Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Медведев счел маловероятной быструю отмену санкций США против РФ при Трампе
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Мир
Минобороны КНДР обвинило США в обострении ситуации в регионе
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Здоровье
Россиянам рассказали о признаках возникновения деменции и ее профилактике
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Мир
Трамп предложил Себастьяна Горку на должность директора по борьбе с терроризмом
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили танк, замаскированные блиндажи и живую силу ВСУ
Мир
В Канаде зафиксировали первый случай заражения тяжелым штаммом оспы обезьян
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Последний экземпляр модели 21013 сошел с конвейера ВАЗа 30 лет назад, а это значит, что с нынешнего года любая «копейка» вне зависимости от модификации официально становится олдтаймером — и по классификации Международной федерации старинных автомобилей (FIVA), и по отечественному Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. По случаю знаковой (и знаменательной) даты портал iz.ru решил вспомнить историю прототипа «копейки», Fiat 124, и биографии ее «родственниц», выпускавшихся в других странах мира.

Первая вазовская модель обрела культовый статус едва ли не сразу после дебюта на родине в 1970 году. За всё время производства, завершившегося в 1988 году, ВАЗ выпустил 4,85 млн седанов разных модификаций — во многом именно благодаря этому достижению платформа Fiat 124, на базе которой была создана «копейка», вошла в историю автомобилестроения как третья по массовости после Ford T и фольксвагеновского «жука». 

Своя игра

В 2000 году читатели «За рулем» выбрали «копейку» главным отечественным автомобилем ХХ века — в этом была известная ирония, хотя, как известно, 2101 значительно отличался от итальянского оригинала. В конструкцию было внесено более 800 изменений, касавшихся и ходовой части (в частности, более совершенный двигатель с верхним расположением распредвала), и кузова. Впрочем, именно внешне «копейка» отличалась от Fiat крайне незначительно — в первую очередь в глаза бросались более современные утопленные дверные ручки советской версии.

Испытания автомобилей ВАЗ-2101

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

Были, однако, и версии с совершенно оригинальной «начинкой» — выпущенные малой серией модификации 21018 и 21019, оснащенные роторными двигателями Ванкеля мощностью соответственно 70 и 120 л.с. (против 67 «лошадей» у 21011). Эти машины создавались для использования милицией и спецслужбами СССР; слабым их местом оставалась низкая надежность «ванкеля». Более распространенной была модификация 21016, выпускавшаяся с 1976 по 1983 год для милицейской службы — с кузовом 21011, но с более мощным полуторалитровым двигателем от 2103. Который, в свою очередь, тоже был производной от «копейки» — аналогом итальянской версии Fiat-124 Speciale.

Кстати, «копейка» неплохо продавалась и за рубежом (в особенности в версии — универсал 2102, передав потом эстафету модели 2104). Особенной популярностью праворульные LADA пользовались в Великобритании, где ими начали торговать с 1974 года (базовая модификация стоила 979 £, около 10 тыс. на нынешние деньги — примерно столько же, сколько и культовый, но куда более тесный Mini Cooper). Низкая цена делала автомобили конкурентоспособными — часто их приобретали в качестве второй машины, особенно в сельской местности.

Производство автомобилей Fiat 124 на заводе в Италии

Фото: Global Look Press/Keystone Pictures USA

Популярности модели послужил и кинематограф — хотя, вопреки распространенному мнению, появление «копеек» в «Невероятных приключениях итальянцев в России» Эльдара Рязанова и Франко Проспери не было рекламной акцией, все автомобили были честно закуплены для съемок. Любопытно, что в том же 1973 году кинозвездой стал и Fiat 124 — за его рулем уходил от агентов КГБ персонаж Лино Вентуры во франко-итальянском шпионском боевике «Человек, который не мог молчать» (L’uomo che non seppe tacere).

Как бы то ни было, к 2002 году, когда «копейку» воспел в одноименном фильме Иван Дыховичный, модель уже вошла в фольклор — так же, впрочем, как и ее многочисленные модификации и производные. Но, чествуя отечественную версию, грех забывать и об оригинале — тем более что у Fiat 124 хватало не менее интересной, чем «копейка», родни.

Непростые итальянки

В Европе Fiat 124 стал автомобилем года-1967 — несмотря на уже старомодную по тем временам классическую компоновку. Свою роль сыграли относительная простота конструкции, гибкость базовой платформы, а также трехобъемный угловатый дизайн, по тем временам выглядевший даже вызывающим. Ну и, конечно, революционный метод презентации новой модели в 1966 году: малиновый 124-й был десантирован с парашютом на специальной платформе, вслед за ним с борта самолета выпрыгнули водитель и пассажиры, на земле за секунды «распаковавшие» малолитражку и отправившиеся в дальнейший путь уже на колесах.

Fiat 124 Sport Coupe

Фото: commons.wikimedia.org/Steve Glover

Версия в кузове универсал 124 Familiare (прообраз нашей «двойки») была представлена на Туринском автосалоне в том же 1966-м; одновременно марка продемонстрировала и вариант с укороченной на 14 см базой и открытым кузовом спайдер. Эта машина внешне уже ничем не напоминала угловатый седан — дизайн разрабатывало знаменитое ателье Pininfarina. Собственно, оно же и производило Fiat 124 Sport Spider (с 1982 года машина продавалась уже как Pininfarina Spider Azzura), причем на конвейере она продержалась до 1985 года, пережив на 11 лет исходный седан и чуть-чуть не дотянув до долголетия советской «кузины». Было выпущено около 200 тыс. экземпляров этого элегантного авто, причем три четверти машин отправились на экспорт за океан. В 1968 году такая машина стоила в США $3,23 тыс. (23,5 тыс. в нынешних ценах), почти в два раза дешевле самого «демократичного» на то время 912-го Porsche.

В 1967 году появилась еще одна, не менее замечательная версия — 124 Sport Coupé. Автомобиль оснащался более совершенным двигателем с газораспределительным механизмом OHC (кстати, такой же был и у обычной «копейки», в отличие от серийных седанов и универсалов Fiat 124). Мощность варьировалась от 90 л.с. (1,4 л) до 118 л.с. (1,8 л). Кузов разрабатывал известный дизайнер Марио Боано, в 1950-е создавший одну из версий культовой Ferrari 250 GT. В 1967–1975 годах было выпущено около 300 тыс. экземпляров 124-го Sport Coupé трех поколений. Автомобили комплектовались пятиступенчатой коробкой передач и, в отличие от спайдеров, были длиннее исходного седана — от 4,2 м у первых двух поколений до 4,25–4,35 м у финального, третьего (длина стандартного 124-го седана, как и ВАЗ-2101, составляла 4,05–4,07 м в зависимости от установленных бамперов).

Fiat 124 Sport Spider

Фото: commons.wikimedia.org/Rex Gray

Существовала, впрочем, и спортивная версия 124-го, сохранившая его исходные черты — правда, в единственном экземпляре. В 1966 году на салоне в Турине демонстрировался двухдверный 124-й Cabriolet, созданный легендарным итальянским ателье Touring (достаточно сказать, что два других образца фирмы на шоу 1966 года были версиями моделей Aston Martin и Lamborghini). Конструкторы укрепили заднюю часть кузова, ставшего двухдверным, и придали лобовому стеклу более агрессивный наклон, сохранив круглые «глаза» и угловатый дизайн. По расчетам Touring, такая модификация стоила бы лишь чуть дороже, чем стандартный 124-й седан (1,3 млн лир против 1,124 млн лир у начальной комплектации базовой модели).

Увы, дела у Touring шли плачевно, и вскоре после завершения салона фирма была объявлена банкротом, а единственный изготовленный 124-й Cabriolet «пошел по рукам». В 2013 году машина появилась на интернет-аукционе eBay с ценником $200 тыс., став, судя по всему, самым дорогим 124-м в истории, но покупателя не нашла.

По всему свету

Модель 124 снискала успех не только в СССР. По лицензии машину производили в нескольких странах мира. В Испании с 1968 по 1974 год автомобиль выпускался под названием SEAT 124 (базовая модель) и SEAT 1430 (аналог версии Speciale). В 1975 году, после прекращения сборки модели в Италии, машина прошла «фейслифтинг» (занимался им знаменитый дизайнер Джорджетто Джуджаро, работавший для Maserati, Lotus, BMW, Alfa Romeo и прочих грандов автобизнеса) и получила четырехугольные фары и слегка измененные очертания багажника. Эта версия, известная как SEAT 124D Pamplona, продержалась на конвейере до 1980 года.

Seat 124 участвует в ралли

Фото: commons.wikimedia.org/alfonsobenayas

Довольно долго выпускали 124-й и в Турции — с 1971 по 1974 год с конвейера завода Tofaş в Бурсе сошло почти 135 тыс. экземпляров Murat 124 в модернизированной версии, продававшейся под названием Serçe «(Воробей»), отличавшейся прямоугольными фарами и более угловатой, в стиле 1980-х, формой кузова.

С 1970–1973 годах сборочное производство модели велось в Южной Корее заводом Asia Motors, впоследствии вошедшим в состав концерна KIA. Недолгое время отверточная сборка велась также в Болгарии, Польше и Югославии. Последней присоединилась к поклонникам 124-й Индия, где в 1985–2001 годах машина выпускалась под названием Premier 118NE (на шасси испанской версии). Оснащалась она, впрочем, лицензионным японским двигателем Nissan; существовал и дизельный вариант.

Сегодня «копейка» и ее сестры окончательно ушли в область автомобильной экзотики. Их коллекционируют, переделывают для дрифта (популярное среди российской молодежи небезопасное развлечение); можно смело предположить, что через 10–15 лет цена многих редких модификаций будет сравнима с ценой иных винтажных спорткаров.

В странах третьего мира, впрочем, эти неприхотливые машины вовсю эксплуатируют и сегодня, а кубинские умельцы даже переделывают импортированные некогда советские LADA в удлиненные шестидверные лимузины.

 

Читайте также
Прямой эфир