Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного» мира в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В пятницу, 23 февраля, американский канал Netflix выпустил десятисерийный мини-сериал «Семь секунд», адаптацию фильма российского режиссера Юрия Быкова «Майор». Полицейский мчит к беременной жене и по дороге насмерть сбивает юнца, его коллеги помогают убийце скрыть следы преступления и вообще потихоньку замять неприятный инцидент. Что привлекло в этом нехитром, но драматически мрачном сюжете заокеанских продюсеров, выяснял портал iz.ru.

Любая инфильтрация чего угодно русского в международный культурный контекст вызывает в России живой интерес и даже местами откровенную гордость. Это выглядит немного наивно, но вполне объяснимо, учитывая крайнюю редкость подобных случаев — по крайней мере, в мире кино и ТВ. В результате и «Солярис» Содерберга рассматривали чуть ли не под лупой в качестве ремейка, и даже продажа в Германию прав на «Папиных дочек» стала серьезным инфоповодом. Сам Быков на эту историю отреагировал вроде бы довольно сдержанно.

— Зачем они это сделали, я не понимаю...Таких сценариев 16 штук на квадратный сантиметр, — сказал режиссер «Афише-Daily». Так или иначе, в любом случае имеет место событие, но установив это сразу, перейдем к более интересным вещам, а именно — что сделали в Netflix с одним из самых неординарных отечественных фильмов последнего времени и чему всё это может нас научить.

Что изменилось

Шоураннер «Семи секунд» — канадка Вина Суд, ее резюме украшает «Убийство», перелицовка выдающегося датского сериала, который поклонники обычно называют без перевода, Forbrydelsen. Тогда ей крепко досталось за безнадежную утрату атмосферы первоисточника — впрочем, недовольство списали на старосветский снобизм фанатов. С фабулой оригинала, заметим, Суд в тот раз обошлась более-менее аккуратно. Судя по отзывам критиков и даже трейлеру «Семи секунд», перенос на североамериканскую почву русских реалий прошел менее безболезненно, нежели датских.

Кадр из сериала «Семь секунд»

Фото: Netflix

Завязка вроде бы такая же. Но с первых секунд становится ясно, что всё переупаковано до неузнаваемости — простой расстановкой акцентов и персонажей, четкой, как в античной трагедии. Бездны, которые препарировал Быков в «Майоре», были головокружительно страшны именно своей обыденной беспричинностью. Обычное ДТП, обычный мальчик, обычный полицейский. Кровавый карнавал запускался сам по себе, без отчетливого триггера; в общем-то, по отдельности никто ни в чем не виноват. Не мы такие — жизнь такая. У Netflix же всё с самого начала будет по-другому: убитый парень — темнокожий, убийца, разумеется, белый.

Кадр из сериала «Семь секунд»

Фото: Netflix

Это, конечно, ни разу не запрещенный прием. Расовая дисгармония для Америки — такая же болезненная тема, как взаимоотношения общества и силовиков — для России. То есть и «Майор», и «Семь секунд» вроде бы, как говорили в прежние времена, «поднимают важные проблемы». Но фильм Быкова, при всем его визуальном гиперреализме, реалистичным назвать трудно (да и вряд ли именно такая задача перед режиссером стояла), это не социальная и тем более не криминальная драма, а притча-кошмар.

Вина Суд работает с материалом совсем иного уровня достоверности: в конце концов, мятеж в Фергюсоне и Black Lives Matter — это не пережим сценаристов, а просто сюжеты вечерних новостей. Можно поговорить о железнодорожной прямолинейности подобного подхода, а можно довериться чутью продюсеров Netflix, считающих, что правдоподобие избыточным не бывает, и удержать им аудиторию на протяжении десяти часов проще, чем размышлениями на тему хтонической природы насилия. Отсюда неизбежно вытекает второе принципиальное отличие адаптации от оригинала — жанровое.

Что осталось

«Семь секунд» — это фильм-расследование. Строго говоря, сериал начинается там, где «Майор» мог закончиться — если бы Быков оставил мать мальчика в живых. Десять серий героиня Реджины Кинг (уже игравшей, кстати, в сериале на подобную тематику, и очень успешном — «Американском преступлении») будет доискиваться правды о смерти сына — формат не новый, но который вряд ли когда-нибудь сотрется до состояния полной непригодности. Мир Летрис Батлер отныне состоит не только из сына и нелюбимого мужа: сына больше нет, зато появляются сотрудники департамента полиции Джерси-Сити в количестве большем, чем она видела за всю предыдущую жизнь, их семьи (включая жену убийцы, с поистине ледимакбетовским хладнокровием встающую на его сторону), адвокаты, прокуроры, правозащитники, пресса и, наконец, черное коммьюнити, которое в конце концов выходит на улицы города (тут уместно и достаточно будет вспомнить, как искал правду отец погибшего в «Майоре» — с заряженной «тулкой» непосредственно в отделении).

Кадр из сериала «Семь секунд»

Фото: Netflix

Те, кто сериал уже видел (это, разумеется, рецензенты), отмечают набор всех фирменных «нетфликсовских» черт сразу: несколько неровный темп повествования, некоторый переизбыток хронометража, отличные актерские работы, безукоризненный монтаж. Если кому-то всего этого (а также российского исходника и великого Джонатана Демме в качестве постановщика одного — и, как говорят, абсолютно лучшего — эпизода) мало, то вот еще одно соображение в пользу того, чтобы провести несколько вечеров в компании Летрис Батлер и ее врагов.

Еще несколько лет назад у продюсеров, попади им в руки сюжет «Майора»/ «Семи секунд», был один выход: недорогой полный метр с робкой надеждой на «Оскар». Сейчас не то. Netflix продолжает выжигать одну жанровую поляну за другой, упорно стремясь доказать: в кинотеатры скоро можно будет ходить только на «марвеловских» супергероев или очередной перезапуск старой франшизы от Дж. Дж. Абрамса. Не нужно быть экспертом в области индустрии развлечений, чтобы знать: такая тенденция действительно существует. Но есть один нюанс. Кинематограф по-прежнему обладает уникальной, волшебной свободой заканчивать свои истории не хэппи-эндом, а так, как ему хочется. На телевидении, даже внеэфирном, в этом окне возможностей всё еще чувствуют себя неуютно (Линча за открытый финал третьего «Твин Пикс» не распял только ленивый). Классический «плохой конец», да еще в истории с криминальной канвой — вот бы, конечно, что увидеть. Вряд ли в этом смысле Вина Суд нас удивит — с другой стороны, «а вдруг» — наилучшая мотивация, чтобы посмотреть что угодно.

Читайте также
Прямой эфир