Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года

Авиапром переводят на проектное финансирование

Минпромторг изменил госпрограмму развития отрасли
0
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министерство промышленности и торговли России переводит финансирование авиационной отрасли на проектный подход, что соответствует практике ведущих авиационно-космических стран. Цель — сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных приоритетных проектах. В результате расходы на фундаментальные научные изыскания сокращаются в три раза, с 191 млрд рублей до 61 млрд рублей, на период до 2025 года. Представители авиастроительной отрасли в целом поддерживают новый принцип, однако эксперты отмечают, что недофинансирование научной деятельности может привести к технологическому отставанию на горизонте 10–15 лет.

В обновленной госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» произошло сокращение бюджетного финансирования в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» до 61 млрд рублей на 2018–2025 годы. В предыдущей версии этого документа были предусмотрены 191 млрд рублей на это время. Таким образом, произошло более чем трехкратное уменьшение инвестиций в научно-технический задел.

Как рассказали «Известиям» в Минпромторге, цели госпрограммы остались неизменны, а общие объемы финансирования сохранены на прежнем уровне. Госпрограмма направлена на сохранение статуса России как мировой авиационной державы и обеспечение потребностей в гражданских воздушных судах отечественного производства. Общий объем бюджетных ассигнований составляет 632,5 млрд рублей.

— В связи с тем что финансирование авиационной отрасли переходит на проектный подход и основной задачей Минпромторга России как главного распорядителя средств является повышение эффективности расходов федерального бюджета, объемы средств, ранее предусмотренные на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии», перераспределены на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», конечной целью которых является создание образца авиационной техники, — заявили «Известиям» в Минпромторге.

По словам представителя министерства, задачи были скорректированы с учетом требований методических указаний по разработке и реализации госпрограмм, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 582 от 16 сентября 2016 года. Согласно этому документу, их формирование должно исходить из «принципов установления измеримых результатов, проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, измерения их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики...»

В госкорпорации «Ростех» заявили, что поддерживают переход на проектное финансирование авиационной отрасли.

— Такой подход позволит сделать управление инвестициями более эффективным и прозрачным: средства будут направляться на конкретный результат, обозначенный в четком техническом запросе заказчика. Научные работы, оторванные от практического применения, более не будут финансироваться. Также этот подход окажет позитивное влияние на конкуренцию между поставщиками, которые окажутся в условиях соревнований за инвестиции и, соответственно, будут стремиться к созданию лучших решений, — подчеркнул представитель «Ростеха».

Источник, близкий к руководству Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), рассказал «Известиям», что корпорация по-прежнему находится в плотной кооперации с Минпромторгом. При этом в контуре ОАК пока не предусмотрено сокращение финансирования на науку.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что приоритеты должны быть выстроены, поскольку сейчас целому ряду проектов не хватает финансирования — в частности, в сфере авиадвигателестроения.

— Вместе с тем сокращение расходов на научно-исследовательские работы может привести к тому, что через 10–15 лет технологическое отставание России только увеличится. Все ведущие авиастроительные державы ищут прорывные направления, которые в новом технологическом укладе позволят создавать качественно новую технику. Если мы этим не занимаемся и делаем ставку только на текущие программы, то будем опять догонять, — сказал «Известиям» Руслан Пухов.

Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев считает, что ориентация на конкретный конечный продукт, безусловно, более эффективна, чем абстрактное развитие отрасли.

— Вместе с тем такой подход требует точного понимания существующего спроса и тенденций его изменения — здесь нет права на ошибку в прогнозах и постановке задач. Кроме того, ставка на конкретные «прорывные» продукты потребует высокого уровня международной кооперации, иначе целеполагание опять станет заложником технологических ограничений, — пояснил «Известиям» Сергей Детенышев.

Как в реальности будет организован проектный способ управления авиапромом, пока неизвестно — Минпромторг не сообщил о конкретной методике. В Объединенной авиастроительной корпорации, «Вертолетах России», концерне «Иркут», ПАО «Ил», двигателестроительном предприятии «ОДК-Сатурн», Национальном исследовательском центре «Институт им. Н.Е. Жуковского» не ответили на запрос «Известий».

Читайте также
Прямой эфир