Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В день, когда по новому стилю отмечался юбилей великого русского писателя, в России был объявлен траур по жертвам кемеровской трагедии. Театральные зрелища выглядели, в общем-то, неуместно. Но разве повернется у кого-то язык назвать задуманную в МХТ имени Чехова знаковую акцию в рамках Года Горького развлекательным мероприятием? Тем более накануне от имени труппы было сделано заявление: «Мы приняли тяжелое, непростое решение не отменять завтрашний спектакль из уважения к памяти человека, внесшего огромный вклад в российскую культуру и в историю Московского художественного театра. Интонация этого вечера — едва ли не траурная, это будет спектакль о трагической фигуре художника, пережившего тяжелые, суровые, неоднозначные годы становления новой России». Корреспондент iz.ru свидетельствует: так оно и было.

Уход эпохи

Перед тем как распахнулся легендарный занавес с чайкой, в память о погибших объявили минуту молчания. Траурная пауза напомнила и о недавней утрате Художественным театром своего многолетнего лидера и заставила смотреть на сцену уже совсем иными глазами. И неслучайно театральный критик Алена Карась позже назвала этот вечер «прощанием с МХТ эпохи Табакова».


Жанр спектакля в программке был обозначен так: «в театре читают пьесу». Однако это оказалась не совсем читка и не вполне концертное исполнение. И не только благодаря декорациям Николая Симонова и специально написанной Сергеем Невским музыке, полноценной работе костюмеров, не говоря уже о крепкой режиссуре Виктора Рыжакова, дополненной светом и видеоартом. Главное — актерское существование, где момент отстраненности и анализа сочетался с пронзительной — иначе в тот вечер, в том контексте и в той атмосфере было нельзя — игрой.

Пьеса Михаила Дурненкова «Солнце восходит» написана на основе многочисленных документов — писем, мемуаров, статей, выступлений. Композиция невероятно многолюдна: в списке действующих лиц — 59 имен, и в основном это реальные исторические персонажи со своими монологами и репликами — от Чехова, Станиславского, Качалова, Ленина, Сталина, Маяковского до Дмитрия Лихачёва, тогда еще не академика, а политзаключенного Соловецкого лагеря особого назначения, куда Горький приезжал в 1929 году...

Главный герой в исполнении Игоря Гордина предстает перед зрителем, минуя детство, юность и первые жизненные университеты. Он уже сложившийся, известный писатель, который с подачи Чехова обратился к драматургии. И вполне логично, что его творческий путь пересекся, переплелся, слился с Художественным театром. Да настолько тесно и крепко, что одна из прим труппы, Мария Андреева (в спектакле ее играет Ксения Раппопорт), стала гражданской женой «буревестника революции». Горьковские пьесы, начиная с представленных в 1902 году «Мещан», здесь активно ставились при всех руководителях, а с 1932 года и вплоть до 1989 года историческая сцена театра носила имя Горького.

Московский художественный театр им. А.П. Чехова

Московский художественный театр им. А.П. Чехова

Фото: wikipedia.org

Отношения с МХТ были непростыми, доходило до скандалов и оскорбительных писем, но Горький всегда оставался одним из главных авторов. Именно он начал в театре общественно-политическую линию, влияние его темпераментной личности и «крепкого, ясного слова» на отцов-основателей и артистов было тогда огромным.

Идти на принцип

Говорят, что решение пригласить на центральные роли Гордина и Раппопорт, штатных артистов московского ТЮЗа и санкт-петербургского МДТ, было для режиссера принципиальным: Рыжаков хотел, чтобы актеры не ассоциировались с труппой МХТ, не тянули за собой шлейф сыгранных на этих подмостках ролей. Игорь Гордин очень точно передает тревоги, сомнения и поиски Горького, его внутреннюю борьбу — со временем и обстоятельствами, с окружающими его мощными личностями и в первую очередь с самим собой. При этом артист почти не использует характерное для Горького оканье. Как и его коллеги, он не играет конкретного героя прямолинейно и схематично, а рассказывает о нем.

Павел Ващилин, сыгравший в «Солнце всходит» два собирательных образа — Зрителя и Артиста, рассказывая iz.ru о работе над спектаклем, отметил: «Горький всегда актуален, всегда интересен! Мои персонажи цитируют фрагменты знаменитых горьковских статей «С кем вы, мастера культуры?» и «Если враг не сдается, его уничтожают», и как злободневно звучат эти строчки, написанные в начале 1930-х годов».

«Солнце восходит» — впечатляющий, важный, трагический, но далеко не единственный проект Года Горького. Писатель и сам говорил устами одного из своих героев, что «даже в театре после драмы дают что-нибудь веселое... а в жизни это еще более необходимо...».

Прямой эфир