Над обрывом в море
На китайской авиабазе Шуймэнь, расположенной всего в 250 км от северного побережья Тайваня, зафиксировано появление новых укрытий для тактической авиации. Об этом пишет Defense News. Сама авиабаза, появившаяся в 2009 году, является одним из опорных военных объектов Китая в регионе. Подробности — в материале портала iz.ru.
На снимках, сделанных в апреле 2018 года, видны легкие укрытия приблизительно для истребительного авиаполка (24 машины), выстроенные к северу от взлетно-посадочной полосы.
Отсель грозить
Строительство военных объектов в холмах к северо-востоку от уездного города Сяпу (округ Ниндэ, провинция Фуцзянь) впервые попало на спутниковые снимки в 2009 году. Новая авиабаза, размещенная всего в двух километрах от побережья, располагает взлетно-посадочной полосой длиной 2400 м.
Эксперты оценивают максимальную емкость Шуймэня в стандартную китайскую авиадивизию трехполкового состава (более 70 бортов), исходя из числа размеченных стояночных мест параллельно взлетно-посадочной полосе. Однако на базе никогда не развертывалось столь большое количество самолетов.
В окрестностях аэродрома фиксировалось строительство объектов ПВО: нескольких радаров, а также двух зон развертывания зенитных средств. Последние представлены двумя четырехбатарейными дивизионами зенитных ракетных систем С-300ПМУ-1 или китайского аналога HQ-9 (суммарно 32 пусковые установки).
По мнению специалистов, новые укрытия на часть размером с авиаполк не станут последними: к северу от авиабазы продолжается расчистка местности, ведется строительство казарм для личного состава. Там же замечены ранее построенные замаскированные укрепленные капониры примерно на 15 единиц авиатехники — по периметру района нынешнего строительства легких укрытий.
Сам аэродром обычно использовался в учебных целях, несмотря на продолжающееся строительство инфраструктуры. На нем периодически засекали истребители J-10, J-11 или Су-30МКК в незначительных количествах (в среднем до 12 бортов).
По мнению японских военных экспертов, эти дежурные силы обычно использовались для сопровождения самолетов дальней авиации Китая или самолетов-разведчиков, вылетавших на задания в западной части Тихого океана, в частности в районе Окинавы. Кроме того, с базы с осени 2013 года действовали беспилотники, ведшие разведку над Восточно-Китайским морем. С 2013 же года с базы начались регулярные полеты истребителей над морем — официально в ответ на появление в том же районе японских F-15.
Не далее как 18 апреля и 11 мая Китай провел демонстративные акции с облетом Тайваня в международных водах бомбардировщиками — носителями крылатых ракет H-6K в сопровождении истребителей. Причем 11 мая в облете в этой операции (довольно регулярно проводимой китайскими военными) впервые приняли участие истребители Су-35, недавно полученные из России.
Через забор
Тайваньские военные, пристально наблюдающие за строительством в Шуймэне, оценивают объект не только как направленный против Тайбэя, но и как опорный компонент военной инфраструктуры на случай конфликта в Восточно-Китайском море. Так, по их расчетам, подлетное время самолетов семейства Су-27/30 (а также J-11 или J-15) с Шуймэня до спорных островов Сенкаку (Дяоюйдай) составляет 12 минут.
Эти острова, официально принадлежащие Японии, Китай рассматривает как свою «исконную территорию». Ситуация осложняется ресурсным аспектом: в 2011 году китайская компания CNOOC (China National Offshore Oil Corporation) начала добычу газа на месторождении Чуньсяо, расположенном западнее Сенкаку в китайской зоне. Япония выразила протест, заявив, что Пекин добывает газ «из общего резервуара», относящегося к зоне японских экономических интересов.
Налицо типичный нефтегазовый пограничный конфликт: летом 1990 года аналогичные обвинения Саддам Хусейн использовал как повод для выдвижения ультиматума Кувейту.
Противоречия в регионе переплетены крайне плотно, и любой «спор хозяйствующих субъектов» потенциально взрывоопасен. Китай по-прежнему полагает Тайвань незаконно отторгнутой частью государства.
Операция по силовому возврату острова числится среди вероятных сценариев обострения обстановки, просчитываемых американцами. Те, в свою очередь, будут вынуждены вмешаться, что приведет к локальному столкновению двух великих держав в режиме «флот против берега».
В США этот сценарий «экспедиционной войны» (даже с опорой на передовые базы в Японии и на Филиппинах) терпеть не могут из-за того, что Китай готовится применить в нем целый набор крайне неприятных систем вооружения — например, высокоточные баллистические ракеты средней дальности в обычном оснащении, в том числе с боевыми частями, якобы пригодными для атак крупных надводных кораблей.
С учетом того, что ударную группировку придется строить с опорой на авианосные соединения, радости от такой схемы, понятно, никто в Вашингтоне не испытывает. Форсированное создание противоракет Standard SM-3 с развертыванием на кораблях Aegis сильно беспокоит российских военных, но достаточно посмотреть на их реальные возможности, чтобы увидеть, что без таких противоракет в гипотетической операции в водах Восточно-Китайского моря американскому флоту делать нечего.
Плюс преимущество континентального противника в сети аэродромов с возможностью массировать и рассредоточивать авиагруппировку — чего будут лишены американцы, вынужденные в таком конфликте полагаться только на «исключительное технологическое доминирование», которое уже давно не выглядит реалистичным. Отсюда и проекты гиперзвуковых ракетно-планирующих систем передового развертывания, которые Китай четко относит на свой счет.