Взнос вместо штрафа
В 2019 году при региональных бюджетах могут появиться специальные фонды. В них будут стекаться выплаты от работодателей, не сумевших обеспечить ставками по квотам людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Впоследствии эти деньги пойдут на оборудование рабочих мест для инвалидов в других компаниях и оплату индивидуальной помощи в трудоустройстве людям с тяжелыми расстройствами функций организма. По оценкам экспертов, размер взноса может составить 30–60 тыс. рублей за человека. Сейчас в стране трудоустроен лишь один из шести инвалидов.
Минтруд разработал законопроект о создании региональных фондов содействия занятости инвалидов. Документ будет внесен в правительство РФ в первой половине 2018 года. Предполагается, что он вступит в силу 1 января 2019-го.
Сейчас все организации, где работает свыше 100 человек, обязаны выделять для людей с ОВЗ от 2 до 4% мест в зависимости от регионального законодательства, иначе им грозит штраф до 10 тыс. рублей. Также власти субъектов могут установить квоту для компаний от 35 человек — не более 3% мест.
Законопроект Минтруда предполагает, что у работодателей появится альтернатива — либо выделять места по квотам, либо выплачивать компенсацию (ее размер еще не утвержден). Деньги будут собраны в фонде содействия занятости инвалидов, его включат в состав бюджета каждого региона.
— Собираемые средства можно будет направить на сопровождаемую занятость, обучение, создание и оборудование рабочих мест для инвалидов. Таким же образом могут быть использованы собираемые штрафы за неисполнение законодательства о квотах, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтруда.
То есть штрафы останутся, но они будут применяться, только если работодатель проигнорировал обе возможности помочь инвалидам с трудоустройством.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина рассказала, что размер компенсации должен зависеть от стоимости организации рабочего места для инвалида в конкретном субъекте РФ. В среднем по стране это примерно 60 тыс. рублей.
— Размер выплат во многом будет зависеть от щедрости правительства региона и от отношения к проблеме трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Но даже 30 тыс. рублей — это уже поддержка работодателю для покупки специального оборудования для инвалидов, — пояснила эксперт.
По ее мнению, собирать выплаты и распределять их между компаниями, готовыми предоставить работу людям с ОВЗ сверх квоты, могли бы и государственные службы занятости. В этом случае удалось бы сократить административные расходы, которые непременно повлечет создание специальных фондов содействия занятости инвалидов.
По информации Минтруда, в первом полугодии 2017-го работодатели заявили в службы занятости о 76,3 тыс. вакансий в пределах квоты для инвалидов. Но лишь 4,3% этих мест оказались подходящими. Из 33,7 тыс. граждан с ОВЗ, нашедших работу, воспользовались квотами только 3,3 тыс. человек.
В Минтруде признали, что существующий механизм квотирования неэффективен.
— Во-первых, есть работодатели, которые выполняют специфические виды деятельности, и подобрать работника с инвалидностью для них бывает невозможно. Во-вторых, в силу состояния здоровья некоторые инвалиды не могут трудиться у обычного работодателя, и для них требуется создание специальных мест, — отметили в пресс-службе ведомства.
Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев рассказал «Известиям», что существующая система квотирования стимулирует создание рабочих мест, но не трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Среди инвалидов много хороших специалистов, которые могут быть востребованы в сферах интеллектуального труда, например в IT. Но им предлагают места дворников или охранников, — пояснил парламентарий.
Он также отметил, что проблем с трудоустройством у инвалидов было бы гораздо меньше, если бы обществу удалось изжить стереотипы о недостаточности их знаний и навыков. Еще одна причина, серьезно демотивирующая людей с ОВЗ в трудоустройстве, — отмена индексации пенсий работающим инвалидам.
Любовь Храпылина рассказала «Известиям», что квотированные рабочие места, как правило, низкооплачиваемы и в этом главная причина их непопулярности.
По данным Минтруда, на начало этого года в России проживали 12,3 млн инвалидов, работали из них около 2 млн. Законопроект о региональных фондах разработан в рамках плана правительства РФ по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы.