Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

По волне его памяти

Персональная выставка Андрея Волкова в Русском музее демонстрирует неожиданные стилистические переклички
0
Фото: пресс-служба Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка художника Андрея Волкова, в этом году отмечающего 50-летие.

Юбиляр — представитель знаменитой династии. Его дедушка Александр Волков — один из основоположников современного искусства Средней Азии, отец и дядя — известные советские живописцы Александр и Валерий Волковы. В свете этого символичным кажется название экспозиции — «Сохранение времени». Художник предстает в ней продолжателем традиций — как собственной семьи, так и русского авангарда в целом.

Около полусотни холстов и графических работ представляют новейшие опыты Андрея Волкова в сфере абстрактного искусства. Большинство произведений датированы 2017–2018 годами. Прежде всего, обращает на себя внимание геометрическая форма холстов. Чаще всего встречается вертикальный овал, напоминающий старинное зеркало. Эффект усиливается тем, что поверхность полотна бликует, играет светом, попавшим на него. В одной из работ угадывается контур барочной рамы. И правда, этот стиль занимает художника, недаром один цикл картин озаглавлен Trashbarocco, а другой — Blackbarocco. В пику представлению о барокко как о чем-то роскошном и радующем глаз Волков обращается к трагической сути стиля. Его произведения можно рассматривать как абстрактный вариант барокко сказочно-зловещего, наполненного образами смерти.

Если же говорить об отечественных традициях, то произведения Волкова, конечно, напоминают о Малевиче. Однако в них нет супрематических форм, к тому же, цветовое решение не одномерно. Издалека картины соотносятся с конкретным цветом, например, «Не моргай» — черный круг. Но чем ближе подходишь к холсту, тем больше замечаешь многослойную технику, создающую иллюзию глубины изображения. 

Живописец работает и с фактурой краски, причем деликатно, не нарочито. Например,  надтреснутая краска на картине «Еще» напоминает о старинных росписях. В работе «Без названия (Посвящение А. В.)» можно увидеть отсвет «Гранатовой чайханы» (1924) Александра Волкова. Впрочем, зритель, не знающий о родословной художника, вряд ли вспомнит ту картину. «Посвящение А. В.» по своей форме и колористическому решению оказывается смутным визуальным впечатлением, выплывает из глубин памяти.

Здесь, однако, встает вопрос о том, как подавать сегодня беспредметное искусство: не выглядит ли такая выставка, лишенная какого-либо контекста, слишком герметичной для публики? Конечно, напрашиваются всевозможные варианты монтажа: почему бы не привезти из Третьяковской галереи ту же «Гранатовую чайхану» или не сопоставить Андрея Волкова с шедеврами абстракционизма из богатой коллекции самого Русского музея? Понятно, что эта выставка мыслилась как сольное высказывание — даже не ретроспектива, призванная показать эволюцию художника. Но есть риск, что зритель почувствует себя в безвоздушном пространстве, где не за что зацепиться. Остается опираться на собственную фантазию...

 

Прямой эфир