Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Настройщик человеческих душ

На 84-м году ушла из жизни режиссер и сценарист Кира Муратова
0
Фото: Getty Images/Kika Press
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не стало Киры Муратовой — одной из главных фигур современного авторского кинематографа и самой известной женщины-режиссера на постсоветском пространстве. Она была не просто автором фильмов, снискавших фестивальные награды и зрительскую любовь, но создательницей особой, ни на что не похожей киноэстетики. Соединяла эксцентрику, почти буффонаду и пронзительную правду жизни; показывала неприглядную реальность и собирала из ее осколков новый художественный мир.

Кира Георгиевна Короткова родилась в 1934 году в румынском городе Сороки (сейчас — территория Молдовы). После школы училась на филологическом факультете МГУ, затем — во ВГИКе (режиссерская мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Выйдя замуж за режиссера Александра Муратова, сняла с ним в соавторстве свой первый полнометражный фильм «Наш честный хлеб».

Впрочем, настоящим рождением Муратовой-режиссера стала ее первая самостоятельная лента «Короткие встречи» (1967). И уже в этой картине 33-летняя дебютантка обнаружила неповторимые особенности своего киноязыка: предельную искренность, органичную странность персонажей, мозаичный монтаж событий, наводящих на мысль о причудливой и трагической предопределенности судьбы. И главное — особый талант работы с актерами. Как никто другой, она могла не просто раскрыть личность, но  фактически  создать ее с нуля.

Образ геолога, разрывающегося между буфетчицей Надей и работницей горсовета Валентиной Ивановной, стал одной из первых значительных киноработ Владимира Высоцкого. А его спутниц сыграли Нина Русланова и сама Муратова. Для обеих это был дебют на экране. И начало многолетнего творческого сотрудничества.

— Кира Георгиевна — замечательная женщина, великий режиссер, гениальный сценарист. Это большая потеря для кино и лично для меня — невосполнимая утрата, — поделилась с «Известиями» Нина Русланова.

«Короткие встречи» и последовавшие за ними «Долгие проводы» (1971) были выпущены в ограниченный прокат, настоящую известность приобрели уже в годы перестройки. Еще более печальная участь ждала картину «Среди серых камней» (1983). Не согласившись с финальной редакцией, Муратова сняла свою фамилию из титров. Эпоха застоя стала для режиссера периодом постоянной и, как правило, безуспешной борьбы с руководством студий: предлагавшиеся ею проекты критиковались, цензурировались, отвергались.

Свободу творчества, а вместе с ней и мировую славу Муратова получила в начале 1990-х. Лента «Астенический синдром» завоевала специальный приз на Берлинском кинофестивале, «Чувствительный милиционер» (1992) был отмечен наградой на фестивале «Кинотавр». Киноязык Муратовой стал более жестким и эксцентричным, а взгляд на реальность — критическим.

Наиболее ярко трагическое мироощущение режиссера выразилось в киноальманахе «Три истории» (1997). Персонажи новелл совершают преступления буднично и абсолютно осознанно, расплаты — на земле или на небе — не следует, они и так живут в аду. «Я не люблю женщин. Я не люблю мужчин. Я не люблю детей. Этой планете я ставлю ноль», — признается медсестра Офелия в одноименной новелле.

Сценарий «Офелии» написала молодая выпускница ВГИКа Рената Литвинова, она же сыграла главную роль. Именно Муратова со своим вторым мужем, сценаристом Евгением Голубенко, убедила Литвинову попробовать себя в кадре — сыграть роль подруги главной героини в «Увлечениях» (1994). Тогда же российские зрители впервые обратили внимание на странную, будто не от мира сего, блондинку. 

— Очень часто режиссеры говорят: «Я хочу, чтобы это был фильм мой, а не Ренаты». Хотят от меня дистанцироваться. Зачем? Вот Кира, наоборот, требовала моего всё больше и больше. И это было продуктивно, — признавалась Рената Литвинова в интервью «Известиям». — Она брала вроде всё мое — меня, мой текст, но получался ее фильм. Кира — поразительный персонаж. Уникальный.

По словам Георгия Делиева, одного из любимых актеров режиссера, артистов Кира Георгиевна подбирала каким-то своим, только ей ведомым способом.

— Она знала актера, понимала, как использовать его, манипулировать им, чтобы добиться своей цели, за какие ниточки можно дернуть. Выуживала природу человека из него самого. И это всегда было интересно, парадоксально. Как взгляд марсианина на нашу жизнь, —рассказал «Известиям» Георгий Делиев.

Именно таков «Настройщик» (2004), где Делиев сыграл главную роль. Атмосфера курортного городка и эстетское черно-белое изображение смягчают муратовский скепсис по поводу человеческой природы, а фирменные абсурд и эксцентрика вызывают ощущение игры. Такой же обманчиво легкой выглядит последняя картина Муратовой «Вечное возвращение» (2012). 

Мы видим одну и ту же сцену в исполнении разных артистов, в разном интерьере, с разными постановочными деталями. Мужчина приходит в гости к своей однокурснице, чтобы спросить совета, с кем быть: у него есть любовница, но жену он тоже любит. Глядя за бесконечным повторением сюжета, мы понимаем, что круг замкнулся — не только в этом фильме, но и в творчестве Муратовой: начав с бытового любовного треугольника в «Коротких встречах», им же она и завершила свой путь. Но прощаясь, призналась в любви: актерам, кинематографу и жизни.

 

Прямой эфир