Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин поздравил два российских полка с присвоением наименований «гвардейские»
Мир
Захарова указала на непонимание Каллас сути свободы
Общество
Следствие завершило представление доказательств по делу о теракте в «Крокусе»
Мир
СМИ узнали о готовности Киева отказаться от территорий при одном условии
Общество
В Петербурге рассмотрели более 50 квартирных споров по «схеме Долиной»
Общество
Посол РФ назвал отсутствие страховки главной ошибкой россиян в Таиланде
Мир
В Финляндии допустили создание особой экономической зоны на границе с Россией
Общество
В Донецке открыли бюст погибшему в ходе СВО сыну замглавы ЦРУ Майклу Глоссу
Культура
Ольга Любимова рассказала о моновыставке Марка Шагала в Пушкинском музее
Мир
Союз биатлонистов подал иск в CAS за отстранение спортсменов из России
Авто
Глава АвтоВАЗа заявил о резком снижении цен на авто из Китая в 2025 году
Мир
СБУ задержала судно под флагом африканской страны в Одессе
Армия
Медведев провел совещание по доукомплектованию ВС РФ военными по контракту
Мир
Число погибших в результате обрушения двух зданий в Марокко выросло до 22
Общество
В Москве задержали 12 членов легализовавшей свыше 53 тыс. мигрантов группы
Спорт
Талисманом сборной России станет олимпийский мишка
Спорт
Дегтярев заявил о возможном лишении Польши права на международные соревнования

Быть ли скидкам: в Госдуме обсуждают законопроект о регулировании онлайн-торговли

В России регламентируют отношения между маркетплейсами и продавцами товара
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Госдуме прошел первое чтение законопроект о платформенной экономике, который регулирует отношения маркетплейсов с их партнерами и пользователями. Документ вводит определение важнейших понятий в этой сфере, а также регулирует деятельность цифровых платформ. Так, планируется установить более жесткие требования к размещению карточек товаров, а также создать правила взаимодействия продавцов с платформами. Ожидается, что в результате покупатели будут лучше защищены от контрафакта, а малый бизнес получит прозрачные правила работы в цифровой среде. Однако разработка законопроекта вызвала дискуссию в среде онлайн- и офлайн-ритейла, которая продолжается на фоне доработки законопроекта ко второму чтению. В частности, обсуждается вопрос о скидках, работе поисковой выдачи и борьбе с контрафактом. О том, для чего нужен этот законопроект и как он повлияет на предпринимателей и покупателей, — в материале «Известий».

О чем закон

Законопроект, разработанный Минэкономразвития, был внесен в ГД на рассмотрение правительством России 3 июля. Обсуждение документа длилось более двух часов, однако после этого депутаты единогласно поддержали его концепцию, отметив необходимость доработок ко второму чтению.

Министр экономического развития Максим Решетников, представляя закон депутатам, подчеркнул необходимость регулирования онлайн-торговли. Он привел данные, согласно которым в 2024 году маркетплейсы выполнили более 6 млрд заказов, а на платформах работает около 1 млн продавцов. По его словам, новый Федеральный закон вводит единые правила для всех участников рынка: операторов платформ, продавцов, покупателей и служб доставки.

Так, в целях защиты интересов покупателей платформы обяжут проверять данные о продавцах через госреестры. Публиковать карточки товаров без упоминания о наличии необходимых сертификатов, лицензий и маркировки запретят. Например, нельзя будет продавать незарегистрированные лекарства и БАДы, агрохимикаты и пестициды.

Также вводится запрет на манипуляции с пользовательской выдачей. Если покупатель выбирает сортировку по определенному критерию, платформа не вправе искусственно изменять порядок товаров, продвигая рекламные позиции.

Борьба с навязыванием

Высокую важность законопроекта подчеркивают и общественники. Так, председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов пояснил «Известиям», что механизмы, обеспечивающие прозрачность процесса поиска и ранжирования товаров, очень нужны, чтобы защитить интересы покупателя.

— Кроме того, маркетплейсам должно быть запрещено при ранжировании и осуществлении поисковой выдачи создавать преимущества для своих собственных товаров или услуг, — отметил он.

Как пояснил «Известиям» основатель «Клуба партнеров на маркетплейсах» Илья Бухарин, запрет на изменение поисковой выдачи позитивно влияет на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ).

— Это уравнивает селлеров и дает шанс МСБ на органический рост. А МСБ — это ядро маркетплейсов: индивидуальные предприниматели, самозанятые.

Помимо этого, появится упрощенный возврат некачественной продукции. Для этого платформы обяжут создать техническую возможность для связи пользователя с продавцом.

— Сейчас в некоторых случаях предъявление претензий и исков потребителей затруднено из-за невозможности полноценно идентифицировать продавца, его юридический и фактический адрес, — поясняет глава ОПИ.

Аналогичного мнения придерживается и доцент института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин. Законопроект, по его словам, нивелирует значительную часть рисков, которую несут как продавцы, так и покупатели.

— Нормативно-правовой акт предусмотрит равные и прозрачные условия участия для всех продавцов, а покупатели получат четкий и понятный всем алгоритм возврата товаров. Также сократится число недобросовестных продавцов, так как платформы будут обязаны проверять их перед допуском на платформу, —пояснил он.

С заботой о бизнесе

Второй блок положений посвящен защите интересов продавцов. Теперь по закону о вносимых в оферту изменениях площадка должна будет предупредить за 45 дней. В договоре, помимо прочего, опишут все возможные санкции, которые платформа может применить к партнеру, основания для их введения и порядок обжалования продавцом решений маркетплейсов. Таким образом, предприниматели получат механизм обжалования любых мер в электронной форме, а если платформа не ответит на запрос, его автоматически удовлетворят в пользу продавца.

Как пояснил «Известиям» Илья Бухарин, самой большой проблемой селлеров были внезапные изменения оферты, еще пару лет назад они могли анонсироваться за одни сутки.

— Благодаря новому закону видно, что теперь будет предупреждение об изменениях в оферте за 45 дней — это однозначно позитивно для всех продавцов. Полтора месяца достаточно, чтобы перестроить собственные процессы под нововведение маркетплейса и адаптироваться, — отметил он.

Ассоциации, представляющие интересы продавцов, также приветствуют норму о заблаговременном предупреждении об изменения в оферте. Как отметила в разговоре с «Известиями» и.о. исполнительного директора Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Евгения Черницкая, «45 дней — это фантастический период».

Илья Бухарин добавляет, что продавцов также сильно беспокоили автоматические скидки.

— Большой болью для селлеров были автоматические акции и скидки, когда площадка автоматически включала товары продавца в промопроекты. Весной и Ozon, и Wildberries дали возможность отказаться от участия в таких акциях, а новый закон теперь это запрещает официально, — уточнил эксперт.

Так, снижение цены товара за счет продавца будет происходить при уведомлении продавца за пять дней и только при получении его согласия.

Споры о скидках

При этом законопроект не вводит ограничений на скидки, которые платформы делают на товары предпринимателей, о чем правительство просит ритейл и некоторые интернет-площадки. По их мнению, неограниченные скидки платформ могут привести к монополизации рынка, уходу продавцов и производителей и росту цен на товары.

Однако объединения потребителей и малого бизнеса уверены в обратном: если скидки ограничить, в проигрыше останутся именно покупатели и малый бизнес. Сопредседатель Союза потребителей России Владимир Слепак отметил, что при большом числе россиян, нуждающихся в социальной защите, возможность приобрести товар по низкой цене крайне важна.

— Мы живем в социальном государстве, и наша социальность обусловлена статистикой. У нас 42 млн пенсионеров, около 12 млн инвалидов, более 4 млн матерей-одиночек, около 2,5 млн многодетных семей. Низкие цены маркетплейсов противодействуют высокой инфляции и позитивно влияют на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики, — подчеркнул он.

Представители малого бизнеса придерживаются схожего мнения. Как заявил «Известиям» президент АПЭТ (Ассоциация представителей электронной торговли) Алексей Москаленко, около 80% опрошенных организацией продавцов хотели бы их сохранения.

Против идеи высказываются и сами депутаты. Заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике Артем Кирьянов назвал инициативу ритейлеров попыткой убить малый бизнес и залезть в кошелек людям.

Впрочем, глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев в разговоре с «Парламентской газетой» отметил, что скидки за счет маркетплейсов — один из вопросов, которые депутаты будут обсуждать ко второму чтению.

Чего еще хотят ритейлеры

Основная претензия традиционных торговых сетей в том, что законопроект не выравнивает условия работы онлайн- и офлайн-игроков. Эксперты сходятся во мнении, что действующее регулирование строже в традиционной рознице, но суть проблемы не в онлайн-платформах, а в устаревших нормах законодательства офлайн-продаж.

Это мнение высказал заместитель главы администрации президента РФ Максим Орешкин в рамках Конференции инновационных технологий электронной коммерции, которая прошла 17 апреля. Он заявил, что регулирование традиционного ритейла не соответствует реалиям и нуждается в пересмотре. Эту позицию поддержал и министр экономического развития Максим Решетников, отметив, что усилия государства должны быть направлены не на ужесточение контроля онлайн-торговли, а на устранение существующих дисбалансов в офлайн.

Об этом в ходе выступления на ПМЭФ 2025 высказался и Владимир Путин. Президент попросил внимательно проанализировать действующее регулирование не цифровой, а традиционной торговли, подчеркнув, что оно не соответствует современным вызовам и возможностям.

В Минэкономразвития, которое разрабатывало законопроект, также подчеркивают, что цель инициативы — повысить прозрачность онлайн-торговли и защитить права граждан, партнеров цифровых площадок и пользователей. При этом все предложения ритейла были рассмотрены в ходе оценки регулирующего воздействия и заседаний рабочих групп регуляторной гильотины и часть инициатив была учтена, подчеркивают в ведомстве.

Глава АПЭТ Алексей Москаленко также отметил, что организация принимала участие в разработке законопроекта и считает, что важнейшие предложения были учтены. С ним согласен и экономист, кандидат экономических наук и преподаватель НИУ ВШЭ Григорий Баженов.

— Законопроект исчерпывающим образом отражает все наиболее актуальные для покупателей вопросы, снимает при приобретении товаров на маркетплейсах для них риски, присутствующие сейчас. Когда закон вступит в силу, покупатели будут в полной мере защищены от приобретения некачественной продукции. Любопытно, что офлайн-ритейлеры остались недовольны текущим законопроектом, но критика в адрес инициатив, звучащая с их стороны, не отражает потребностей покупателей и скорее связана со стремлением отстоять коммерческие интересы традиционных офлайн-сетей, — считает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир