Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Авиапром нацелился на Китай и Латинскую Америку

Отечественные авиастроители считают приоритетными развивающиеся рынки перевозок
0
Фото: Global Look Press/Leonid Faerberg
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава правительства России Дмитрий Медведев утвердил государственную стратегию развития экспорта гражданской авиационной продукции на период до 2025 года. Об этом премьер-министр объявил на совещании с вице-премьерами 25 сентября. Приоритетными рынками для экспорта самолетов Россия считает государства, где объем перевозок быстро растет.

Документ предусматривает три сценария развития для гражданского авиапрома. «Позитивный» предусматривает с 2017 по 2025 год 214,9 млрд рублей бюджетных ассигнований. В этом случае экспорт продукции авиастроения, по прогнозам Минпромторга, за весь период составит $21,1 млрд. По «базовому сценарию» при суммарном госфинансировании в 112,8 млрд рублей, объем зарубежных поставок достигнет $13,9 млрд. Негативный сценарий предусматривает 29,2 млрд рублей из бюджета, при этом будет экспортировано продукции на $7,7 млрд.

— Напомню, что не так давно были приняты отраслевые стратегии развития экспорта в автопроме, в сельском хозяйстве, железнодорожном машиностроении. На прошлой неделе я утвердил аналогичную стратегию для продвижения на международные рынки гражданской продукции авиационного назначения, — сообщил Дмитрий Медведев на совещании. — В этом направлении у нас неплохие перспективы, тем более что, по оценкам экспертов, мировой рынок авиаперевозок будет расти приблизительно на 5% в год.

Объем экспорта гражданской продукции авиапрома за прошлый год оценивается в $470 млн — в основном это воздушные суда. В другие страны переданы 11 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и шесть вертолетов (три Ми-8/17, два Ка-32А11ВС и один Ми-26ТС). Поставки комплектующих не в составе воздушных судов крайне малы и не охвачены официальной статистикой. По словам Дмитрия Медведева, стратегия предполагает поддержку не только крупных игроков рынка.

Низкие показатели экспорта российского авиапрома, по оценкам Министерства промышленности и торговли, связаны как с системными проблемами в отрасли, так и со специфическими вопросами экспорта.

«Россия практически не представлена на мировом рынке гражданской продукции, обеспечивая в денежном выражении менее 1% выпуска гражданских самолетов и вертолетов», — отмечено в документах Минпромторга, подготовленных к совещанию.

По оценкам Минпромторга, мировой рынок пассажирских авиаперевозок сохранит устойчивый рост до 2035 года — примерно на 5% в год. К 2035 году он выйдет на уровень 16 трлн пассажиро-километров. Согласно прогнозам ПАО «ОАК», совокупный спрос на турбореактивные и турбовинтовые пассажирские самолеты за этот период достигнет 41,2 тыс. единиц.

По оценкам Airbus, до 2035 года будет востребовано 32,4 тыс. новых пассажирских воздушных судов вместимостью свыше 100 кресел. Boeing прогнозирует поставку 39,6 тыс. новых лайнеров вместимостью свыше 60 кресел. При этом потребности в новых среднемагистральных узкофюзеляжных самолетах оцениваются ПАО «ОАК» в 27,5 тыс., Airbus — в 23,6 тыс., Boeing — в 28,1 тыс.

В Минпромторге приводят несколько аргументов в пользу развития экспорта гражданской продукции авиапрома. Во-первых, поддержка этой отрасли, одной из наиболее высокотехнологичных, оказывает мультипликативный эффект на уровень развития экономики в целом. Во-вторых, мировой рынок продукции авиационной промышленности превышает $500 млрд — что делает его привлекательным для экспортной деятельности.

Наибольший спрос на воздушные суда отмечается на рынках с большим объемом перевозок. Это регионы с высокой плотностью населения и высокими доходами, такие как Северная Америка (свыше 565 млн жителей) и страны Евросоюза (свыше 510 млн). Кроме того, высокий спрос прогнозируется на быстрорастущих рынках (Китай, Юго-Восточная Азия). В первом случае большая часть самолетов будет поставляться на замену морально устаревшим, во втором — в рамках расширения парка. При обновлении парка эксплуатанты, как правило, тяготеют к приобретению воздушных судов того же производителя, что создает дополнительный барьер для входа на такие рынки. Поэтому Россия уделит больше внимания поставкам самолетов в Китай, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.

В 2017–2025 годах прогнозируется спрос на 2,6 тыс. среднемагистральных самолетов в Евросоюзе, почти 2 тыс. — в Китае, 1,9 тыс. — в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, 1,9 тыс. — в Северной Америке, около 890 — в Латинской Америке. При этом 75% внешнего рынка среднемагистральных самолетов в сегменте более 140 мест на 2017–2025 годы уже законтрактовано (в том числе на 2018–2020 годы — 85%).

Наибольшие потребности в региональных самолетах с 2017 по 2025 год прогнозируются в Северной Америке (970 бортов вместимостью 60–120 кресел), Китае (295 самолетов), странах Евросоюза (285).

Рынки Индии, Ближнего Востока, Африки, СНГ не рассматриваются в числе приоритетных, но могут учитываться при проработке возможностей поставки самолетов, следует из документов Минпромторга.

В 2016 году общий объем выручки в отечественной авиационной промышленности составил 1,15 трлн рублей, или около $17,2 млрд. Россия сохраняет статус третьей мировой авиастроительной державы по выпуску финальной продукции.

Прямой эфир