Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ начали активно применять кроссовые мотоциклы для захвата позиций ВСУ
Мир
Британский политик Фарадж не стал извиняться за поддержку позиции РФ по Украине
Происшествия
Электробус врезался в столб и перевернулся на востоке Москвы
Мир
Метеорологи сообщили о рекордной за 36 лет жаре в Вашингтоне
Общество
Юрист предупредил о риске получения штрафа за шумное поведение на даче
Мир
Украинские СМИ сообщили о задымлении на коксохимическом заводе в Кривом Роге
Происшествия
На Камчатке самолет Ан-26 при посадке повредил шасси
Армия
Российские артиллеристы сорвали перегруппировку ВСУ на островах Днепра
Армия
Истребитель Су-35С ВКС РФ выполнил боевую задачу по сопровождению бомбардировщиков
Мир
Глава МИД Чехии выступил за поочередный прием стран в ЕС
Общество
Икону «Троица» установили в Троицком соборе на ее историческом месте
Общество
Эксперт рассказал о правилах пользования пляжами с домашними питомцами
Мир
СМИ сообщили об отдалении от Макрона премьер-министра Франции Атталя
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 28 украинских дронов над Брянской областью
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о переброске мобилизованных на авдеевское направление
Общество
В Кремле ответили на вопрос о планах Путина на летний отпуск
Туризм
В АТОР назвали среднюю стоимость поездки в Турцию на двоих в июле

Вывести худруков из-под удара

Минкультуры предложило разделить зоны ответственности между художественными руководителями и директорами театров
0
Фото: ТАСС/Терещенко Михаил
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Театральный совет при Минкультуры обсудил новую схему управления гостеатрами. Речь шла о разделении зон ответственности между худруками и директорами. 

Поводом для встречи послужило письмо председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, направленное на имя министра культуры Владимира Мединского. Автор предложил пересмотреть сложившуюся систему управления театрами.

Сегодня практикуются две модели: единоличное управление со стороны директора или художественного руководителя или разделение между ними зон ответственности. То есть директор отвечает за финансовую и хозяйственную часть (в случае чего — с него и спрос), а худрук — за репертуарную политику.

Вопрос, поднятый Калягиным, не праздный. У всех на слуху дело «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова. А в день совещания стало известно, что ФСБ возбудила уголовное дело в связи с хищением 45 млн рублей при строительстве новой сцены Малого драматического театра — Театра Европы, известного также как театр Льва Додина.

Члены совета еще до начала совещания обсудили эту историю.

— Я Додину с утра дозвониться пытался, узнать, что там у них, — говорил гендиректор Большого театра Владимир Урин. — А у него телефон отключен.

— Он его в три часа обычно включает, — делилась с присутствующими директор Театра Наций Мария Ревякина.

Успокоил руководителей Владимир Мединский, заявивший, что Лев Додин и его театр отношения к хищениям не имеют. Виноваты подрядчики. Все выдохнули и как будто повеселели. Заговорили о многообразии форм управления театрами.

— Я сейчас приведу два примера,  — начал было министр, но остановился и недоверчиво покосился на стоящий перед ним микрофон.

— А это чей?

— Телеканала «Культура», — отреагировали помощники.

— Смущает он меня, — сыронизировал министр. — Тогда не буду приводить два примера. А могли бы журналисты посидеть немного в переговорной? Угостите их нашими элитными сортами кофе.

Когда журналистов впустили обратно, Мария Ревякина рассказывала анекдот:

— В Советском Союзе изобрели автомат для бритья. Человек спрашивает, а как же, мол, всё это работает. Лица-то у всех разные. Ну, это до первого бритья! — закончила она и добавила, что у каждого театра должна быть своя модель управления. — Если есть театры, которые что-то хотят поменять, то ради бога. А есть театры, прекрасно работающие по устоявшейся системе, значит, надо оставить так, как есть.

Владимир Урин предложил смотреть на проблему трезво. 

— При подписании контрактов с худруками Минкультуры должно четко ставить вопрос: вы готовы брать на себя ответственность в том числе и за финансово-хозяйственную часть? Как только худрук говорит, что ничего не смыслит в финансах, должно следовать другое предложение. Хорошо, мы полностью вам доверяем репертуарную политику, а с директором сами заключим договор, — сформулировал свою позицию гендиректор ГАБТа. 

Ректор Щепкинского училища Борис Любимов напомнил, что при советской власти театральные конфликты носили идеологический характер, а сегодня — экономический.

Худрук РАМТа Алексей Бородин выразил обеспокоенность за коллективы, где появятся чуждые друг другу два руководителя.

— Мы же знаем, как из-за таких конфликтов театры буквально гибли. Особенно на периферии, когда два человека в равной степени отвечают за коллектив, — напомнил Алексей Бородин.

Директор Театра Вахтангова Кирилл Крок заметил, что дай бог, если в театрах на периферии есть хотя бы один сильный лидер.

Так обозначилась кадровая проблема. Мария Ревякина призналась, что на периферии порой идет откровенная война за пост директора театра.

— Мы знаем от наших коллег, что многие депутаты различных партий идут на какие-то курсы и хотят срочно стать во главе театров, при этом вообще ничего в них не понимая, — отметила она.

В заключительной речи министр культуры согласился, что должны быть разные модели управления.

— История показывает, что действительно бывают стычки между директором и худруком, но, думаю, это зависит не столько от системы, сколько от конкретных лиц, — сказал Владимир Мединский. — В Театре Вахтангова есть обе эти должности, а стычек нет.

— Они скрывают! — вмешался Владимир Урин, рассмешив коллег. 

— В письме Александра Калягина была оговорка, что директор назначается по рекомендации худрука, — продолжил министр. — Это снимает вопрос о конфликте. При этом, как вы заметили, желание «порулить» ведет к ответственности. Те примеры, что я приводил в отсутствие прессы, подчеркивают, что отговорки смехотворны.

Владимир Мединский предложил, чтобы директор назначался министерством по представлению худрука и нес индивидуальную ответственность. Если же худрук решит сохранить форму единоличной власти, то он должен написать письмо, в котором соглашается брать на себя всю ответственность.

— Таким образом, тема закрывается раз и навсегда, — заключил министр. — Но в случае чего, когда мы задаем вопрос, связанный с цифрами, отговорки из серии: «Ой, я артист!» не пройдут.

В итоге было решено «не рубить наотмашь», а постепенно вводить инициативы театрального совета в жизнь. Каждый театр вправе выбрать для себя удобную модель управления. По словам Владимира Мединского, Минкультуры совместно с СТД России разработает типовые договоры и распространит их по театрам, вначале федеральным, а после региональным.

 

Прямой эфир