Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Белгородской области в результате атак БПЛА ВСУ были повреждены жилые дома
Мир
В конгрессе США отвергли просьбу Байдена по финансированию Украины
Общество
Синоптики спрогнозировали понижение температуры и гололедицу в Москве 5 декабря
Мир
Лидер южнокорейской правящей партии пообещал не допустить импичмента президента
Мир
Bloomberg узнало об обсуждении в НАТО гарантий безопасности Украине
Экономика
Цена биткоина превысила $100 тыс. и вновь обновила исторический максимум
Общество
В России ужесточат оборот рыбной продукции из-за гельминтов
Мир
Пезешкиан заявил о намерении сотрудничать с РФ и Китаем для противодействия США
Армия
Расчет РСЗО «Град» нанес удар по скоплению живой силы и технике ВСУ в зоне СВО
Общество
17 января станет профессиональным праздником артистов
Армия
Силы ПВО за ночь ликвидировали 16 украинских БПЛА над тремя регионами РФ
Общество
В ГД предложили ввести выплаты семьям с низким доходом перед Новым годом
Общество
В России пациенты с онкологией заплатили миллионы за «лечение» БАДами
Мир
Мерц раскритиковал идею Бербок по отправке миротворческих сил ФРГ на Украину
Происшествия
В Красноярске возбудили уголовные дела о взятках в особо крупном размере
Интернет и технологии
Мошенники создали «новогоднюю» схему обмана в Telegram
Общество
В «Автодоре» сообщили о восстановлении более 2 тыс. км дорог в новых регионах РФ
Мир
На Западе назвали отвратительными слова Блинкена о мобилизации на Украине

Аэродромные радары заменят на компьютеры

Системы наблюдения будут использовать данные GPS/ГЛОНАСС
0
Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России начинается внедрение принципиально новой технологии наблюдения за воздушными судами. Самолеты, вертолеты и беспилотники начнут сами определять свои точные координаты и в автоматическом режиме сообщать их на землю. Наземные радиолокаторы, использующиеся в нашей стране последние 50 лет, постепенно будут вытеснены новыми цифровыми комплексами.

Новая технология получила название «автоматическое зависимое наблюдение — вещание» (АЗН-В). Станции АЗН-В объединят в многопозиционные системы наблюдения (МПСН), с высокой точностью сопровождающие летательные аппараты во всех сегментах воздушного пространства и даже на земле.

Как рассказал «Известиям» директор департамента программ развития Минтранса России Алексей Семенов, ведомство приступило к внедрению единого стандарта передачи данных АЗН-В — это 1090 ES (частота 1090 МГц), соответствующий мировой практике и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO). Разработанная министерством концепция (находится в стадии согласования) предусматривает в 2017–2022 годах развертывание МПСН и создание общей с Единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД) бесшовной информационной среды. Это обеспечит безопасное и эффективное использование воздушного пространства России, включая бесконфликтную интеграцию в него беспилотных авиационных систем (БАС).

— Сегодня рассматривается вопрос системного проектирования верхнего уровня. Это позволит в масштабах всего воздушного пространства РФ оценить степень готовности обеспечивающей инфраструктуры, определить целесообразность установки станций АЗН-В на конкретных объектах, а также требуемое количество таких станций, — отметил Алексей Семенов.

Замгендиректора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников рассказал «Известиям», что в 2018 году предприятие по заказу «Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОрВД) планирует изготовить не менее 7 МПСН для российских аэропортов. Первые две многопозиционные системы наблюдения уже создаются в Северо-Западном федеральном округе. Они позволят обеспечить бесшовное поле наблюдения в зоне аэродрома Пулково, покрытие воздушного пространства Ленинградской области и нескольких соседних с ней регионах.

Новые системы имеют ряд преимуществ перед традиционными радиолокаторами. Сеть МПСН позволяет определять местоположение воздушных судов с погрешностью до 10 м, в то время как ошибка радиолокаторов достигает 50 м. Цифровая технология «ведет» летательные аппараты непрерывно, а радиолокатор ограничен скоростью вращения — при этом данные обновляются с интервалом 6–12 секунд. Кроме того, у традиционных систем образуются «мертвые зоны» на малых высотах и в гористой местности. МПСН же «видит» везде и всё, включая беспилотники, удерживая в поле наблюдения до 1000 целей единовременно.

Станции АЗН-В устанавливаются на уже имеющейся инфраструктуре, например, на вышках сотовой связи или административных сооружениях в зоне аэродрома. Энергопотребление у них — как у обычной электролампочки. Для локатора же необходимо капитальное строительство — заливка бетона и т.д. Станции АЗН-В малогабаритны и не имеют вращающихся элементов — в отличие от локатора, который из-за коррозии может остановиться и прекратить мониторинг воздушного пространства. Затраты на установку и эксплуатацию МПСН, по экспертным оценкам, могут быть до 50% ниже, чем для существующих систем.

Замдиректора по инфраструктуре организации воздушного движения Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Дмитрий Косолапов считает, что применение АЗН-В повысит эффективность наблюдения за счет передачи большего объема информации о воздушном судне.

— Решение Минтранса, направленное на гармонизацию национальной аэронавигационной системы с общемировой, абсолютно логично и оправдано, как с эксплуатационной, так и с экономической точки зрения. Приемоответчик 1090 ES входит в «базовую комплектацию» самолетов Airbus и Boeing, — заявил «Известиям» Дмитрий Косолапов.

По его мнению, применение АЗН-В не означает полного отказа от использования радиолокаторов. В некоторых случаях технология АЗН-В может служить дополнением к радиолокатору.

Представитель России в группе экспертов ICAO по наблюдению за воздушным движением, ведущий научный сотрудник филиала НИИ аэронавигации ГосНИИ гражданской авиации Алексей Жогин считает, что у МПСН есть безусловные преимущества.

— В ближайшие 10 лет МПСН начнут приходить на смену радиолокационным станциям, у которых подходит к концу эксплуатационный ресурс. Но для МПСН нужны линии связи, которые есть не везде. Поэтому в каждом конкретном случае потребуется экономическое обоснование замены, — отметил «Известиям» Алексей Жогин.

Бортовым оборудованием АЗН-В 1090 ES уже оснащаются все отечественные воздушные суда. 80% зарубежных, выполняющих полеты в России, также штатно оснащены таким оборудованием. Воздушное судно с системой АЗН-В передает координаты своего месторасположения (GPS или ГЛОНАСС), данные о курсе, высоте, горизонтальной и вертикальной скорости движения. Наземные приемные станции позволяют в режиме реального времени отображать на экране диспетчера движение воздушных судов — как во время полета, так и находящихся на земле.

Читайте также
Прямой эфир