Ввели обязательство для них растаможить или вывезти автомобиль, и если обнаруживалось, что он не вывезен в определенный срок, то его могли арестовать, отправить на штрафстоянку. Обязали возить с собой таможенные документы, чтобы можно было проверить, и тема сошла на нет», — заключает наш собеседник.

Cистема ЭРА-ГЛОНАСС, установленная в салоне автомобиля

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Эксперты уверены в одном: повторения украинской ситуации с «евробляхами» России не грозит. «Вы, привозя сюда автомобиль, должны выполнить ряд формальностей: его зарегистрировать, должны продемонстрировать, что у вас на автомобиле стоит система ЭРА-ГЛОНАСС, например. Там масса сложностей, которые вы просто так не обойдете», — поясняет автомобильный эксперт и ведущий радио «Страна» Антон Чуйкин. Еврономера, по его мнению, можно в лучшем случае использовать для коллекции, в худшем — сдать в металлолом.

Похожая ситуация и в Белоруссии. Схема с ввозом и дальнейшей эксплуатацией машин без уплаты таможенных сборов невозможна, уверяет Руслан Цурко: «Такая езда закончится первой же встречей с гаишником, далее штраф и конфискация».

Всё же есть номера других государств, которые у нас вполне «в законе»: любой россиянин имеет право купить машину из Белоруссии или Казахстана, обойдясь без растаможки, и ездить на ней до скончания веков. Но, во-первых, только при наличии генеральной доверенности от владельца. Во-вторых, покупка автомобиля в Белоруссии потеряла всякий смысл после повышения там цен как на подержанные, так и на новые авто. Теперь ситуация такова, что белорусы при необходимости купить машину сами едут в Россию.

 

Загрузка...