Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Еще не пришло время обсуждать вопрос о григорианском календаре»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — о праздновании Рождества и милосердии в обществе
0
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Будет ли Русская православная церковь поддерживать кампанию Минздрава по популяризации донорства? Почему так затягивается признание подлинности царских останков? Зачем студентам светских вузов духовное образование? На эти и другие вопросы «Известий» ответил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

— Мы беседуем с вами в разгар подготовки к Новому году. Но из-за того, что Церковь и государство используют разные календари, мы празднуем Рождество после Нового года, а Новый год отмечаем во время Рождественского поста. Какова вероятность того, что Русская православная церковь когда-нибудь перейдет на григорианский календарь?

— Этот вопрос нельзя рассматривать вне связи с нашей историей в ХХ веке. Когда после 1917 года начались гонения на веру и Церковь, раздававшиеся тогда предложения о переходе на григорианский календарь стали рассматриваться большинством верующих как символ компромисса с безбожной властью, а потому были отвергнуты. Мы до сих пор тяжело переживаем трагические события минувшего столетия, когда тысячи и тысячи новомучеников были жестоко убиты, отдали жизнь за Христа. Думаю, что еще не пришло время обсуждать вопрос о календаре, да и целесообразность изменений в этой области неочевидна. 

— На недавно прошедшем Архиерейском соборе в очередной раз обсуждали екатеринбургские останки, но решение по ним Церковью пока не принято. И похоже, все сомнения связаны с событиями 20-летней давности. В январе 1998 года Борис Немцов, его советник Виктор Аксючиц и следователь Владимир Соловьев встречались с патриархом Алексием II и рассказывали ему о работе правительственной комиссии и ее выводах. И Соловьев, и Аксючиц говорят, что патриарх ответил: «Вы меня убедили». Но через несколько дней вы заявили, что результаты исследований «нельзя принять с абсолютной достоверностью». А потом Синод постановил, что решение комиссии «вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе». Что произошло в январе 1998-го и почему так резко изменилась позиция Церкви относительно подлинности останков?

— Что касается упомянутой встречи, то я в ней не принимал участия, а потому и не могу дать какой-либо комментарий. Относительно вопроса о екатеринбургских останках в целом скажу, что признание их Церковью в качестве мощей царственных страстотерпцев выходит далеко за рамки внутриведомственного диалога. Речь идет о почитании святых со стороны миллионов православных людей. Перед лицом такой ответственности становится очевидным, что допустить ошибку нельзя. Лучше сто раз всё проверить, развеять все имеющиеся сомнения и опровергнуть контрдоводы, дабы в мире и согласии, с пользой для духовной жизни людей принять окончательное решение.

— Духовное образование всё глубже проникает в светские школы и вузы. Намерена ли Церковь и дальше продолжать эту линию? И нужно ли это делать в рамках светских учебных заведений?

— Мы намерены продолжать церковно-школьное соработничество. Это было отмечено недавним Архиерейским собором. Оно широко востребовано обществом, о чем, в частности, свидетельствовали только что завершившие свою работу XV Московские областные Рождественские чтения. Православная культура является неотъемлемой частью нашего общего наследия, и мне непонятно, почему учащиеся светских учебных заведений должны быть искусственно отгорожены от этих знаний.

— Каков дальнейший сценарий развития отношений с Украинской православной церковью?

— Украинская православная церковь в соответствии с Уставом Русской православной церкви является самоуправляемой с правами широкой автономии (гл. 10, ст. 1). Мы глубоко озабочены тем сложным положением, в котором сегодня эта Церковь находится. Ее храмы подвергаются насильственному захвату, планируется ее законодательная дискриминация. Мы молимся о наших братьях и привлекаем к их бедам внимание мирового сообщества.

— Сейчас Минздрав начал кампанию по популяризации посмертного донорства. Развитие трансплантологии в нашей стране тормозится из-за настороженного отношения общества к донорству. Между тем донорство хорошо развито в католических странах. И это — одна из заслуг католической церкви, поскольку в свое время донорство поддержал папа римский Иоанн Павел II. Готова ли РПЦ активно поддержать Минздрав?

— В самом факте посмертного донорства может найти выражение заповедь Спасителя о жертвенном милосердии. Однако для того чтобы начинания в данной области смогли быть реализованы и имели благие результаты, необходимо создание соответствующего законодательства и административных механизмов, которые будут исключать широкий спектр возможных злоупотреблений.

— Каково отношение Церкви к расшифровке генома человека, к генетической корректировке, к продлению жизни с помощью современных технологий? И что вы думаете об искусственном интеллекте, когда человек, по сути, присваивает себе функции Творца и создает неорганические формы жизни?

— Развитие науки можно только приветствовать, если оно способствует благу. Что касается искусственного интеллекта, то вне зависимости от достижений в данной области наивно полагать, что человек действительно сможет стать Богом. Думается, что духовная задача, стоящая перед каждым, лежит в другой плоскости: никогда не забывать о вере, жертвенности, смирении и любви. Если слова 50-го псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12) станут определять внутреннюю жизнь человека, то и его исследовательская деятельность будет служить прославлению Творца и служению добру.

— Что для вас означает Рождество, какие у вас детские воспоминания об этом празднике?

— Мое детство прошло в Ярославле в тяжелые для Церкви годы. Большинство храмов были закрыты, и на праздник войти в церковь было очень трудно из-за многолюдства. Я вырос в верующей семье и потому с ранних лет храню в сердце рождественское ощущение радости и счастья.

— Под Рождество обычно случаются чудеса. Есть ли у вас такая история для читателей «Известий»?

— Слушайте. В конце декабря состоялось ежегодное собрание Московской епархии. Первоначально мы проводили его в Успенском храме Новодевичьего монастыря, но со временем места стало не хватать. Собирались в больших подмосковных соборах. Но и этого оказалось недостаточно. В 2017 году собрание провели в большом спортивном комплексе города Видное. Там не только собралось всё наше духовенство, но и присутствовали активные миряне, участвующие в образовательной, миссионерской и благотворительной деятельности. Для меня, управляющего Московской епархией сорок лет, — это настоящее чудо расцвета церковной жизни и торжество православия.

 

Прямой эфир

Загрузка...