Минобороны России приняло решение о переводе главной базы Каспийской флотилии ВМФ РФ в Каспийск. В чем причина этого решения и каковы его возможные последствия — разбирался портал iz.ru.
Изменение возможностей
Роль и задачи Каспийской флотилии (КФл) можно разделить на два этапа — до и после ввода в строй кораблей с ракетным комплексом «Калибр». В 2012–2014 годах в состав флотилии вошли четыре корабля, способные нести в общей сложности 32 крылатые ракеты дальностью полета в зависимости от модификации от 1,5 тыс. до 2,8 тыс. км, а также противокорабельные ракеты дальностью до 300 км.
Такое перевооружение сразу изменило «вес» флотилии в целом. Если до этого данное объединение могло обеспечить завоевание господства на море и определенные возможности действий по берегу, то получив «Калибры», флотилия превратилась в средство стратегического воздействия на страны региона от Средиземноморья и Персидского залива до горных районов Центральной Азии.
32 крылатые ракеты, даже без учета возможности перезарядки, позволяют надежно поразить до двух десятков стратегически важных целей (учитывая возможность промахов), что в войнах со странами третьего мира зачастую означает неприемлемый ущерб.
Боевое применение
Новые возможности флотилии были эффектно продемонстрированы 7 декабря 2015 года, когда четыре ее корабля — корвет «Дагестан» и малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич» — запустили 26 ракет 3М14 по объектам на территории Сирии, контролируемым силами террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в России).
«Калибры» после этого неоднократно применялись надводными кораблями и подводными лодками из Средиземного моря, кроме того, по целям в Сирии запускались крылатые ракеты воздушного базирования, однако использование Каспийской флотилии в качестве носителя стратегического вооружения означало новое качество и новые возможности проекции силы в регионе для России.
Географические проблемы
В советский период главной базой КФл был Баку. После распада СССР флотилия базируется на территории РФ — в Дагестане и Астраханской области. Штаб и управление флотилии расположены в Астрахани, этот город является в настоящее время главной базой объединения.
К сожалению, базирование в Астрахани влечет за собой ряд трудно решаемых проблем. В первую очередь это сложности со своевременным выходом боевых кораблей в море — в зимний период Волга периодически замерзает в том числе и в нижнем течении, кроме того, глубины дельты трудно предсказуемы и риск сесть на мель, особенно при срочном выходе, сохраняется всегда — даже для относительно небольших кораблей 3–4-го рангов.
Почему Каспийск
Каспийск рассматривался в качестве потенциальной главной базы флотилии с середины 1990-х годов, однако вплоть до второй половины 2000-х переводу флотилии в этот город препятствовала высокая террористическая опасность, а кроме того, значительную часть средств, выделяемых на обновление инфраструктуры ВМФ, «съедали» объекты в Новороссийске, Владивостоке, Вилючинске и других более приоритетных базах.
В настоящее время уровень террористической угрозы в Дагестане значительно понижен, а военные расходы позволяют профинансировать необходимые работы по переносу главной базы.
В Каспийске, рядом с портом завода «Дагдизель» — одного из флагманов в производстве вооружения для ВМФ, — уже базируется 106-я бригада надводных кораблей, в состав которой входят как раз наиболее мощные боевые единицы флотилии, несущие «Калибры», и ряд других частей. В этих условиях перевод управления флотилии поближе к главным силам вполне логичен.
Возможные последствия
Перебазирование означает в первую очередь резкое повышение боевой готовности флотилии — управление значительно упростится, а выход в море будет занимать десятки минут вместо нескольких часов. Немаловажным фактором является создание новой инфраструктуры и появление тысяч рабочих мест в Дагестане — одном из самых проблемных регионов России, с наиболее высокими показателями безработицы.
С политической точки зрения это означает рост доверия к правоохранительным структурам и органам госбезопасности в республике и признание их способности контролировать ситуацию.
Время и деньги
Строить придется достаточно много. Расширение порта потребует, помимо возведения причалов и пирсов, дноуглубительных работ и сооружения дополнительных молов, прикрывающих акваторию от штормов. Размещение воинских частей потребует новых казарм, жилья для офицеров и контрактников, штабных, складских и прочих необходимых зданий, включая медучреждения, школы и детские сады. В городе планируется также построить судоремонтный завод.
Перевод очевидно не будет одномоментным — создание инфраструктуры займет 3–4 года и обойдется, по разным оценкам, в 20–30 млрд рублей. Реализация этого проекта, помимо всего прочего, может стать пилотной для последующих крупных инфраструктурных программ в регионе — при должном контроле за расходом средств и качеством работ, подобно тому как для Краснодарского края и Крыма таким образцом является строительство моста через Керченский пролив.
Ударный потенциал флотилии на этом фоне, не исключено, имеет второстепенное значение.