Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Каллас заявила о важности союза с США после критики стратегии нацбезопасности
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Происшествия
В Белгороде из-за падения боеприпаса пострадал мирный житель
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Общество
Бойца ММА задержали за спарринг с памятником в Москве
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В Литве аннулировали ВНЖ 145 россиянам из-за поездок в РФ и Белоруссию
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Введенные президентом США Дональдом Трампом пошлины шокировали всю мировую экономику. Обвал рынков стал крупнейшим с 2020 года, а экономисты предсказывают рецессию в глобальном масштабе. Аналитики обращаются к истории — знаменитому акту Смута — Хоули, принятому в США в 1930 году и приведшему к мировой войне тарифов. Почему был принят тот закон, действительно ли он повлек за собой Великую депрессию и в чем сходства и отличия тогдашней и нынешней ситуации — в материале «Известий».

Свобода с оговорками

В 1920-е годы США были самой быстроразвивающейся крупной экономикой мира. В то время как европейские государства переживали тяжелые последствия Первой мировой войны, Америка была мировым технологическим лидером. Электрификация и автомобилизация дали колоссальные темпы роста производительности (быстрее во всей истории был только рост производительности после Второй мировой), которые конвертировались в ВВП. Но процесс был несбалансированным: реальные зарплаты сильно отставали от производительности и общего экономического роста. Это и стало фундаментальной причиной биржевого краха 1929 года и последующего экономического кризиса.

Ключевой причиной проблемы был кризис перепроизводства. Американским товарам было и так тесно на рынке, но теперь из-за снижения спроса им приходилось конкурировать еще и с иностранной продукцией, которая пыталась найти себе место за океаном в условиях стремительно сжимающихся национальных экономик. В сложившейся ситуации конгресс решил действовать и огородить национальную промышленность и сельское хозяйство от конкуренции в условиях кризиса. Сенатор Рид Смут и член палаты представителей Уиллис Хоули предложили свой вариант резкого повышения пошлин, который успешно прошел обе палаты из-за доминирования республиканцев (хотя акт поддержали даже некоторые демократы). Естественно, всё было с санкции тогдашнего президента Герберта Гувера, который и шел на выборы 1928 года с программой повышения пошлин на сельскохозяйственную продукцию ради поддержки фермеров.

пшеница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Надо сказать, что к тому времени говорить о свободной торговле между странами можно было с большими оговорками. В 1920-е многие государства всё еще приходили в себя от последствий Первой мировой войны и предпочитали защищать свою промышленность, а порой и сельское хозяйство, от внешней конкуренции. По сравнению с 1913 годом доля торговли в мировом ВВП упала на треть. В тех же США средняя ставка тарифа (для тех товаров, которые вообще подлежали пошлинам) после принятия закона Фордни — Маккамбера 1922 года достигала 40%. На конференции Лиги наций в Женеве в 1927 году финальное коммюнике призвало к отмене пошлин — за счет расширения международной торговли планировалось даже гасить намертво зависшие военные долги (их в итоге так и пришлось простить), но дальше благих пожеланий дело так и не пошло. Общий настрой во всем мире был на то, чтобы увеличивать пошлины. И США в этом процессе оказались застрельщиками.

На колени в Белом доме

Акт Смута — Хоули попал в конгресс еще до коллапса на биржах, а на фоне разверзшегося в октябре 1929-го кризиса дело пошло куда быстрее. В марте 1930 года акт был принят обеими палатами конгресса. В течение двух месяцев владельцы и топ-менеджеры крупнейших компаний Америки (в частности, Генри Форд) просили Гувера не подписывать документ. Некоторые, как директор JP Morgan Томас Ламонт, даже готовы были встать на колени. Но в конечном итоге их аргументы услышаны не были, и акт вступил в силу. В кратчайшие сроки ставки импортных пошлин в США поднялись сразу на 20 процентных пунктов (хотя ставки не фиксировались в законе — сенат мог изменять их по собственному усмотрению).

Авторы закона не учли тот факт, что США на 1930 год имели довольно заметный профицит торгового баланса. Соответственно, какую-то значимую выгоду от данного шага они могли получить только в случае, если ключевые торговые партнеры не приняли бы ответных мер. Как нетрудно было догадаться, ничего подобного не произошло. Многие страны Европы и Латинской Америки (в частности, Франция, Италия, Испания, Аргентина) установили свои пошлины. В некоторых начались бойкоты американских товаров. В мае 1930 года Канада установила тарифы на 16 видов товаров, составлявших около трети американского экспорта к северным соседям. Позднее заградительные пошлины начали вводиться европейскими государствами друг против друга.

32-й президент США

32-й президент США Франклин Делано

Фото: TASS/AP

В итоге, хотя США оградили свой рынок от иностранцев, а импорт упал почти вдвое, этого оказалось недостаточно, чтобы приостановить депрессию. ВВП страны в течение двух лет упал почти на 30%. Новый президент Франклин Рузвельт шел на выборы с лозунгом сокращения пошлин и выиграл гонку с убедительным превосходством. К 1934 году он получил полномочия устанавливать размеры тарифов президентскими указами — в обход конгресса.

В мировом масштабе всё было еще хуже. Международная торговля в 1930-е пережила крайне драматичное падение, сократившись почти на две трети, — что, справедливости ради, было вызвано не только тарифами как таковыми, но и общим сокращением американской экономики, уже в те времена явно крупнейшей в мире. К 1938 году она упала до 9% мирового ВВП. В некоторых странах Великая депрессия оказалась даже более тяжелым испытанием, чем в США, — в первую очередь потому что они были куда беднее, а как известно, «пока толстый сохнет — худой сдохнет». Трагедия коллективизации и массового голода в СССР также была связана косвенным образом с американской ситуацией. В итоге пошлины были сокращены и постепенно вернулись на уровень 1920-х годов, а после Второй мировой войны с подписанием генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, предтечи ВТО) упали еще ниже.

Хотя тарифы не были первопричиной Великой депрессии, экономисты сходятся во мнении, что они ее усугубили, затормозив восстановление ведущих экономик мира. В 1930-е годы эти страны росли только за счет военных расходов и общего технического прогресса, но не благодаря расширению внутреннего спроса.

Отвыкли от пошлин

Ситуация почти вековой давности перекликается с нашими днями, но есть и множество существенных отличий, поэтому проводить параллели нужно с известной осторожностью. Начнем с того, что сейчас международная торговля имеет принципиально иные масштабы и значение для мировой экономики. Если в 1929 году она составляла 14% глобального ВВП, то к 2020-м годам выросла до 56%. Впрочем, эта доля достигла пика в начале 2010-х годов за 20 лет сверхбыстрой глобализации и с тех пор практически не растет. В США значение товарооборота с внешним миром тоже выросло — до 25% против 10% столетие назад. Это намного меньше среднемирового показателя (парадоксально, но США в силу размеров своей экономики страна, в сравнительно малой степени затронутая глобализацией), но всё еще очень существенно. Существует огромная номенклатура товаров, в первую очередь потребительских, производство которых разнесено по всему миру. И это означает куда более тяжелые последствия в случае разрыва производственных цепочек. В некотором смысле современная экономика более хрупкая и тонко настроенная по сравнению с более примитивной, но основательной экономикой первой половины прошлого века.

график
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Второе ключевое различие состоит в том, что 100 с лишним лет назад пошлины в принципе были нормой. Какое-то время в США вообще не взимали внутренних налогов, обходясь исключительно тарифами как способом пополнять бюджет, — хотя и подоходный налог американцы также ввели одними из первых в мире. Если мы посмотрим на историю тарифных ставок, то последние 50 лет стали крайне нетипичными для Америки — в среднем пошлины составляют около 5%. Даже после отмены и снижения наиболее экстремальных тарифов, введенных актом Смута — Хоули, средняя ставка всё равно была в три раза больше нынешней. Экономика отвыкла жить в условиях внешнеторговых пошлин, и для нее заградительные меры могут стать немалым шоком. Администрация Байдена также вводила тарифы, но это делалось точечно (например, на электромобили). Всем придется в срочном порядке вспоминать прошлый опыт, но не факт, что наладка не потребует многих лет. В этом смысле ситуация также может считаться даже более опасной.

Третье различие в том, что если в 1920-х годах у США был торговый профицит, то сейчас, и уже давно, глубокий дефицит. В 1930 году тарифы вводились, чтобы защитить местного производителя от кризиса перепроизводства. Сейчас они вводятся для того, чтобы вернуть производство в Америку, сбалансировать торговое сальдо, а заодно и пополнить бюджет, решая фискальные проблемы. Соответственно, ущерб для торговых партнеров США может оказаться еще большим, чем 100 лет назад. В свою очередь, сама Америка встанет перед необходимостью очень быстро и почти с нуля создавать собственные производственные цепочки.

Президент США Дональд Трамп

Президент США Дональд Трамп

Фото: REUTERS/Leah Millis

С другой стороны, есть два момента, несколько снижающих опасный драматизм ситуации. Речь идет о том, что если тарифы 1930 года были приняты в период Великой депрессии, когда экономика и так стремительно обваливалась, то сейчас она находится на неплохих показателях (по крайней мере в США). Поэтому катастрофического развития событий, скорее всего, удастся избежать. А кроме того, современные цепочки поставок являются невероятно гибкими и позволяют обходить пошлины, проводя импорт и экспорт через третьи страны. Это проявляется в том числе и в практической невозможности реализовать все санкции (например, против России).

Как бы то ни было, но резкие шаги администрации Дональда Трампа действительно имеют общее с тарифами, введенными в 1930 году, и эффект могут иметь сопоставимый. Хотя тренд на деглобализацию оформился еще в прошлом десятилетии, быстрые и необдуманные меры могут нанести тяжелый урон всему довольно хрупкому зданию мировой экономики.

Читайте также
Прямой эфир