Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Авария на ТЭЦ, убийство полицейских, покушение на мэра крупного города... Это не хроника войны в Сирии, а череда недавних событий в спокойном Азербайджане. Под ударом оказался один из крупнейших городов страны — Гянджа. Силовики вот уже несколько недель работают в авральном режиме, а бакинские политики рассуждают о коварстве зарубежных спецслужб. Эксперты обращают внимание на то, что всё более заметными в жизни страны становятся религиозные радикалы. Портал iz.ru разбирался в ситуации.

Мэр и полицейские

Гянджа — второй по величине и третий по численности город Азербайджана. Покушение на мэра Эльмара Велиева произошло здесь в начале июля. По нему и его телохранителю огонь открыли около здания городской администрации. Градоначальник получил ранения, его прооперировали в Турции, а затем отправили лечиться в Израиль. Стоит заметить, что почти синхронно с покушением на Мингечаурской ТЭЦ произошла серьезная авария, в результате которой практически весь Азербайджан, включая столицу Баку, был обесточен.

Спустя неделю в Гяндже произошли массовые беспорядки. В МВД Азербайджана рассказали, что группа религиозных радикалов, состоящая из 150–200 человек, пыталась устроить митинг у здания городской администрации. Участники акции скандировали лозунги, которые власти позже назовут исламтстскими. При разгоне они оказали сопротивление силовикам. В ходе столкновений были зарезаны как минимум двое руководящих сотрудников полиции — полковник Ильгар Балакишиев и полковник-лейтенант Самед Аббасов.

Мэр Эльмар Велиев

Фото: wikipedia.org

В сети есть только одна короткая видеозапись происходившего в Гяндже. На ролике под названием «Атака на полицейских» видно скопление мужчин. Один из них падает, к нему подбегает человек, одетый в черное, и замахивается для удара. В азербайджанских СМИ утверждают, что главные участники беспорядков — «отпетые криминальные элементы, которые самым примитивным образом прикрылись религиозной завесой».

Вечером 10 июля в город были введены дополнительные силы полиции и внутренних войск. Неофициальные источники говорят о большем числе жертв беспорядков с обеих сторон.

Операция «Ликвидация»

С тех пор силовики Азербайджана задержали несколько десятков человек, двое не успели доехать до изолятора временного содержания. 21 июля сотрудники Специальной оперативной группы Службы государственной безопасности ликвидировали Анара Ислам оглу Багирова. Отмечается, что он скрывался в поселке Ходжасен Бинагадинского района, попытался оказать сопротивление стражам порядка и был убит. При осмотре тела обнаружены пистолет Макарова и патроны.

При задержании был также убит еще один участник беспорядков — 30-летний Рашад Беюккишиев, который скрывался в селе Моранлы Шамкирского района. Сначала он открыл огонь по силовикам, потом попытался подорвать гранату, но был застрелен сотрудниками отряда особого назначения МВД «Асланлар».

Фото: Depositphotos

Больше всего внимания к себе привлек 35-летний Юнис Сафаров. Именно он должен был застрелить главу исполнительной власти Гянджи. В отношении него возбуждено уголовное дело по статьям «Покушение на убийство двух и более лиц» и «Незаконное ношение огнестрельного оружия».

После задержания в интервью телеканалу Сафаров сказал, что признает совершение преступления. По его словам, никакого насилия полицейские к нему не применяли, хотя на записи видна ссадина над бровью. Мужчина также отметил, что обеспечен адвокатской поддержкой, ему разъяснены права. Ранее в азербайджанской прессе и социальных сетях распространение получили фотографии похожего на Сафарова человека, который лежит на полу в крови со связанными за спиной руками.

Радикал из Гума

Силовики довольно много рассказали о задержанном. В совместном заявлении пресс-служб МВД, Генпрокуратуры и Службы государственной безопасности Азербайджана говорится, что Сафаров в 2017 году приехал в Гянджу и для приобретения огнестрельного оружия напал на сотрудника полиции, охранявшего местный филиал коммерческого банка. «Нанеся ему удар тупым предметом, Сафаров отобрал пистолет «Макаров», — говорится в сообщении. По данным силовых ведомств, в январе 2018 года Сафаров вел слежку за мэром Гянджи, привлек внимание полиции, но сумел уйти, выстрелив в полицейского.

Отмечается, что мужчина намеревался «посеять панику и захватить власть», для этого он планировал целый ряд убийств известных государственных чиновников. Согласно опубликованной информации, Сафаров в 2016 году восемь месяцев прожил в иранском городе Гум, где находятся известные шиитские религиозные учебные заведения. «В этот период он прошел боевую подготовку в составе вооруженных соединений на территории Сирии», — отмечается в заявлении силовиков.

Фото: Depositphotos

В документе подчеркивается, что Сафаров намеревался «установить в Азербайджане исламское государство». Данная информация вызывает некоторое удивление: шиитские ополченцы в Сирии, наоборот, воюют с радикалами запрещенного в России «Исламского государства». Не совсем понятно, как задержанный мог бороться за исламское государство в рядах его противников.

Добавили путаницы заявления других чиновников. Военный прокурор Азербайджана Ханлар Велиев, обнаружил у задержанного работающую в «российских спецслужбах» «мать армянку». «Армянский след» в произошедшем разглядел также помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов.

В свою очередь, в социальных сетях обсуждают версию, что мотивом покушения на мэра была личная неприязнь. Неназванный собеседник издания EADaily рассказал, что в Гяндже у Велиева «репутация коррупционера и самодура», и когда стало известно, что в мэра стреляли, «многие горожане втайне аплодировали неизвестному Робин Гуду». Силовые ведомства Азербайджана опровергают эту версию.

Война и деньги

Разнообразие взаимоисключающих версий, которые выдвигают азербайджанские чиновники, наводит на мысль об их растерянности. С другой стороны, нельзя отрицать того, что международные террористические группировки действительно стремятся расшатать ситуацию в богатом энергоресурсами Азербайджане, где проживают примерно 60% шиитов и 40% суннитов.

На фоне событий в Гяндже малозаметной осталась новость о проведении силовиками спецоперации в Сумгаите. Там 15 июля были задержаны 18 членов радикальных религиозных групп и поддерживающих их активистов оппозиции. По информации правоохранительных органов, в Сумгаите радикалы также намеревались организовать беспорядки и «нарушить общественно-политическую стабильность в городе и стране».

Довольно активно выходцы из Азербайджана участвуют в войне в Сирии, только убито за последние годы здесь было около 200 граждан страны. Террористы терпят неудачи на Ближнем Востоке, поэтому логично, что они стремятся вернуться на родину. Так, в октябре сотрудники Службы госбезопасности (СГБ) задержали четырех боевиков религиозно-экстремистской группировки, которые готовили теракты на территории Азербайджана, еще четверо были убиты при задержании. Весной прошлого года в турецком городе Конья были задержаны 22 боевика запрещенной в России ИГИЛ. Среди них был и азербайджанец Илтифат Назуров, который до этого служил в армии в чине лейтенанта. После демобилизации он уехал в Турцию, где примкнул к радикальным исламистам. Азербайджанские СМИ приводят впечатляющие данные: всего в стране насчитывается 40 тыс. приверженцев радикального ислама.

Фото: РИА Новости/Али Кямал

Стоит отметить также не самую простую экономическую ситуацию. Да, конъюнктура на рынке энергоносителей сейчас благоприятна для нефтедобывающих государств. Однако по карманам населения бьет рост цен. Официальная инфляция в Азербайджане составила в прошлом году 14%, продуктовая инфляция достигла 16,4%.

Светская оппозиция находится под постоянным давлением силовиков. По данным правозащитников, в Азербайджане несколько десятков политзаключенных. Характерной является судьба лидера оппозиционного движения «Республиканская альтернатива» Ильгара Мамедова. В 2014 году он был приговорен к 7 годам лишения свободы за организацию массовых беспорядков в городе Исмаиллы. Осенью прошлого года ЕСПЧ признал нарушение права Мамедова на справедливое судебное разбирательство и постановил выплатить ему компенсацию в размере €10 тыс. Официальный Баку проигнорировал решение суда, Мамедов остался в заключении.

Власти Азербайджана традиционно пытаются переориентировать протестные настроения на «внешнего врага», но получается не всегда. Влияние светской оппозиции на общество минимально, а значит, недовольство приобретает религиозный оттенок.

 

Прямой эфир