Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Захарова высказалась о решении суда по делу о сбитом Ираном украинском Boeing
Мир
Лавров сообщил о решении БРИКС «взять паузу» по вопросу вступления новых членов
Экономика
Поступления в бюджет от налога на богатых выросли в 1,5 раза
Экономика
ТЦ попросили уравнять их в правах с маркетплейсами
Общество
Полиция не выявила фактов нарушения общественного порядка в центре Махачкалы
Наука и техника
Астероид размером с Эверест приблизится к Земле 27 июня
Армия
В Подмосковье начала работу система контроля воздушного пространства важных объектов
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о нежелании украинцев воевать
Мир
Глава МИД Бельгии предрекла Украине сложный процесс вступления в ЕС
Общество
Мебель из отходов начнут печатать на российских 3D-принтерах
Армия
Бойцы рембата разбили ДРГ ВСУ по пути на передовую с отремонтированной техникой
Армия
РФ вернула из украинского плена 90 российских военнослужащих
Мир
Пентагон исключил преднамеренность ракетного удара по пляжу в Севастополе
Мир
МИД Австрии вызовет поверенного в делах России из-за ограничений СМИ
Политика
Белоусов указал Остину на опасность эскалации из-за помощи для ВСУ
Мир
Президент Кении направил военных на подавление протестов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жители крупных городов регулярно жалуются на нарушения правил дорожного движения владельцами электросамокатов, курьерами на электровелосипедах и клиентами кикшеринговых сервисов. Ситуацией уже озаботились в Госдуме, где в июне рассмотрят поправки в КоАП, ужесточающие наказание за нарушения. Как сегодня вести себя людям, пострадавшим при столкновении с водителем средства индивидуальной мобильности (СИМ) и что говорит судебная практика по таким разбирательствам, выяснили «Известия».

От дискомфорта к травмам

Полиция стала активнее следить за водителями, которые управляют СИМ, — инспекторов госавтоинспекции, составляющих протоколы на беспечных самокатчиков, можно часто увидеть на главных улицах крупных городов. В Петербурге массовая проверка проходила в апреле (рейд назывался «Кикшеринг» и выявил свыше 5 тыс. нарушений). В столице похожая операция завершилась совсем недавно — в середине мая. Почти 3,2 тыс. материалов автоинспекторы составили в отношении лиц, использующих СИМ. Еще около 2,6 тыс. материалов — в отношении курьеров службы доставки. Профилактика теперь на контроле у полицейских во всех городах, где увеличивается число самокатов и курьеров на велогибридах.

Одна из причин таких операций — возросший уровень травматизма по вине рассекающих по проезжей части и тротуарам водителей СИМ.

самокат
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Об этом можно судить, в частности, по данным столичного управления СК за девять месяцев прошлого года, оказавшимся в распоряжении «Известий». Правоохранительные органы зарегистрировали за этот период 665 ДТП с участием СИМ, что в четыре раза больше, чем годом ранее. Около 30% всех правонарушений — с участием несовершеннолетних. Телесные повреждения получили 700 человек, погибли двое (оба несовершеннолетние). СИМ фигурируют в 23 сообщениях о преступлениях. По 15 таким фактам было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Чаще всего решение было продиктовано отсутствием вреда здоровью, образующего состав преступления (речь о тяжком вреде или средней тяжести). В Москве за отчетный период были возбуждены восемь уголовных дел, семь из которых — с пострадавшими-детьми (два дела по факту гибели подростков). Проверки прошли в том числе после публикаций информации о нарушениях в СМИ и соцсетях.

В случае наезда

Простых пешеходов в первую очередь заботит вопрос, как быть в ситуации, если на него наедет пользователь СИМ или курьер на электровелосипеде — таких случаев всё больше, а четкого свода правил (например, как при ДТП с участием автомобилей на трассе) нет. «Известия» направили в МВД запрос с просьбой разъяснить алгоритм действия в случае аварийной ситуации с участием пешехода и пользователя СИМ. На момент публикации материала ответ не поступил.

«Известия» узнали у юристов, является ли сам факт наезда на пешехода ДТП.

— Конечно, столкновение пешехода с СИМ считается дорожно-транспортным происшествием. Такой вывод следует из ст. 2 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», в которой говорится о том, что ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором был причинен ущерб людям, другим транспортным средствам и имуществу, в том числе и материальный ущерб, — говорит юрист Алла Георгиева.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

А средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, гироскутеры, электроскейтборды и пр.), согласно Правилам дорожного движения РФ, отнесены к транспортным средствам.

Значит, считает юрист, при аварии с участием СИМ стоит делать всё то же самое, что в случае аварии с любым другим транспортным средством — нужно вызвать сотрудников ГИБДД или полиции для составления протокола о случившемся.

— Пока стороны ДТП будут ждать сотрудников, следует зафиксировать случившееся — сделать фото, видео обстоятельств аварии, запросить контактные данные очевидцев, — советует Георгиева.

Юрист обращает внимание, что пользователь СИМ не всегда ждет полицию, понимая, что его привлекут к ответственности:

— Нарушитель может скрыться. В этом случае пешеходу (хоть и одному) всё равно следует дождаться сотрудников ГИБДД, зафиксировать факт ДТП, полученный ущерб (в том числе здоровью). В рамках рассмотрения административного происшествия будут запрошены данные с видеокамер.

самокат
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Пострадавший пешеход вправе вызвать скорую помощь, чтобы впоследствии определить тяжесть полученных травм, ведь ответственность электросамокатчика будет зависеть от ущерба — как материального, так и вреда здоровью.

Почти европротокол

Если в результате столкновения пешеход получил незначительный ущерб, то стороны ДТП смогут договориться о его возмещении без вызова сотрудников ГИБДД, составив расписку о заглаживании вреда, продолжает Алла Георгиева.

— При этом пострадавший должен знать, что он вправе рассчитывать на компенсацию всех понесенных им расходов в результате ДТП — восстановление здоровья (лечение), компенсация стоимости имущества (если, например, пострадала одежда, обувь, сумка и пр.), моральный вред, — перечислила эксперт.

Если вина признается самим самокатчиком, разбирательство значительно упрощается. А если он оставил место ДТП или не признает свою вину, тут сотрудникам ГИБДД стоит разобраться в событиях аварии.

гибдд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Например, по запросу ГИБДД могут быть предоставлены данные камер видеонаблюдения, которые покажут, что самокатчик на пешеходном переходе не спешивался (а должен был) — тогда бесспорно виновен будет управляющий самокатом. А если ДТП произошло на проезжей части или велодорожке, то виновным может быть сам пешеход или вина будет признана обоюдной. В любом случае, если будет причинен ущерб здоровью, самокатчик обязан его возместить независимо от вины, так как СИМ относят к источнику повышенной опасности, — разъяснила собеседница.

Внимание, розыск

Сведения о лице, которое управляло СИМ, по запросу ГИБДД может предоставить оператор проката (кикшеринга).

— Если самокат прокатный, виновника просто вычислить по идентификационному номеру самоката. — рассказала Георгиева. — При ДТП следует обратить на него внимание, а также запомнить время ДТП, так как транспортное средство позже может быть передано в пользование другому человеку.

Жалобы на СИМ-нарушителей можно адресовать в электронной форме на официальный сайт ГИБДД или в обычном печатном виде в ближайшее отделение ГИБДД. К жалобе желательно приложить все имеющиеся доказательства (фото/видео), контактные данные свидетелей, справку из медицинского учреждения, говорит юрист.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Кому ходить по судам

Как правило, вся ответственность по ДТП должна быть возложена на нарушителя (лицо, которое управляло СИМ).

— По общему правилу, такой вред подлежит возмещению в полном объеме, согласно ст. 1064 ГК РФ. Но законом может быть возложена ответственность и на лицо, которое не являлось причинителем вреда. Например, если собственник СИМ — юридическое лицо, а работник организации выполняет возложенные на него трудовые функции с использованием СИМ (курьеры, доставщики и пр.) Потом, конечно, компания в регрессном порядке может взыскать свои расходы с виновного, но будет выступать ответчиком по делу, — отмечает юрист.

Что касается шеринговых компаний, то, как правило, по договору с управленцем СИМ ответственность при ДТП будет возложена на него. За результаты использования СИМ при незначительном ущербе чаще несут ответственность те лица, которые управляли транспортом, указала Алла Георгиева. Но в судебной практике есть случаи обоюдной вины.

— Шеринговая компания будет являться соответчиком, так как автомобиль был сдан в аренду, а не передан в собственность, — говорит юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. — Если автомобиль используется по доверенности, то правила будут как и для личного средства передвижения. В некоторых случаях могут возбуждаться уголовные дела, в некоторых — споры решаются в порядке гражданско-правового судопроизводства.

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Компания будет отвечать за причиненный водителем ущерб в случае, если транспорт оформлен на юридическое лицо, а нарушитель, работая сотрудником, совершил правонарушение, объясняет адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.

— Впрочем, для взыскателя особого значения это не имеет, с той лишь разницей, что с юридического лица легче получить возмещение вреда. Всё это действует в условиях отсутствия страхования ответственности, — уточняет эксперт.

Юрист Алла Георгиева обратила внимание, что если виной ДТП послужило некачественное дорожное покрытие, ответственность может быть адресована к коммунальным службам. А в случае причинения вреда несовершеннолетним (а таких фактов хватает) ответственность ляжет и на его родителей.

Прямой эфир