Полярный друг: американский бизнес готов к сотрудничеству с РФ в Арктике
Экономическое сотрудничество РФ и США после нормализации отношений Москвы и Вашингтона может начаться именно в Арктике, заявил «Известиям» глава Американской торговой палаты в РФ Роберт Эйджи. Речь идет о добыче ресурсов, включая редкоземельные металлы, при этом Россия ранее заявляла о готовности обсуждать такое взаимодействие. Эксперты допускают разные форматы — от допуска зарубежных компаний к ресурсной базе РФ до возобновления работы в Арктическом совете. Однако запуск проектов упирается в высокую стоимость добычи и инфраструктурные ограничения, а также в спор вокруг Гренландии, который в Вашингтоне рассматривают, прежде всего, через призму безопасности.
РФ и США могут вместе работать в Арктике
На фоне обсуждений возможной нормализации российско-американских контактов стороны ищут сферы для взаимодействия. Одним из таких направлений всё чаще называют Арктику.
Именно там Россия и США выступают непосредственными соседями. Кроме того, регион располагает огромными природными ресурсами, включая и редкоземельные металлы, доступ к которым упрощается по мере изменения климата, сказал «Известиям» глава Американской торговой палаты в России Роберт Эйджи.
— Мы не исключаем, что после нормализации межгосударственных отношений именно в Арктике запустятся первые совместные российско-американские проекты. Как мы знаем из СМИ, российские представители уже обсуждали подобные идеи со своими американскими коллегами, — сказал он.
В феврале 2025-го Владимир Путин говорил о готовности предложить партнерам из США совместную работу в сфере редких и редкоземельных металлов в Арктике. По данным СМИ, президент России даже обсуждал с американской стороной возможные сделки, связывая их с вопросом торговых ограничений.
Москва могла бы предоставить возможность американским компаниям получить доступ к своей ресурсной базе, заявил в разговоре с «Известиями» программный менеджер РСМД Константин Суховерхов.
— Сама практика для России не новая: ранее уже работали совместные предприятия и международные консорциумы в нефтегазе — достаточно вспомнить проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», где участвовали российские, американские и японские компании, — сказал он.
Однако сначала необходимо вернуть доверие — возобновить сотрудничество в Арктическом совете и экологических инициативах, например, в рамках подготовки к пятому Международному полярному году, отметил в разговоре с «Известиями» младший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Жилин.
В то же время масштабные проекты — по типу железнодорожного тоннеля под Беринговым проливом между РФ и США, проложить который предложил специальный представитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными Кирилл Дмитриев и назвал интересным глава Белого дома Дональд Трамп, — пока не выглядят реалистичными, добавил эксперт.
Что мешает сотрудничеству Москвы и Вашингтона
Вместе с этим Арктика по-прежнему остается одной из самых сложных и дорогих территорий для добычи, несмотря на климатические изменения. Удаленность, штормы, лед и полярная ночь неизменно увеличивают сроки и стоимость геологоразведки, строительства и логистики.
В условиях мерзлоты также приходится сталкиваться с просадками грунта и авариями на инфраструктурных объектах. По данным межправительственной группы экспертов по изменению климата, значительная доля арктической инфраструктуры к середине века окажется в зоне риска из-за деградации, вызванной мерзлотой. При таких вводных, проекты в Арктике не могут реализовываться быстро. Скорее, это вопрос долгосрочной перспективы, а не ближайших лет.
Также у совместных с США проектов возникли бы финансово-политические риски. Политический фон и санкции явно не способствовали бы хорошему инвестиционному климату. Глава Белого дома Дональд Трамп в августе 2025 года четко обозначил условия такого сотрудничества: «никаких сделок», пока украинский конфликт не будет урегулирован.
На этом фоне экономическая повестка отходит на второй план — США продолжают наращивать активность в Арктике, прежде всего, через призму безопасности, и ярче всего это проявляется в дискуссии вокруг Гренландии.
Почему для США важна Гренландия
Датская автономия в этой логике для Вашингтона — стратегическая точка контроля в Арктике и Северной Атлантике. При этом ресурсный аргумент не единственный и даже не ключевой.
Если бы речь шла о только о ресурсах, то их аналоги есть и на территории самих США, заявил «Известиям» младший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин. За счет развитой транспортной инфраструктуры их добыча в Штатах возможно более оправдана, чем на территории Гренландии, добавил эксперт. Кроме того, после захвата президента Венесуэлы Николаса Мадуро Вашингтон получил доступ к самым крупным подтвержденным запасам нефти на территории страны.
Трамп открыто заявляет, что датская автономия «очень важна для национальной безопасности». По его словам, Дания «не может быть надежным гарантом защиты острова» в случае давления со стороны России или Китая, тогда как США «могут» обеспечить такую защиту.
Еще со времен холодной войны военное присутствие США на острове — это часть системы национальной обороны и контроля за арктическим направлением, считает Суховерхов.
— Поэтому нынешний акцент администрации Трампа на том, что Гренландия должна быть под американским контролем, выглядит скорее как попытка закрепить влияние в политической плоскости. При этом Вашингтон и без изменения статуса острова мог бы нарастить свое военное присутствие — расширить инфраструктуру, построить дополнительные объекты — и тем самым де-факто усиливать контроль над территорией и пространством вокруг нее, — подчеркнул эксперт.
В январских заявлениях Трамп неоднократно говорил о проекте «Золотой купол» — американской инициативы по созданию многослойной противоракетной обороны. Он сформулировал это так: Гренландия «жизненно важна» для строящегося проекта «Золотой купол», а НАТО «должно вести дело к тому, чтобы США получили остров».
На этом фоне 14 января в Вашингтоне прошла встреча госсекретаря Марко Рубио и вице-президента Соединенных Штатов Джей Ди Вэнса с главами МИД Дании и Гренландии. По ее итогам стороны объявили о создании рабочей группы США – Дания для обсуждения широкого круга вопросов по острову в ближайшие недели. Копенгаген и Нуук публично подчеркнули, что не смогли изменить позицию Вашингтона.
Глава Белого в общении с прессой еще раз дал понять, что рассчитывает на итоговое решение по вопросу будущего управления территорией. Причем США также не исключают и силового варианта урегулирования вопроса.
Европейская реакция на заявления Трампа о Гренландии сводится к неприкосновенности суверенитета. Дания и власти автономии публично подчеркивают, что остров «не продается», а разговоры о силовом варианте называют безответственными и настаивают, что вопросы безопасности должны решаться между союзниками.
Параллельно, чтобы показать единство и усилить арктическую оборону, Копенгаген заявил о наращивании присутствия вокруг острова в координации с союзниками. Ряд стран, в числе которых Швеция, Финляндия, Великобритания и Франция, объявили об отправке военных на остров. К примеру, Хельсинки направил в Гренландию двух офицеров, а Лондон и вовсе одного представителя своих ВС.
Попытки не учитывать российские интересы в Арктическом регионе не останутся без ответа и будут иметь серьезные последствия. Об этом 15 января заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.