Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Под ярким солнцем
2018-03-29 20:34:11">
2018-03-29 20:34:11
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В день, когда по новому стилю отмечался юбилей великого русского писателя, в России был объявлен траур по жертвам кемеровской трагедии. Театральные зрелища выглядели, в общем-то, неуместно. Но разве повернется у кого-то язык назвать задуманную в МХТ имени Чехова знаковую акцию в рамках Года Горького развлекательным мероприятием? Тем более накануне от имени труппы было сделано заявление: «Мы приняли тяжелое, непростое решение не отменять завтрашний спектакль из уважения к памяти человека, внесшего огромный вклад в российскую культуру и в историю Московского художественного театра. Интонация этого вечера — едва ли не траурная, это будет спектакль о трагической фигуре художника, пережившего тяжелые, суровые, неоднозначные годы становления новой России». Корреспондент iz.ru свидетельствует: так оно и было.

Уход эпохи

Перед тем как распахнулся легендарный занавес с чайкой, в память о погибших объявили минуту молчания. Траурная пауза напомнила и о недавней утрате Художественным театром своего многолетнего лидера и заставила смотреть на сцену уже совсем иными глазами. И неслучайно театральный критик Алена Карась позже назвала этот вечер «прощанием с МХТ эпохи Табакова».

 
Жанр спектакля в программке был обозначен так: «в театре читают пьесу». Однако это оказалась не совсем читка и не вполне концертное исполнение. И не только благодаря декорациям Николая Симонова и специально написанной Сергеем Невским музыке, полноценной работе костюмеров, не говоря уже о крепкой режиссуре Виктора Рыжакова, дополненной светом и видеоартом. Главное — актерское существование, где момент отстраненности и анализа сочетался с пронзительной — иначе в тот вечер, в том контексте и в той атмосфере было нельзя — игрой. 

Пьеса Михаила Дурненкова «Солнце восходит» написана на основе многочисленных документов — писем, мемуаров, статей, выступлений. Композиция невероятно многолюдна: в списке действующих лиц — 59 имен, и в основном это реальные исторические персонажи со своими монологами и репликами — от Чехова, Станиславского, Качалова, Ленина, Сталина, Маяковского до Дмитрия Лихачёва, тогда еще не академика, а политзаключенного Соловецкого лагеря особого назначения, куда Горький приезжал в 1929 году...

Главный герой в исполнении Игоря Гордина предстает перед зрителем, минуя детство, юность и первые жизненные университеты. Он уже сложившийся, известный писатель, который с подачи Чехова обратился к драматургии. И вполне логично, что его творческий путь пересекся, переплелся, слился с Художественным театром. Да настолько тесно и крепко, что одна из прим труппы, Мария Андреева (в спектакле ее играет Ксения Раппопорт), стала гражданской женой «буревестника революции». Горьковские пьесы, начиная с представленных в 1902 году «Мещан», здесь активно ставились при всех руководителях, а с 1932 года и вплоть до 1989 года историческая сцена театра носила имя Горького.

Московский художественный театр им. А.П. Чехова

Фото: wikipedia.org

Отношения с МХТ были непростыми, доходило до скандалов и оскорбительных писем, но Горький всегда оставался одним из главных авторов. Именно он начал в театре общественно-политическую линию, влияние его темпераментной личности и «крепкого, ясного слова» на отцов-основателей и артистов было тогда огромным.

Идти на принцип

Говорят, что решение пригласить на центральные роли Гордина и Раппопорт, штатных артистов московского ТЮЗа и санкт-петербургского МДТ, было для режиссера принципиальным: Рыжаков хотел, чтобы актеры не ассоциировались с труппой МХТ, не тянули за собой шлейф сыгранных на этих подмостках ролей. Игорь Гордин очень точно передает тревоги, сомнения и поиски Горького, его внутреннюю борьбу — со временем и обстоятельствами, с окружающими его мощными личностями и в первую очередь с самим собой. При этом артист почти не использует характерное для Горького оканье. Как и его коллеги, он не играет конкретного героя прямолинейно и схематично, а рассказывает о нем. 

Павел Ващилин, сыгравший в «Солнце всходит» два собирательных образа — Зрителя и Артиста, рассказывая iz.ru о работе над спектаклем, отметил: «Горький всегда актуален, всегда интересен! Мои персонажи цитируют фрагменты знаменитых горьковских статей «С кем вы, мастера культуры?» и «Если враг не сдается, его уничтожают», и как злободневно звучат эти строчки, написанные в начале 1930-х годов». 

«Солнце восходит» — впечатляющий, важный, трагический, но далеко не единственный проект Года Горького. Писатель и сам говорил устами одного из своих героев, что «даже в театре после драмы дают что-нибудь веселое... а в жизни это еще более необходимо...».