Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КНР призвали США «исправить ошибки» для встречи глав минобороны
Общество
Правительство РФ утвердило создание управления железных дорог для новых регионов
Мир
Постпредство РФ при ООН указало Дюжаррику на цели атаки дронов в Москве
Мир
В МИД РФ стремление Венесуэлы в БРИКС назвали свидетельством авторитета союза
Армия
Корреспондент «Известий» показал работу артиллерии ВС РФ в районе Дзержинска в ДНР
Авто
«Соллерс» перезапустит бывший завод Mazda во Владивостоке
Общество
Открытое горение в ТЦ «Феникс» в Орехово-Зуеве ликвидировано
Общество
Правительство ввело временный запрет на вывоз из РФ патронов и гильз
Мир
В США заявили о тяжелых последствиях для доллара в случае дефолта
Общество
При обрушении трибуны в Ростове-на-Дону пострадали 24 ребенка
Происшествия
ВСУ обстреляли Донецк из РСЗО
Авто
На бывшем заводе Nissan в Петербурге будут выпускать Lada X-Cross 5

Георгий Делиев: «Кира Муратова тотально отдавалась кино»

Актер, режиссер, создатель комик-труппы «Маски» — о творческом методе выдающегося режиссера, ее преданности актерам и непостижимой глубине
0
Фото: РИА Новости/Галина Кмит
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Прощание с Кирой Муратовой проходит в пятницу в закрытом режиме. Выдающийся режиссер ушла из жизни на 84-м году жизни. Как никто другой, она умела находить молодых актеров и давать им путь в кинематограф. В ее «Коротких встречах» сыграл одну из своих первых крупных ролей Владимир Высоцкий и дебютировала Нина Русланова. Именно Кира Георгиевна разглядела в Ренате Литвиновой не только талант сценариста, но еще и актерский потенциал... О том, как режиссер меняла судьбы людей, какие качества в них открывала и о чем не могла молчать, «Известиям» рассказал Георгий Делиев, снявшийся в пяти последних картинах Киры Муратовой.

— Георгий, вы стали известны зрителям как автор и актер юмористического проекта «Маски-шоу». Можно ли сказать, что в большой кинематограф вас ввела Кира Георгиевна?

— Я и до встречи с Кирой Георгиевной снимался в кино, но именно она раскрыла во мне новые творческие источники. У нее был необыкновенный талант — она в актерах видела не только ремесленников, а еще и личности. Она умело раскрывала природу каждого, кто попадал к ней на съемочную площадку.  

В каждой работе она находила во мне все новые глубины. Ведь у Киры ни один фильм не похож на предыдущий. И актеров она «прочитывала» каждый раз по-новому. Казалось бы, в основе ее сюжетов обыденные истории, все персонажи — понятные, обычные люди, но за каждым из них — непостижимая глубина. Она мастерски замешивала актерские краски. Такого кино, как с Кирой Муратовой, у меня не было никогда.

— Как вы познакомились с ней?

— На Одесской киностудии, там «Маски-шоу» и съемочная группа Киры Муратовой располагались по соседству. Мы ходили друг к другу на съемки. Интересовались, кто над чем работает. В картине «Второстепенные люди» ей понадобился актер для эксцентрической сценки, это комедия положений. И она увидела в нас — актерах «Маски-шоу» — тех, кто сможет это сыграть. Так и началось наше сотрудничество с Кирой.

Последний раз мы работали вместе на картине «Вечное возвращение». У Киры в этой картине какая-то совершенно новая, ни на что не похожая энергия.

— Но почему же после «Вечного возращения», вышедшего в 2012 году, она больше ни за что не бралась?

— Наверно, вдохновение не посещало, не было идеи. А скорее сил не хватало, ведь съемочный период требует полной самоотдачи. Ну а делать кое-как она не могла. Кира тотально отдавалась кино.

— Зачастую в свои фильмы Кира Георгиевна приглашала непрофессиональных актеров. Как она делала свой выбор?

— Актеров Кира Георгиевна подбирала каким-то своим, только ей ведомым способом. Можно сказать, интуитивно. У Муратовой в кино снимались как суперзвезды, так и непрофессиональные артисты. Но, приглашая таких разных людей в один проект, она из них складывала общий «пасьянс». И тогда вдруг возникала тотальная картина мира.

Она знала актера, понимала, как использовать его, манипулировать им, чтобы добиться своей цели, за какие ниточки можно дернуть. Выуживала природу человека из него самого. И это всегда было интересно, парадоксально. Как взгляд марсианина на нашу жизнь.

Она владела какими-то особыми энергиями. У других режиссеров ничего подобного я не встречал. Кира очень наблюдательна. Она старалась узнать о нас больше — в обычном разговоре. Когда спрашивала: «Как дела?», это было не из вежливости. Ее действительно интересовало, какие планы у собеседника, чем он живет в данный момент, какие у него переживания. Она задавала вопросы и внимательно слушала, как и что рассказывает человек. Наблюдала и понимала все про нас. А когда реализовала свой творческий замысел, вспоминала, за какие ниточки дергала актера жизнь, и, имея на вооружении все эти «крючочки», сама дергала за нужные ей ниточки.

— Она все держала под контролем или доверяла артистам, позволяла им импровизировать в кадре?

— Ее последняя работа построена именно на актерской импровизации. Я заметил, что, когда мы с Утой Кильтер проходили свои сцены или же Кира работала на площадке с Ренатой Литвиновой, Олегом Табаковым, Сергеем Маковецким, она чуть отпускала вожжи. Говорила: «Играйте, как чувствуете». И тогда я подумал: «Класс. Какая свобода. Что же выйдет в итоге?». Но когда посмотрел готовый фильм, понял, зачем это было необходимо Кире. Все выстроено как надо, притом что персонажи у нее получились отличные друг от друга. У каждого был свой темпоритм, свой конфликт. Я поделился своим удивлением с режиссером, а она ответила: «Я ничего не добивалась, ничего не выстраивала, вы играли как хотели». Но думаю, это — лукавство. Она всё равно видела в своем воображении картину в завершенном варианте.

— У Киры Георгиевны был свой круг артистов — вы, Рената Литвинова, Наталья Бузько, Олег Табаков, Жан Даниэль. Как думаете, почему она была столь верна однажды найденным исполнителям?

— Она знала досконально своих артистов, понимала, как их использовать. Не думаю, что у Киры была цель найти новые имена, сделать им судьбу. Она лишь добивалась, чтобы они выразили то, что ей нужно. Несмотря на это, она очень трепетно относилась к артистам.

— Но все же она открыла Ренату Литвинову. И сделала ее актрисой, звездой.

— Рената — ее любимица. Это было всем заметно. Кира ее очень уважала, ценила. Ей очень нравилась картина «Страна глухих», снятая Валерием Тодоровским по сценарию Ренаты.

— Она не ревновала Ренату к другим режиссерам?

— Нет, ну что вы. Ревность, зависть — вообще не про Киру. Она делала свое кино, и ее интересовали только собственные задачи. К работе коллег она относилась с интересом. Кира любила смотреть кино. Когда в нашем театре «Маски» был кинотеатр, мы частенько показывали в нем артхаусные фильмы. Кира Георгиевна была постоянным зрителем. Она — фанат артхауса. После просмотра любила обсудить увиденное. Ей хотелось высказаться.

— Себя она считала артхаусным режиссером?

— Честно говоря, слово «артхаус» я от нее вообще не слышал. Но то, что однажды она задумалась о съемках зрительского кино, говорит о том, что все же ее картины были особенными. Фильм «Настройщик» (2004) и стал тем самым выходом на большую аудиторию. Кира рассказала мне о своем замысле, изучила элементы зрительского кино и с самого начала вложила эту задачу в свою картину.

— Переживала, если фильмы не имели массового успеха?

— Было всё наоборот, ее это мало волновало. Я задавал ей этот вопрос. Тогда она мне ответила: «Я не могу делать ничего, кроме кино. Оно — как мое детище, я им живу. Для меня кино существует, пока я работаю над ним. А потом, когда фильм закончен, он живет собственной жизнью, от меня не зависящей».

— Говорят, у Киры Георгиевны был непростой характер. Могла пошуметь, что-то резко ответить. Вам не доставалось от нее?

— Нет, что вы. Кира — интеллигентнейшая, честная и прямолинейная. Но, как известно, прямота часто людей обижает. И если она раздражалась, то не скрывала этого раздражения. Впрочем, всё равно вела себя интеллигентно, не как на Привозе. На Ренату при мне никогда голос не повышала. А на других — бывало. Но там было за что. Сорваться Кира могла, только когда артист не готов к съемке, не выучил текст, не выполняет ее требования. В общем, когда наступал творческий тупик, вот тогда она могла сорваться. Но вообще к людям Кира очень уважительно относилась.

— Она реагировала на изменения в отношениях между Россией и Украиной?

— Реагировала. У нее была своя позиция. Но она не пыталась донести ее до всех. Кира делала кино и с его помощью выражала свои мысли, свою позицию. Вот это было ее дело. А политика...

За кого она точно переживала, так это за животных. Она боролась с теми, кто убивал бездомных собак и кошек. Писала какие-то петиции, собирала документы, подавала в суд, поднимала общественность. Подкармливала бездомных животных. И в ее доме тоже кошки жили.

— Когда вы последний раз общались с Кирой Георгиевной?

— Больше года назад. А потом хотел зайти в гости и как-то всё откладывал. Теперь очень жалею, корю себя, что как-то засуетился, всё дела-дела, а такие важные встречи в жизни отложил на потом... Кира Георгиевна болела, но никогда не жаловалась. Я справлялся о ее здоровье у мужа, Жени Голубенко. Он отвечал коротко: «Кира болеет». А что, как, не вдавался в подробности. Кира не любила, когда кто-то обсуждал ее состояние. Не хотела, чтобы жалели. Потому что сама никогда не жаловалась на жизнь. Никогда.

Справка «Известий»

Георгий Делиев — актер, режиссер, создатель комик-труппы «Маски». Народный артист Украины. Родился в Херсоне, учился в Одесском инженерно-строительном институте.

В студенческие годы увлекся клоунадой и пантомимой. В 1984 году работал в театре Вячеслава Полунина «Лицедеи». В том же году вошел в труппу одесского театра «Маски». В 1991 году создал телевизионный проект «Маски-шоу». Сыграл в фильмах Киры Муратовой «Второстепенные люди» (2000), «Чеховские мотивы» (2002), «Настройщик» (2004), «Мелодия для шарманки» (2009), «Вечное возвращение» (2012).

 

 

Прямой эфир