Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова заявила о готовности РФ рассмотреть предложения США после выборов
Наука и техника
Ракета «Союз-2.1б» с аппаратами «Ионосфера-М» стартовала с космодрома Восточный
Мир
Трамп назвал США оккупированной страной
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил живую силу и технику ВСУ в Курской области
Мир
Молдавский политик Шор назвал узурпацией власти продолжение правления Санду
Армия
В Минобороны допустили украинскую провокацию с применением «грязной бомбы»
Происшествия
Два человека погибли в результате удара дрона ВСУ по автомобилю в ЛНР
Общество
В Госдуме не поддержали запрет пользоваться соцсетями детям до 14 лет
Мир
В США предотвратили попытку теракта на электростанции в Нэшвилле
Мир
Маск указал на готовность демократов лгать ради победы на выборах
Происшествия
Военные РФ пресекли попытку захвата ВСУ Запорожской АЭС
Общество
Путин назвал русский язык одной из ключевых и фундаментальных ценностей страны
Общество
Суд в Москве оштрафовал Apple на 3,6 млн рублей
Мир
Трамп предложил погасить госдолг США в $35 трлн криптовалютой
Общество
Путин заявил о борьбе России за сохранение своих ценностей и языка
Происшествия
ВСУ обстрелом попытались сорвать ротацию экспертов МАГАТЭ на ЗАЭС
Мир
В бундестаге подняли вопрос о присутствии немецких военных на Украине
Здоровье
Российские врачи спасли пациента с поражением трех сердечных клапанов из четырех
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В прямом смысле слова закулисные интриги стали достоянием общественности в ходе судебного заседания 17 октября о продлении меры пресечения Кириллу Серебренникову и другим фигурантам театрально-криминального скандала вокруг «Гоголь-центра». Преступная ли бесхозяйственность, злой умысел на казнокрадство или сочетание этих факторов стали причиной многомиллионного ущерба, нанесенного государству, выяснял портал iz.ru.

 

Свидетель обвинения

Напомним, в 2011 году режиссер Кирилл Серебренников вместе с театральным деятелем Юрием Итиным создал проект «Платформа». В том же году Серебренников рассказал о своем детище главе государства — в то время им был Дмитрий Медведев. Президент проникся идеей популяризации современного искусства. В итоге из государственной  казны три года подряд на проект модного режиссера выделялись деньги: общая сумма за 2011–2014 годы составила 216,5 млн рублей. Для того чтобы получать бюджетные средства, была зарегистрирована и некоммерческая организация — АНО «Седьмая студия».

Режиссер Кирилл Серебренников на пресс-конференции, посвященной открытию проекта «Платформа» в ЦСИ «Винзавод»

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Несколько слов об Итине. До «Платформы» он занимал руководящие посты на Киностудии имени Горького, в Государственном театре киноактера, театре «Модерн». Почти одновременно с учреждением «Седьмой студии» он был назначен на должность в ярославском драмтеатре имени Волкова.       

Должность главного бухгалтера в проекте Серебренникова–Итина получила Нина Масляева. Как удалось выяснить iz.ru, женщина в 2010-м была осуждена по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата») за махинации в Брянском областном театре драмы имени А.К. Толстого. Известно, что по решению суда она получила полтора года условно. Она перебралась в Москву и еще до конца пятилетнего запрета сначала устроилась бухгалтером в театр «Модерн», а оттуда перекочевала в «Седьмую студию». По словам свидетелей, у Масляевой не сложились отношения с генеральным продюсером Екатериной Вороновой, которая также отвечала за финансовую деятельность, имела  право подписи, но абсолютно не разбиралась в бухгалтерии. Поэтому со временем Масляева перехватила инициативу и общалась напрямую с Итиным. Свидетели утверждают, что главбух никого больше не посвящала в свои планы.

Нина Масляева (в центре) перед началом заседания в Пресненском суде Москвы

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Сам механизм хищения, запущенный предполагаемыми сообщниками, был примитивным. По мнению следствия, это элементарная форма вывода бюджетных денег через фирмы-однодневки и подконтрольные ИП с последующим обналичиванием. В расследовании, в частности, фигурирует Валерий Синельников, хороший знакомый и земляк Масляевой. Этому гражданину, как считают следователи, в схеме была отведена роль одного из обнальщиков.

На допросе Синельников сообщил, что ему на петербургский счет поступали транши от «Седьмой студии». Он должен был лишь снять деньги и привезти наличные обратно за вычетом своей таксы — в руки главбуха театральной конторы.

Размер своего вознаграждения Синельников обсуждал после премьеры спектакля «Метаморфозы» с гендиректором «Седьмой». За вывод нала Юрий Итин предложил Валерию 8%. Синельников попросил 10%, а в итоге сторговались на 9%. Синельников утверждает, что непосредственно с Серебренниковым не общался.

Таким нехитрым способом друг Масляевой за неполных четыре года обналичил для своих партнеров, по его же собственному признанию, не менее 27 млн рублей. Он уточнил, что подписал 17 фиктивных контрактов. Синельников рассказал следствию также про 1 млн рублей, подаренный ему Масляевой для покупки автомобиля.

Часть липовых контрактов позже оперативники изымут во время обысков в театральной мастерской Ленинградского ГУК «Драматический театр на Васильевском» — там раньше работал сам Синельников, а сейчас трудится его супруга.

Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский в Басманном суде Москвы

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Важная деталь: первоначально свидетель утверждал, что не имел каких-либо дел с другим бывшим директором «Гоголь-центра» Алексеем Малобродским (сейчас он находится под стражей). Но позже его показания изменились. 16 октября Синельников сообщил следствию, что расходование денежных средств контролировал не только Итин, но и руководитель театра. Малобродский это отрицал, и между ним и свидетелем обвинения проводилась очная ставка. Обнальщик заявил, что директор самостоятельно снимал деньги с банковской карты «Седьмой студии».

Следствие считает, что Малобродский может иметь прямое отношение к созданию схем, с помощью которых в отчетных документах завышалась смета затрат на мероприятия  «Платформы». В частности, в обнаруженной СКР переписке с Серебренниковым и Итиным от февраля 2012 года он сообщает, что из выделенных в тот год госсредств — 70 млн рублей — по его подсчетам, на запланированные спектакли будет достаточно всего 19,7 млн рублей. В той же переписке он просит дать указание Масляевой выплатить ему 200 тыс. рублей.   

Брянский подряд  

Синельников не единственный, кого вовлекла в деятельность «Седьмой студии»  Масляева. Одна из ее брянских приятельниц, которой главбух оказывала протекцию при трудоустройстве в Москве, вскоре тоже перебралась в «Седьмую» на должность кассира. Через эту женщину по имени Лариса Войнова проходили все «черные» платежи. Женщина позднее рассказала следствию, что деньги, выданные на руки сотрудникам, в том числе Серебренникову, Итину и Маслявой, существенно превышали суммы, указанные в расчетных ведомостях.

Бывший генеральный директор театральной труппы «Седьмая студия» Юрий Итин перед началом заседания в Пресненском суде Москвы

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

С 2011 по 2014 год только на заработную плату ею было составлено ордеров на сумму не менее 32 млн рублей. Вся «черная касса» хранилась в сейфе, ключ от которого был у Малобродского. По крайней мере, об этом следователям сообщила Лариса Войнова. По иронии судьбы через ставленницу Масляевой механизм и дал сбой.

Не гэбня, а фискалы

Гром грянул, когда Минкульт и налоговые органы инициировали проверку, вылившуюся в уголовное дело о многомиллионном хищении. Синельников признался следствию — он понял, что дело дрянь, еще в марте. Тогда он получил из ФНС № 19 по Санкт-Петербургу требование предоставить документы, касающиеся деятельности его ИП. Аналогичная проверка в то же время началась и в «Седьмой студии».

Всплыла и еще одна деталь, которая могла привлечь внимание надзорных  органов к  «Седьмой студии»: по закону Итин не мог совмещать работу в «Студии» с директорством в ярославском театре имени Волкова.

Но проблемы начались в «Седьмой» гораздо раньше — в 2014 году, когда у протеже Масляевой, кассира Войновой, дебет с кредитом не сошелся (стоит отметить, что к тому моменту между землячками пробежала черная кошка). Войнова доложила Вороновой, и та забила тревогу, ведь часть запланированных мероприятий так и не была проведена. Масляеву заподозрили в том, что она не доложила в кассу около 10 млн рублей, пришедших ей от операций по обналичиванию. Серебренников настоял на аудите. Он хотел привести бухгалтерию «Седьмой» в порядок и обратился за помощью к сторонним специалистам.

Автор цитаты

«Было сразу понятно, что эти документы носят характер фирм-однодневок, энное количество вот этих контрагентов было, все договоры были заключены по одному и тому же шаблонному списку, ладно бы, если бы они были хорошо составлены, но люди себя даже не напрягали. Надо было хотя бы грамотно оформить пакет первичных документов под те суммы, которые проходили по банку», — рассказывает аудитор Татьяна Жирикова.

Кстати, после проверки Жириковой предложили остаться в организации на должности главного бухгалтера. Она согласилась и получила в наследство от предшественников массив фиктивных отчетов, ведомостей, договоров. Документацию, в которой отсутствовала детализация по операциям в программе «1С: Бухгалтерия», нужно было срочно подготовить к проверке Минкульта и фискальных органов. Однако косметический ремонт не исправил ситуацию — теперь в документах копаются уже следователи.

Автор бардака в финансовых документах — Масляева — покинула свой пост после неприятной истории с пропавшим налом, но безработной была недолго… Она нашла место — в театре «У Никитских ворот». Как заявил худрук Марк Розовский радиостанции «Говорит Москва», она была утверждена на должность главбуха департаментом культуры. О претензиях к ее работе в театре не сообщалось.

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

А что с современным искусством?

Тем не менее проект «Платформа» работал — это факт. С тем лишь уточнением, что стоимость потраченных на постановку средств по документам кратно превышала реальные затраты.

По словам Жириковой, безалаберность и финансовые нарушения при оформлении учета сыграли злую шутку с организаторами в части, касающейся спектакля «Сон в летнюю ночь».

Как ни парадоксально, от более суровой ответственности руководство «Седьмой» могла спасти та самая «черная» бухгалтерия — ведь часть наличных денег тратилась на творчество: гонорары, закупка реквизита и так далее. Но все эти бумаги уничтожила Войкова. Она сама сообщила об этом следствию — якобы Воронова приказала ей так поступить. Кстати, к генеральному продюсеру у следователей накопилось масса вопросов, она находится в розыске.     

Автор цитаты

«Вот они обналичили деньги, принесли их в кассу, выдавали их на гонорары, на декорации, того, сего… а реально, по «белому» учету это не было проведено. Получилось, что «белые» договора закрывались простым актом выполненных работ, а материальная часть не передавалась для постановки на баланс. (...) Поэтому все сейчас кричат «Сон в летнюю ночь был, был!» Да он был, но документально это подтвердить невозможно из-за безалаберного ведения бухгалтерии», — сообщила iz.ru аудитор Жирикова.  

Следствие, основываясь на показаниях свидетелей, деловой переписке с материально ответственными лицами, утверждают, что Серебренников знал о том, что выделенные под «Платформу» средства незаконно обналичиваются, а также получал эти деньги и тратил по своему усмотрению. В частности, к этому выводу правоохранители пришли после анализа сообщений с изъятого у Малобродского мобильного телефона и ноутбуков других фигурантов расследования. Также показания на Серебренникова дала бывший главбух Масляева — ключевая персона в расследовании. 

Люди с хорошими лицами

Из-за домашнего ареста режиссер не сможет участвовать в постановке балета «Нуреев» в Большом театре и продолжить съемки фильма о Викторе Цое, которые были заморожены в конце августа. На суде Серебренников настаивал на том, чтобы ему разрешили вернуться в Петербург и продолжить работу. Однако суд продлил домашний арест до января следующего года.

В служебной машине СКР РФ — обвиняемый по делу о мошенничестве Кирилл Серебренников 

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

 

Автор цитаты

«Уважаемый суд, прошу разрешить мне закончить проект в Большом театре, в начале декабря будет премьера «Нуреева». Готовы уведомлять ФСИН о датах репетиций, — заявил Серебренников во время заседания, — Прошу суд также дать мне пять дней для завершения съемок фильма «Лето» в Санкт-Петербурге».

Художественный руководитель «Гоголь-центра» находится под следствием с августа. Долгое время Серебренников проходил свидетелем по делу о хищении в особо крупном размере. Впервые к нему в квартиру пришли с обысками в мае, тогда же оперативники посетили здание возглавляемого им театра.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

После того как бухгалтер Масляева дала показания против Серебренникова, делу дали ход. Она рассказала, что «Седьмая студия» была создана режиссером специально для отмыва денег. Бухгалтер собственноручно проводила деньги через «черную кассу» и передавала их руководству. Полученными средствами Серебренников, Малобродский и Итин распоряжались по своему усмотрению. После дачи показаний Масляеву отпустили под домашний арест. Ее слова, подтвержденные свидетелями, послужили основанием для привлечения режиссера к уголовной ответственности.

По версии следователей, общий объем похищенных денег составляет по меньшей мере 68 млн рублей. Изначально шла речь о меньших суммах: Малобродского обвиняли в присвоении 2,3 млн рублей, которые были выделены на постановку «Сон в летнюю ночь», Итина и Масляеву подозревали в подделке отчетов и мошенничестве на сумму 1,2 млн рублей. Однако следствие не исключает, что размер ущерба еще может возрасти.

В рамках проекта «Платформа» предполагалось создание экспериментальных площадок по четырем направлениям: театр, музыка, танец и визуальное искусство. Деньги выделялись под проведение спектаклей, мастер-классов современного искусства, гастроли танцоров. Сам Серебренников пообещал доказать, что деньги не были потрачены впустую: проект состоялся, и тому свидетели его участники, а главное, зрители.

Актриса Елена Коренева и режиссер Кирилл Серебренников у здания Мосгорсуда 

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

За Серебренникова лично поручились в письме более 30 деятелей культуры, в том числе Алиса Фрейндлих, Иосиф Кобзон, Олег Басилашвили, Борис Гребенщиков, Сергей Юрский, Станислав Говорухин, Сергей Безруков, Артур Смольянинов, Наталья Тенякова, Алла Покровская, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Николай Фоменко, Юрий Колокольников, Александр Филиппенко, Вениамин Смехов, Зураб Церетели, Евгения Добровольская, Анна Чиповская, Марина Неелова. На заседание в Басманный суд приехали Ксения Собчак, Чулпан Хаматова, Светлана Устинова и Виктория Исакова. Впрочем, на решение суда это никак не повлияло.

Автор цитаты

«Я считаю, что если человек ничего не сделал, то бежать ему не нужно. Если бежать — это значит, что ты жертва или виновный. Я не виновен и чувствую за собой правду. Скрываться я не собирался ни после обысков, ни сейчас», — заявил режиссер.

Выступая на заседании, режиссер рассказал, что за ним велась слежка, его разговоры прослушивались, а друзья настойчиво советовали ему покинуть страну. Кроме того, он добавил, что не считает себя виновным и скрываться не намерен. Знал ли Серебренников о преступных схемах, которые использовались для отмыва миллионов, остается выяснить следствию. 

Читайте также
Прямой эфир