Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН призвали принять меры для деэскалации украинского конфликта
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Мир
В посольстве РФ сообщили о 70 раундах санкций Канады против России
Мир
Зеленский потребовал мир отреагировать на пуск российской ракеты «Орешник»
Мир
Пушков указал на опасность приближающих конфликт с Россией действий США
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Мир
Маск заявил о планах по реформированию госаппарата США и сокращению расходов
Мир
В ООН рассказали об обострении ситуации в Ливане
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Общество
Бывшие сотрудники Блиновской раскрыли суду подробности ее бизнеса
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Мир
Советник Нетаньяху заявил о возможной роли РФ в перемирии с «Хезболлой»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Происшествия
Богомаз сообщил об уничтожении еще одного БПЛА над территорией Брянской области

Князь, учитель, разведчик

Актриса Анна Тихонова — о многогранном даровании Вячеслава Тихонова, всенародной любви и украинских запретах
0
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

8 февраля Штирлицу всея Руси, народному артисту СССР Вячеславу Тихонову исполнилось бы 90. Накануне обозреватель «Известий» пообщался с единственной дочерью артиста кинопродюсером Анной Тихоновой.

 — Как планируете отмечать юбилейную дату?

— Мы открываем Второй международный фестиваль имени Вячеслава Тихонова «17 мгновений…» в Павловском Посаде в Подмосковье. Это родина папы. На фестиваль (продлится до 11 февраля. — «Известия») приедут актеры, которые с ним снимались. Ольга Остроумова и Ирина Печерникова играли в картине «Доживем до понедельника», Светлана Светличная — в «Семнадцать мгновений весны»... На фестивале покажут китайскую картину «Красный лебедь», в которой Вячеслав Васильевич снялся почти четверть века назад. В России ее не показывали.

— Кто-то пишет книги, ставит памятники, а вы решили увековечить память отца, создав кинофестиваль.

— А почему нет? Это хорошая идея. Давно хотелось сделать подобное мероприятие. Но только в прошлом году нашли поддержку и единомышленников. Непросто создать фестиваль с нуля. Мы обращались к олигархам, к очень богатым людям, но никто не спешил нас поддержать. Может, потому что много всего сейчас, или потому что скептически, боязливо относятся к чему-то новому. В итоге встречный интерес мы нашли со стороны властей Павловского Посада, там люди оказались более отзывчивыми. А еще нас поддержало министерство культуры Московской области.

— Вам было принципиально сделать фестиваль на родине отца?

— Нет, хотели сначала в Москве делать. Но ничего не получалось. Когда в прошлом году мы организовали первый фестиваль, было ощущение, что земляки папы будто ждали это мероприятие. Там же зрители не избалованы светскими мероприятиями, визитами кинозвезд.

— Вячеслав Тихонов много помогал людям. А сейчас, услышав имя Тихонова, охотно помогают?

— Двери, конечно, открывают, но чаще делают это из любопытства. А когда любопытство удовлетворено, то далее чаще никакого продолжения не следует. Я не могу обижаться. У людей бизнеса могут быть иные первоочередные проекты, которые принесут коммерческую выгоду. К сожалению, деньги сейчас стоят на первом плане. Откликаются лишь те, кто думает не только о прибыли.

— У вашего отца было множество высокопоставленных поклонников, обещавших поставить памятник артисту.

— А памятника до сих пор нет, если не считать скульптурной композиции на Новодевичьем кладбище. Мы обращались к Александру Рукавишникову. И вроде скульптор заинтересовался, но нам не удалось найти финансирование. Сейчас в Павловском Посаде местный скульптор работает над эскизом монумента. Возможно, в августе памятник появится на родине отца.

Кстати, недавно на Фрунзенской набережной, напротив Министерства обороны я случайно обнаружила скульптурную композицию, посвященную героям картины «Они сражались за Родину». Артисты Никулин, Бондарчук, Бурков, Тихонов и Шукшин в солдатских гимнастерках с винтовками идут друг за другом. Его сделали как-то втихаря, в тайне. Родных даже не позвали на открытие этого памятника. И это немного обидно.

— Как вы относитесь к колорированию фильма «Семнадцать мгновений весны»? У голубоглазого Вячеслава Васильевича в фильме карие глаза.

— Конечно, это ужас. И сначала вызвало жуткий негатив, какое-то недоумение, непонимание — как это могли допустить. Мы очень переживали по этому поводу. Даже обращались в Министерство культуры. Папа и все актеры, которые снимались в этом фильме, были возмущены. Спросите любого — все в ужасе. Но их никто не спрашивал.

О том, что собираются раскрасить «Семнадцать мгновений весны», нас оповестили, когда уже всё было сделано. Если бы Татьяна Михайловна Лиознова не была больна, она бы никогда не разрешила такое делать с ее картиной, никому бы не дала свой труд в обиду. Мне кажется, что воспользовались ее состоянием.

Слава Богу, что есть старая версия. И зрители предпочитают все-таки оригинал, а не раскрашенную копию. И, наверняка, те кто красил, сами видят, что их затея не сработала.

— А что говорил Вячеслав Тихонов о цветной версии фильма?

— Он считал, что цвет мешает восприятию картины. Во-первых, Татьяна Лиознова снимал черно-белый фильм не случайно, не потому, что не было цветной пленки. Ей предлагали снять фильм в цвете, но она не захотела. Черно-белое кино было ее творческим приемом. Ведь в фильме идет соединение документальной кинохроники с игровым сюжетом. И это должно быть выдержано в одном стиле. Тот, кто решил раскрасить, поступился авторским замыслом.

Во-вторых, актерам делали специальный грим, который хорош в черно-белом кино. Затемняли уголки глаз, лицо делали более заостренным. На черно-белой пленке это не бросалось в глаза, напротив, представляло актера так, как нужно. А когда раскрасили, грим стал странно выглядеть. Ведь его никуда не уберешь. Тот, кто не в теме, как готовили артистов к съемкам, даже не придал этому значения.

— На Украине фильм «Семнадцать мгновений весны» попал в список запрещенных к показу. И это несмотря на то, что Вячеслав Тихонов был удостоен Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Более высокой награды для артистов в этой стране нет.

— Я стараюсь к политике не прикасаться. Это диссонирует с принципами, к которым мы привыкли. Вообще самая интернациональная профессия — это профессия киноактера. В киноиндустрии всегда было неважно, из какой страны человек, какой он национальности. Если он талантлив, его принимали все, всегда и сразу.

Папа очень любил Украину, снимался там много. Первые картины — «Максимка», «Тарас Шевченко», «Ч.П. — Чрезвычайное происшествие» были сняты на Киевской киностудии. Про него там не забывали. И он всегда радовался: «Вот опять звонили мои любимые девочки со студии». У отца было много друзей на Украине.

Ну, что ж делать, нашлись «умные» люди, запретили любимые зрителями фильмы. Всё это временно. Разрешат еще, и всё будет хорошо.

— Ваш отец слыл скромнейшим человеком, не тусовочным, не любящим шумиху вокруг его имени.

— Ну почему же, папа много выходил в свет, умел себя подать. В свое время он бывал на самых крутых тусовках, как бы сейчас сказали. Фестивали в Каннах, Берлине, Москве... Он объездил полмира со своими картинами. Был франтом, любил надевать шикарные смокинги с бабочкой, всегда в белой рубашке. А потом он от этого устал. Везде бывал, всё видал, удивить его чем-то было сложно.

— Был скромной звездой?

Я его знала разным. Он мог войти в роль «звезды» и быть недосягаемым. К такому Тихонову и не подойдешь. А мог быть совершенно простым. Всё зависело от настроения.

— Он любил ностальгировать?

— Бывало, расскажет разные истории про студенческие годы, про молодость. С большим удовольствием вспоминал о своем друге Станиславе Ростоцком (кинорежиссер, народный артист СССР. — «Известия»).

— Сейчас многие актеры смотрят на Голливуд. А в советское время наших актеров туда зазывали. Но, по мнению чиновников, артисты были исключительно «востребованными в СССР», поэтому сниматься на Западе им было некогда.

— Несмотря на какие-то запреты, папа снимался за рубежом: в Швеции, в Китае, в других странах. Снимется и вернется. Было бы смешно, если бы он остался там. Папа настолько любил свою родину, что, выезжая за рубеж, уже через неделю скучал и рвался домой. Он не смог бы жить за границей.

Его очень любили на Западе, особенно в странах соцлагеря. Фанаток у него было полно. Красавицы всех национальностей бегали за ним — и гречанки, и француженки, и немки. Некоторые особо настойчивые даже приезжали в Москву.

— И как он реагировал на таких гостей?

— Он был дипломатичен. Старался не обидеть. Но держал дистанцию. Когда я была девочкой, помню одну поклонницу из Греции. Она всё время приезжала с какими-то дорогими подарками для папы.

— А что мама? Мудрая женщина тактично смотрела на назойливых поклонниц со стороны?

— Конечно. У нас в телефонной книжке на одной страничке было написано: «Дурочки». Там были номера с именами поклонниц. Уж не знаю, откуда она брала их: то ли определялись, то ли они сами оставляли, а мама их записывала для папы. Она относилась к этому с иронией.

— Ваши родители прожили вместе почти полвека. Но Вячеслава Тихонова чаще связывают с Нонной Мордюковой, с которой они были в браке 13 лет. И некоторые коллеги вашего отца до сих пор рассказывают в своих интервью, что именно Нонну Викторовну он любил всю жизнь.

— Это смешно. Откуда им знать? 

— Правда ли, что перед смертью Нонна Викторовна позвонила вашему отцу и они помирились?

Она звонила отцу, но они не мирились. Он ее выслушал и сказал: «Поздновато...». Я не слышала, о чем она говорила, а он не пересказывал их разговор.

 

Читайте также
Прямой эфир