Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

Библиотечная инновация

Экспозиция номинантов российской арт-премии разместилась в читальных залах напротив Кремля
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из главных российских арт-премий «Инновация» представила выставку номинантов 2018 года. Инсталляции и картины разместились в Российской государственной библиотеке (РГБ) — пространстве, никогда прежде не использовавшемся для демонстрации произведений искусства. Инновационный подход к экспонированию, однако, оказался неоднозначным с точки зрения художественного результата.

Осмотр выставки напоминает квест: для того, чтобы обнаружить все работы, зрителю придется обойти почти всё публичное пространство главной библиотеки страны, заглянув в закоулки, исследовав читальные залы и анфиладу вдоль главной лестницы. Кураторы проекта с явным удовольствием обыгрывают контраст между предельно академичным интерьером и современными арт-объектами, забавляют публику неожиданными встречами.

Так, например, вдоль окон с видом на Кремль размещены инсталляции Ильи Фёдорова-Федотова «Инстинкт сохранения» (номинант секции «Новая генерация»). На стеллажах из необработанного дерева — загадочные артефакты, будто найденные при раскопках. Нижний ярус стеллажей засыпан землей, и это подчеркивает археологическую тему, хотя в преддверии майских праздников напоминает, скорее, о рассаде и даче.

Рассматривать объекты интересно, но прочитать концептуальный смысл этого взаимодействия с пространством не удается. Строго говоря, его и нет: большинство номинированных работ были созданы не для библиотеки и впервые выставлены в иных — более типичных или как минимум нейтральных — условиях.

Так, например, абстракции Валерия Айзенберга из цикла MIGRATIO (номинация «Лучший художник») экспонировались в Московском музее современного искусства и выглядели там вполне органично. Оказавшись на лестничных пролетах РГБ, они не приобрели ничего нового, однако рассмотреть их поближе стало невозможно в принципе. Да и огромные баннеры Егора Федоричева (Untitled и «Складка на занавесе»), найденные художником на свалке и призванные символизировать «различные культурные слои», вызывают здесь лишь ощущение неловкости — в тесных коридорах они кажутся чем-то вроде следов незаконченного ремонта.

Исключение — проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений», изначально создававшийся для Научной сельскохозяйственной библиотеки Института имени Вавилова и задействующий такие объекты, как ящички с каталожными карточками и тележки для перевозки книг. Работа реконструирует события времен блокады Ленинграда, когда была чудом спасена уникальная коллекция семян.

Одна из составляющих инсталляции Кищенко — как раз банки с зернами. В оригинальной экспозиции они размещались в шкафах, но в РГБ их выставили прямо на столы читального зала. Картина получилась сюрреалистическая — будто мы попали на урок зельеварения в Хогвартс. И это, пожалуй, единственный визуальный образ выставки, вызывающий непосредственную реакцию («Ух ты!») и остающийся в памяти.

Стремясь отметить самое новаторское, смелое, актуальное, «Инновация» на самом деле оказывается наглядным отражением проблем современного искусства. И главная из них — потеря эстетического содержания. Художники и кураторы оперируют не столько образами, сколько абстрактными смыслами и концепциями. Порой это бывает остроумно, метафорично, и тогда производит впечатление. Куда чаще сама идея оказывается красивее художественного результата.

В этом плане экспозиция в РГБ — символична: ей не откажешь в увлекательности и, действительно, инновационности. Однако зрителя поражает, скорее, сам факт такой арт-интервенции в непривычное пространство, нежели то, что мы видим внутри. Хотя, быть может, это тоже метафора?

 

Прямой эфир