Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Пакистане на свободу вышел проповедник Хафиз Саид — основатель террористической организации «Лашкаре-Тайба» и организатор терактов на территории Индии, приведших к сотням жертв. Официальный Исламабад до последнего пытался убедить суд продлить содержание Саида под стражей, но безуспешно. Почему судьи решили освободить богослова-террориста и к чему это приведет, разбирался Iz.ru.

Пощечина для Индии

В среду, 22 ноября, у старого, построенного еще при англичанах здания Верховного суда Лахора собралась огромная толпа. Полицейские в полной защите, в шлемах с забралами и щитами выстроились на ступенях, держа наготове бамбуковые дубинки с залитым внутрь свинцом и автоматы — на случай, если людская масса попробует прорваться в зал заседаний. Но толпа терпеливо ждала.

Наконец двери распахнулись — и людская масса буквально взорвалась ликующими криками, приветствуя группу, вышедших из здания суда. Когда заговорил человек в дорогом костюме — адвокат Догар, люди притихли.

Сторонники Хафиза Саида приветствуют своего лидера на выходе из суда

Фото: REUTERS/Mohsin Raza

Автор цитаты

«Хафиз Саид всегда работал на благо Пакистана и его народа. Ни разу никому не удалось доказать, что он сделал что-либо во вред стране. В течение последних месяцев мы видели, как государства всего мира лебезили перед индийцами. Но сегодня нашла коса на камень: когда обвинение представило индийские документы, судья спросил, делал ли Хафиз Саид что-либо во вред Пакистану. Молчание было ему ответом. Милостью Аллаха Саид будет освобожден завтра».

Сам Хафиз Саид, пожилой мужчина в белой шапке-пуштунке, был краток.

Автор цитаты

«Мое дело — не только мое. Это дело всего Пакистана. Индия получила сегодня пощечину».

После этого, осыпаемый лепестками цветов, он спустился на площадь — толпа расступилась, давая ему дорогу. На следующий день, невзирая на протесты Исламабада, Хафиз Саид — уважаемый богослов, популярный политик и один из самых опасных террористов мира, за голову которого назначена награда в $10 млн, официально вышел на свободу.

Мумбаи под ударом

За девять лет до того, поздним вечером 21 ноября 2008 года, из порта Карачи вышли три надувные лодки. В них находились 10 человек. Все они прошли курс спецподготовки в горном лагере организации «Лашкере-Тайба» возле Музаффарабада вместе с десятками других молодых мусульман. День за днем — изнурительные тренировки с оружием, каждый вечер — рассказы о том, как угнетают ислам в Индии, Чечне и Палестине.

Лучших из лучших перевели в другой лагерь, где их тренировали бывшие офицеры пакистанской армии и спецслужб. Помимо курсов выживания и обращения со взрывчатыми веществами, они прошли обучение на водолазов в водохранилище ГЭС Мангла в пакистанской части Кашмира, научились ходить под парусом и отлично плавать. После сурового выпускного экзамена десятерых признали достойными стать федаинами-шахидами и нанести удар по Мумбаи — самому населенному городу Индии. Каждому выдали автомат, запас патронов, восемь гранат, револьвер, кредитку, запас сушеных фруктов и воды. Они знали, что идут на смерть: их семьям после гибели кормильца обещали выплатить по $1,5 тыс.

Через два дня плавания на горизонте заметили индийский траулер «Кубер». Команда судна приняла диверсантов за унесенных течением рыбаков. Когда траулер подошел узнать, не нужна ли помощь, боевики захватили его. Четверых членов экипажа застрелили, капитана заставили взять курс на Мумбаи. Когда 26 ноября город показался на горизонте, застрелили и капитана.

Здание отеля «Тадж-Махал Палас», который 26 ноября 2008 года захватила группа террористов во время атаки на Мумбаи

Вечером того же дня террористы, разделившись на двойки, нанесли удар. Два боевика ворвались в гостиницу «Трайдент Оберой» через черный ход и открыли беспорядочный огонь по находящимся внутри, после чего начали обстреливать проезжающие автомобили и прохожих, а затем — проверять номера, убивая постояльцев. Еще двое расстреляли посетителей кафе «Леопольд», а затем вместе с другой группой боевиков захватили еще одну гостиницу — «Тадж Махал». Часть постояльцев убили, несколько сотен согнали на первый этаж и взяли в заложники.  В то же время еще одна двойка забросала гранатами зал ожидания на вокзале Виктория-Терминус, выживших пассажиров добили из автоматов. Последняя пара ворвалась в еврейский центр, часть посетителей расстреляли, часть захватили в заложники.

Лишь к 29 ноября индийским спецслужбам удалось нейтрализовать всех террористов. Захваченные отели пришлось брать штурмом. По итогам терактов ранения получили почти 300 человек, погибли 175, включая 9 террористов. Одного — 22-летнего Мохаммеда Аджмала Амира Касаба — удалось взять живьем. С его слов и из показаний задержанного в Саудовской Аравии и выданного Индии инструктора боевиков — Абу Хамзы — стали известны подробности подготовки теракта.

Касаб был повешен в 2012 году, Абу Хамза ждет суда в индийской тюрьме. Но до главного организатора атаки и создателя движения «Лашкаре-Тайба» Хафиза Саида индийское правосудие и спецслужбы дотянуться так и не смогли.

Режьте их, пока не попросят пощады

Автор цитаты

«Не может быть мира до тех пор, пока Индия не получила сокрушительный удар. Режьте их, режьте их до тех пор, пока они не упадут перед вами на колени и не попросят пощады».

Так Хафиз Саид — известный пакистанский богослов и глава боевиков, устроивших теракт в Мумбаи, излагал свою политическую программу.

Хафиз Мухаммед Саид родился в 1948-м в семье фермера — беженца из нынешнего индийского штата Харьяна. За год до того произошел раздел Британской Индии на два государства — Индийский Союз и доминион Пакистан. Он сопровождался кровопролитными столкновениями мусульман с индуистами и массовыми миграциями населения: приверженцы ислама в массе своей стремились перебраться в Пакистан, индусы и буддисты — в Индию. Менее чем за год  погибли более 1 млн человек, еще 4 млн пропали без вести. С детства Хафиз слушал подробные рассказы о жестокости «коровопоклонников», убивших десятки его родственников.

Со временем Хафиз Саид стал уважаемым богословом. Он учился в Саудовской Аравии, преподавал в пакистанских вузах и даже входил в состав Совета по исламской идеологии при президенте Зия уль-Хаке. Вместе с Абдуллой Аззамом — видным богословом, основателем «Аль-Каиды» и учителем Осамы бен Ладена, прозванным «отцом глобального джихада», он создал организацию «Лашкаре-Тайба» — буквально «Армия Господа», ставящую целью «освобождение от индийских угнетатетей штата Джамму и Кашмир». В достижении этой святой цели Аззаму и Саиду, по некоторым данным, активно помогали офицеры пакистанской Межведомственной разведки.

В последующие годы боевики «Лашкаре-Тайбы» превратились в головную боль для индийских спецслужб. Они переходили Линию контроля, разделяющую индийский и пакистанский Кашмир, и наносили внезапные удары, убивая индийских военных и чиновников. Нью-Дели регулярно обвинял Исламабад в поддержке террористов; пакистанские власти всё упорно отрицали.

Полицейские у дома Хафиза Саида, находящегося под домашним арестом, 31 января 2017

Фото: Global Look Press/ZUMA/Rana Sajid Hussain

Нью-Дели требовал от Исламабада задержать Хафиза Саида. Его арестовывали неоднократно — после каждого теракта, где были замешаны боевики «Лашкаре-Тайбы»: после атаки на индийский парламент в 2001-м, терактов в мумбайском метро в 2006-м (тогда погибли 209 человек, более 700 были ранены), после атаки на Мумбаи в 2008-м, описанной выше. По пакистанским законам держать человека в заключении по подозрению в совершении преступления можно не больше трех месяцев, для продления этого срока необходимо решение суда. Всякий раз дело Хафиза попадало в Лахорский верховный суд, и всякий раз он признавал доказательства недостаточными, а Саида — невиновным.

«Лашкаре-Тайбу» запретили в Индии, России, США, ЕС и Австралии. Самого Хафиза Саида внесли в список самых разыскиваемых террористов, Вашингтон назначил за его голову награду в $10 млн. Но всё тщетно: пакистанские власти отказывались выдавать богослова, ссылаясь на отсутствие соглашения об экстрадиции между Индией и Пакистаном, а также на то, что Саид проводит большую и важную работу по дерадикализации пакистанского общества, помогая спецслужбам отлавливать и уничтожать высокопоставленных боевиков «Аль-Каиды». В конце концов Пакистан запретил деятельность «Лашкаре-Тайбы». После этого организация просто изменила название на «Джамаат уд-Дава» и продолжала действовать как ни в чем не бывало. В 2015 году последовал новый запрет. После этого исламисты решили подойти к делу радикально, заявив о создании политической партии «Милли мусульманская лига», целью которой было взять власть в стране.

Живи как британский премьер

Всё время, пока судьи рассматривали дело Хафиза Саида, официальный Исламабад пытался убедить их не выпускать богослова на свободу.

Автор цитаты

«Он представляет опасность для общества, — утверждали чиновники. — Его освобождение нанесет серьезный удар по образу Пакистана на мировой арене».

Но суд остался непреклонным.

Пакистанскому правительству в этой ситуации не позавидуешь. Хафиза Саида исламабадские власти, мягко говоря, не любят: он постоянно критикует их за распущенность и коррупцию, приводя в пример скромность в быту британских чиновников.

Автор цитаты

«Наши правители живут, словно короли и принцы в своих правительственных дворцах, — обличал Саид, — в то время как британский премьер ютится в четырехкомнатной квартире. Даже во времена, когда над Британской империей не заходило солнце, ее премьер-министр жил в крохотном доме на небольшой улице. Это было действительно по-мусульмански, будто он следовал сунне Пророка».

Достается исламабадским чиновникам и за недостаточную приверженность делу ислама.

Автор цитаты

«Джихад — долг каждого мусульманского правительства, включая пакистанское, — утверждал Саид. — Наша армия должна взять под защиту право кашмирцев на свободу. Если оно отказывается это делать, мы возьмемся за дело сами. Мы объявляем Индии джихад».

Хафиз Саид говорит с сторонниками после пятничных молитв 

Фото: REUTERS/Mohsin Raza

Уже после того как его триумфально освободили 23 ноября, он назвал бывшего премьера Пакистана Наваза Шарифа предателем — за то, что тот несколько лет назад пытался улучшить отношения с Индией и найти общий язык с Нарендрой Моди.

Страстные обвинения Саида находят живой отклик в пакистанском обществе — как среди молодежи, так и у людей старшего возраста. Но сделать с мятежным проповедником Исламабад ничего не может: на его защиту неизменно встает суд. К тому же Хафиза Саида явно поддерживают военные, рассчитывающие с его помощью изменить политический ландшафт в Пакистане по итогам выборов, намеченных на следующий год, максимально ослабив позиции правящей Пакистанской мусульманской лиги (Н), а то и вовсе убрав ее от власти.

Освобождение Саида ожидаемо вызвало взрыв возмущения в Индии и США. Если американская пресса комментирует произошедшее относительно нейтрально, то индийская в выражениях не стесняется. «Пакистан превратился из государства — спонсора терроризма в государство, управляемое террористами» — такой заголовок дала редакционной статье газета The Hindustan Times, и это лишь один из примеров.

Как ни парадоксально звучит, но освобождение Хафиза Саида на самом деле выгодно Нью-Дели. Индийские власти получили на руки козырь — зримое доказательство того, что Пакистан действительно является государством, поддерживающим терроризм.

Сложнее всего в этой ситуации американцам. История Саида получила широкую огласку крайне не вовремя: за прошедшие месяцы политика США, до того традиционно балансировавшая между Индией, которую в Вашингтоне рассматривают как потенциального союзника против Китая, и Пакистаном, имеющим статус основного союзника вне НАТО, слишком накренилась в индийскую сторону. При этом отказаться от сотрудничества с Исламабадом США не могут: через Пакистан проходит единственный маршрут снабжения группировки НАТО в Афганистане. Так что договариваться с пакистанцами всё равно придется — но теперь, после скандала с Хафизом Саидом, сделать это будет гораздо сложнее.

Прямой эфир