Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За три квартала 2024 года российские автозаводы более чем на треть увеличили выпуск легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. По некоторым видам транспорта они уже превзошли досанкционные показатели. Меры поддержи, которые оказываются отрасли, позволят отечественному автопрому наращивать производство транспортных средств и в дальнейшем, считают эксперты. Однако темпы роста во многом будут зависеть от ряда внешних факторов, а также от потребительского спроса на новые машины, отмечают специалисты. Подробности — в материале «Известий».

Грузовики объехали санкции

С января по сентябрь включительно в России было выпущено в общей сложности 675,9 тыс. транспортных средств, что на 34,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщается в отчете Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) о промышленном производстве в 2023 году, опубликованном на официальном сайте ведомства.

В частности, за три квартала с конвейеров отечественных автозаводов сошли 508 тыс. легковых автомобилей. Это на 39,9% больше, чем за девять месяцев прошлого года, когда предприятия собрали 358 тыс. легковушек. В этом сегменте отрасль пока заметно отстает от показателей досанкционного периода: в январе–сентябре 2021 года в нашей стране было выпущено 1,02 млн легковых машин.

Линия сборки кабин грузового автомобиля
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

А вот производство грузовиков уже обогнало досанкционные показатели. Если за девять месяцев 2021 года в России было собрано 129 тыс. грузовых машин, то за три квартала этого года их выпустили уже 141 тыс. штук (+17,1% к данным за аналогичный период прошлого года). Аналогичная картина наблюдается и в отношении небольших автобусов (полной массой до 5 т): с января по сентябрь 2021 года их собрали 9,8 тыс. экземпляров, а за девять месяцев 2024-го — 11,1 тыс. штук (+ 11,7% к трем кварталам прошлого года).

Перезапуск

Рост объемов выпуска автомобилей во многом связан с перезапуском в этом году производства на ранее остановленных предприятиях, отмечают эксперты. Так, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге начался выпуск кроссоверов бренда Х-Сite. Также в Северной столице началось производство автомобилей Solaris (в прошлом модели Hyundai и Kia). В Калужской области была возобновлена сборка Citroen, компания Sollers начала производство под собственным брендом автобусов во Владивостоке и грузовиков в Ульяновске.

Сборка автомобилей
Фото: РИА Новости/Максим Платонов

Выпуск автомобилей Amderauto и Forthing, а также грузовиков Ambertruck стартовал в Калининградской области. Кроме того, в Ижевске начали делать Lada Largus (до 2022 года эту модель производили в Тольятти), на конвейере завода Haval в Тульской области появился внедорожник H3, а Липецкий автозавод Evolute начал сборку гибридного кроссовера i-Space. Также на ряде российских предприятий были произведены партии автомобилей Chery, Exeed, DFSK и Jetour. Кроме того, в Нижнем Новгороде до конца года ожидается запуск производства нескольких моделей возрожденной марки «Волга».

Больше, но меньше

В обозримой перспективе рост производства автомобилей сохранится, однако его темпы могут замедлиться, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По мнению главного редактора издания «За рулем» Максима Кадакова, это связано с увеличением доли высокотехнологичных моделей в структуре производства и сложностями с обеспечением сборочных предприятий необходимыми комплектующими.

— В условиях санкционного давления чем сложнее модель и чем больше в ней технологичных автокомпонентов, тем труднее обеспечить их бесперебойные поставки с сохранением определенного уровня качества. По ряду электронных систем мы можем обеспечить такую стабильность, именно поэтому было принято решение о прекращении с 1 января 2025 года действия упрощенных требований к автомобилям и об обязательном оснащении их системами АБС и ESP. Сами блоки для этих систем в достаточном количестве выпускаются в нашей стране, правда, в значительной степени всё же из иностранных деталей и компонентов, — рассказал он «Известиям».

Сборка автомобилей
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве других комплектующих, отмечает эксперт. Например, несмотря на то что краски, используемые на отечественных автозаводах, в подавляющем большинстве случаев выпускаются в РФ, их химические компоненты в значительной мере импортируются из других стран.

— В этих условиях серьезными факторами являются уровень санкций, курс рубля, сложность логистических цепочек. Изменение любой из этих составляющих в конечном итоге может сказаться на объемах производства автомобилей в нашей стране, — полагает Максим Кадаков.

Сборка автомобилей
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в качестве примера приводит введенный недавно США запрет на экспорт в Россию, Белоруссию, а также на Кубу, в КНДР, Ирак и Иран многослойных стекол, амортизаторов, рулевых систем, подушек безопасности и ряда других деталей для автомобилей.

— Пока сложно оценить, как это скажется на отечественных автопроизводителях. Однако вполне вероятно, что кто-то из иностранных поставщиков из-за риска вторичных санкций откажется от сотрудничества с российскими предприятиями. В этом случае придется либо искать другого поставщика, либо придумывать какие-то схемы и пути ввоза «запрещенки». Это вполне может сказаться на объемах выпуска новых автомобилей, — считает Игорь Моржаретто.

Сборка автомобилей
Фото: РИА Новости/Виталий Невар

Способствовать увеличению производства автомобилей в России в определенной мере будет и индексация утилизационного сбора, считает Максим Кадаков. Однако в значительной степени это будет зависеть от того, в каком объеме полученные от этого сбора средства пойдут на поддержку российского автопрома, подчеркивает он.

Собрать и продать

По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, недостаточно просто выпустить больше новых машин, их еще надо продать. А с учетом неизбежного роста цен на них и увеличения размеров ставок по автокредитам сделать это становится всё сложнее, считает он.

Сборка автомобилей
Фото: РИА Новости/Михаил Голенков

— Кроме того, меняется сама модель поведения потенциальных покупателей: всё больше людей предпочитают личному автомобилю сервисы каршеринга или подписки на машину. Этому способствуют и планы властей по сокращению количества парковок возле домов — многие просто не станут покупать машину, понимая, что ее негде будет припарковать. В этих условиях для значительного роста производства машин в нашей стране нет особых предпосылок. Конечно, ни производство, ни рынок своего потолка не достигли: скорее всего, в следующем году движение вперед всё же будет, но уже не такими темпами, как прежде, — поделился своим прогнозом с «Известиями» вице-президент НАС.

Читайте также
Прямой эфир